Нестандартное домашнее задание по русскому языку в процессе подготовки к контрольному диктанту (5 класс)
Нестандартное домашнее задание по русскому языку
в процессе подготовки к контрольному диктанту.
Пояснительная записка
Подготовка учащегося к контрольному диктанту проводится в течение нескольких уроков. В процессе выполнения домашнего задания учащийся готовится самостоятельно, но организовать эту часть подготовки интересно – задача учителя. Только самостоятельно добытые знания и отработанные умения имеют ценность. Нестандартное домашнее задание должно быть посильным, так как его выполнение происходит без непосредственного руководства учителя.
Тема домашнего задания: «Синтаксический разбор простого предложения. Подготовка к контрольному диктанту»
Класс: 5
Цели:
- закрепление изученного материала в 1 четверти в области синтаксического разбора предложения;
- отработка навыков определения членов предложения;
- подготовка к выполнению грамматического задания в контрольном диктанте.
Работа по формированию компетенций школьника (ключевых: учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных; общепредметных; предметных) заложена в выборе текста и нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту.
Работа по формированию УУД (коммуникативных, регулятивных, познавательных) заложена в выборе текста, нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту, в способе проверки.
Степень сложности: средний.
Тип задания: индивидуальное, работа над предложением.
Время выполнения задания: 25-30 минут.
Текст для домашнего задания взят из сборника Бройде М.Г. «Занимательные упражнения по русскому языку»: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 304с. (упражнение №15, стр 18). Выбор темы текста обусловлен общностью тем текстов домашнего задания и контрольного диктанта (оба текста на осеннюю тематику). Таким подбором текстов мы снимаем стрессовую ситуацию восприятия пятиклассником незнакомого текста будущего контрольного диктанта.
Задание - кроссворд к тексту, методика работы с упражнением при подготовке к контрольному диктанту – разработка Жарковой И.Ю.
Проведение: лист с заданием (по вариантам) получает на уроке каждый ученик. В работе представлены два варианта заданий. Дома учащийся на выданном листе выполняет задание.
Способ проверки:
1. Текст читается учителем или подготовленным учеником.
2. Грамматическое задание к тексту проверяется при помощи опроса (для 1 варианта – второй абзац, для 2 варианта – первый абзац – это общий для вариантов отрывок текста). Так как класс малочисленный, никто из учащихся не остается без внимания учителя, все включены в работу.
3. Взаимопроверка. Листами с выполненным кроссвордом учащиеся обмениваются и проводят взаимопроверку, сверяясь с информацией на интерактивной доске. После этого листы с кроссвордами и выполненными заданиями сдаются на проверку учителю.
4. Оценивается работа каждого ученика.
Текст
Осенью
(1)Приближается зима. (2)Заметно сократился день. (3)Воздух плохо прогревается и не сохраняет тепла. (4)Ночи становятся долгими и темными и часто заставляют дрожать от холода. (5)Уже не распахнешь окно и не насладишься вечерней свежестью и запахом цветов.
(6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко висят тяжелые тучи и грозят дождем или мокрым снегом. (8)Они поглощают солнечные лучи и не дают им освещать и согревать землю. (9)Отдаленные предметы то теряются в тумане, то пропадают за сеткой дождя.
(10)Мокрые кроны деревьев и кустарников отяжелели, пригнулись к земле и отражаются в лужах. (11)Ветер сотрясает их резко и грубо и срывает листву. (12)Листья летят по воздуху и прилипают к крышам и облепляют кусты. (13)Всем холодно да тоскливо осенью.
Шрифт и интервал для печати задания выбраны крупные, чтобы снизить зрительную нагрузку для учащихся.
Задание
1 вариант
Осенью
(1)Прибл_жается зима. (2)Заметно сокр_тился день. (3)Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. (4)Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от холода. (5)Уже не расп_хнешь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цветов.
(6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко в_сят т_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (8)Они погл_щают солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (9)Отдаленные предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя…
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы): _______________________________________
Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.
Задание 3. Разгадайте кроссворд.
3 |
|||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||
4 |
|||||||||||||||
5 |
|||||||||||||||
6 |
|||||||||||||||
По горизонтали: |
По вертикали: |
1. Из предложения №3 выпишите обстоятельство образа действия. |
2. Каким членом предложения является словоформа «свежестью» в предложении №5? |
4. Из предложения №5 выпишите словоформу, подходящую под схему: приставка+корень+окончание+постфикс |
3. Из предложения №2 выпишите сказуемое. |
6. Каким членом предложения является словоформа «отдаленные» в предложении №9? |
5. Из предложения №3 выпишите подлежащее. |
При выполнении заданий будь внимателен, не спеши!
2 вариант
Осенью
… (1)Отпылали солнечные восходы и закаты. (2)Весь день низко в_сят т_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (3)Они погл_щают солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (4)Отд_ленные предметы то т_ряются в тумане, то проп_дают за сеткой дождя.
(5)Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. (6)Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. (7)Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. (8)Всем холодно да тоскливо осенью.
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы):__________________________________________
________________________________________________________
Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.
Задание 3. Разгадайте кроссворд.
2 |
||||||||||||||||||
1 |
||||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||||
3 |
4 |
|||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||
По горизонтали: |
По вертикали: |
|||||||||||||||||
1. Каким членом предложения является словосочетание «сеткой дождя» в предложении №4? |
2. Из предложения №1 выпишите сказуемое. |
|||||||||||||||||
3. Из предложения №6 выпишите дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже. |
4. Из предложения №4 выпишите словоформу, подходящую под схему: корень+суффикс+окончание+постфикс |
|||||||||||||||||
5. Из предложения №4 выпишите подлежащее. |
6. Из предложения №2 выпишите определение, относящееся к подлежащему. |
При выполнении заданий будь внимателен, не спеши!
Ключи к кроссвордам
1 вариант
3с |
|||||||||||||||
о |
|||||||||||||||
2д |
к |
||||||||||||||
1п |
л |
о |
х |
о |
р |
||||||||||
п |
а |
||||||||||||||
о |
т |
||||||||||||||
4н |
а |
с |
л |
а |
д |
и |
ш |
ь |
с |
я |
|||||
н |
л |
||||||||||||||
е |
с |
||||||||||||||
н |
я |
||||||||||||||
5в |
и |
||||||||||||||
6о |
п |
р |
е |
д |
е |
л |
е |
н |
и |
е |
|||||
з |
|||||||||||||||
д |
|||||||||||||||
у |
|||||||||||||||
х |
2 вариант
2о |
||||||||||||||||
т |
||||||||||||||||
п |
||||||||||||||||
ы |
||||||||||||||||
1о |
б |
с |
т |
о |
я |
т |
е |
л |
ь |
с |
т |
в |
о |
|||
а |
||||||||||||||||
л |
6т |
|||||||||||||||
3л |
и |
с |
4т |
в |
у |
я |
||||||||||
е |
ж |
|||||||||||||||
5п |
р |
е |
д |
м |
е |
т |
ы |
|||||||||
я |
л |
|||||||||||||||
ю |
ы |
|||||||||||||||
т |
е |
|||||||||||||||
с |
||||||||||||||||
я |
||||||||||||||||
Планируемые результаты выполнения домашнего задания в нестандартной форме:
- учащийся закрепляет умение проводить синтаксический разбор простого предложения;
- учащийся продолжает формирование познавательных УУД (работа с грамматическим заданием: чтение, восприятие, выполнение);
- учащийся закрепляет навыки работы с текстом; продолжается работа по формированию коммуникативных компетенций и коммуникативных УУД;
- учащийся продолжает формирование навыков работы с определенным видом орфограмм; продолжается работа по формированию предметных компетенций;
- учащийся продолжает работу по формированию регулятивных УУД (проверка, контроль, коррекция);
- учащийся не испытывает психологического дискомфорта при проведении контрольного диктанта.
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна