Нестандартное домашнее задание по русскому языку

Пояснительная записка
Автор: Серегина Альмира Алибаскаровна, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 35 г. Орска»
Название: Нестандартное домашнее задание «Присоединяйся к Тотальному диктанту !»
Тема: «Пунктуационный анализ».
Предмет: русский язык
УМК: «Русский язык». УМК Ладыженской Т.А., Баранова М. Т., Тростенцовой Л. А. и др.
Аудитория: обучающиеся 8–9 классов
Степень сложности: высокий
Тип задания: индивидуальное
Время выполнения: 15-20 минут
Способ проверки: написание обучающимися Тотального диктанта
Описание
По данным, опубликованным в 2018 году, в письменных работах обучающихся в среднем на одну орфографическую ошибку приходится четыре-пять пунктуационных. Поэтому домашнее задание посвящено пунктуационному анализу на примере текста Тотального диктанта. Также обучающимся необходимо знать о вариантах пунктуационного оформления. Это говорит о том, что возможности интерпретации смысла одного и того же предложения очень широки. Нестандартные задания требуют от учащихся гибкости мышления, критического восприятия, креативности, способности распределять внимание и находить новые подходы к решению. Выполняя данное задание, обучающиеся углубляют знания, повторяют знакомые правила.
Задание создано к урокам русского языка в 8–9 классах для нестандартного домашнего задания.
Цель: популяризация ежегодной просветительской акции «Тотальный диктант».
Задачи:
- популяризация русского языка и грамотности;
- улучшение навыков. Участники получают возможность оценить свои знания, выявить слабые места и работать над их устранением;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
-познакомить обучающихся с вариативностью русской пунктуации.
Ожидаемые результаты:
- информирование обучающихся о предстоящем мероприятии;
- привлечь их к участию в Тотальном диктанте.
Информационные источники
Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. – М., 2002
БТС – Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 1998
ПАС – Правила русской орфографии и пунктуации: Полный академический справочник /Под ред. В. В. Лопатина. – М., 2011
Домашнее задание. Прочитайте текст
Тотального диктанта 2025 г. (автор Марина Москвина)
Косточка мамонта
Мы ехали в грузовике: палеонтологи, двое рабочих, студент-биолог и я, их повар и корреспондент в одном лице. Каждый надеялся, что в земных глубинах Брянской области его ждет скелет мамонта. Именно тут, вдоль берега широченной реки, которой теперь и след простыл, бродили стадами мамонты. Нам снились их колышущиеся спины и светящиеся в сумерках дуги огромных бивней.
Мы раскинули лагерь над карьером. Там добывали песок для починки дороги, когда ковш экскаватора наткнулся на громадную кость. Вызвали профессора из Москвы. «Братцы, — сказал он, — это бивень мамонта!» В стене карьера виднелся белый круг. Если это тупой конец – плохо, значит в земле только остриё, а скелет безвозвратно утерян. А если острый — тогда самое главное там!
Светлые души мамонтов слонялись вокруг ночного костра, сквозь них просвечивали звезды. Я кашеварила, но думала об одном: что означал загадочный срез бивня? Наутро мы пришли в карьер с лопатами и начали вгрызаться в землю, как кроты. По ходу дела обнаружили ребро, плечевую кость, обломки челюстей — всё очень хрупкое, ведь этим мамонтам пятнадцать тысяч лет! И наконец-то добрались до черепа.
Да, бивень вел к скелету. Мы долго очищали его от песка. Он был коричневый сначала, цвета яшмы, потом на солнце высох, побелел, его упаковали осторожно и повезли в Москву.
На память о брянском мамонте много лет я хранила косточку, пока однажды, придя в музей, не повстречалась с нашей находкой. Полностью собранный, стоял он, как памятник на постаменте. Всё было на месте: шеренга позвонков, ребра, бивни, запястья, и только на большом пальце левой ноги явно не хватало одной фаланги. Той самой, которую я всегда носила с собой и считала своим талисманом. Я достала ее из рюкзака, приложила к пальцу мамонта, и она точно подошла по размеру.
Задания:
1. Объясните постановку двоеточия в первом предложении.
2. Во 2 абзаце найдите предложение с прямой речью, составьте схему.
3. В предложении «Если это тупой конец – плохо, значит в земле только остриё, а скелет безвозвратно утерян» посчитайте количество грамматических основ.
4. В предложении «Я кашеварила, но думала об одном: что означал загадочный срез бивня?» вместо двоеточия возможна постановка и другого знака препинания. Подумайте, какого?
5. Найдите предложения со сравнительным оборотом.
Ключ к заданию:
1. Предложение содержит ряд однородных подлежащих с обобщающим словом мы. В такой ситуации эталонный знак – двоеточие [ПАС. Пунктуация. § 33], но допустимо и тире [ПАС. Пунктуация. § 36, примечание].
2. Прямая речь может быть оформлена либо в кавычках и в строку (в подбор), либо с начальным тире и с абзаца.
«П, - а, - п!»
3. Предложение может иметь разное пунктуационное оформление, так как имеет сложную грамматическую и семантическую структуру. Пронумеруем его части, убрав знаки препинания: Если это тупой конец (1) плохо (2) значит в земле только остриё (3) а скелет безвозвратно утерян (4).
Комментарии.
Приведем возможные варианты пунктуационного оформления фрагмента, состоящего из первых трех частей предложения (блок из частей (3) и (4) образует
сложносочиненное предложение, постановка знаков препинания в котором не имеет вариантов)
а) Если это тупой конец — плохо: значит, в земле только остриё…
б) Если это тупой конец, плохо: значит, в земле только остриё…
в) Если это тупой конец, плохо — значит, в земле только остриё…
г) Если это тупой конец — плохо, значит, в земле только остриё…
д) Если это тупой конец, плохо, значит, в земле только остриё…
4. Это бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого представляет собой прямой вопрос, а в этом случае между частями ставится либо двоеточие, либо тире
[Розенталь. § 44.5; ПАС. Пунктуация. § 129, примечание 2].
5. Наутро мы пришли в карьер с лопатами и начали вгрызаться в землю, как кроты.
Полностью собранный, стоял он, как памятник на постаменте.