Нестандартное домашнее задание по русскому языку в процессе подготовки к контрольному диктанту (5 класс)

11
2
Материал опубликован 30 August 2018 в группе

Нестандартное домашнее задание по русскому языку

в процессе подготовки к контрольному диктанту.

Пояснительная записка

Подготовка учащегося к контрольному диктанту проводится в течение нескольких уроков. В процессе выполнения домашнего задания учащийся готовится самостоятельно, но организовать эту часть подготовки интересно – задача учителя. Только самостоятельно добытые знания и отработанные умения имеют ценность. Нестандартное домашнее задание должно быть посильным, так как его выполнение происходит без непосредственного руководства учителя.

Тема домашнего задания: «Синтаксический разбор простого предложения. Подготовка к контрольному диктанту»

Класс: 5

Цели:

- закрепление изученного материала в 1 четверти в области синтаксического разбора предложения;

- отработка навыков определения членов предложения;

- подготовка к выполнению грамматического задания в контрольном диктанте.

Работа по формированию компетенций школьника (ключевых: учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных; общепредметных; предметных) заложена в выборе текста и нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту.

Работа по формированию УУД (коммуникативных, регулятивных, познавательных) заложена в выборе текста, нестандартной форме задания для проведения подготовки к контрольному диктанту, в способе проверки.

Степень сложности: средний.

Тип задания: индивидуальное, работа над предложением.

Время выполнения задания: 25-30 минут.

Текст для домашнего задания взят из сборника Бройде М.Г. «Занимательные упражнения по русскому языку»: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012. – 304с. (упражнение №15, стр 18). Выбор темы текста обусловлен общностью тем текстов домашнего задания и контрольного диктанта (оба текста на осеннюю тематику). Таким подбором текстов мы снимаем стрессовую ситуацию восприятия пятиклассником незнакомого текста будущего контрольного диктанта.

Задание - кроссворд к тексту, методика работы с упражнением при подготовке к контрольному диктанту – разработка Жарковой И.Ю.

Проведение: лист с заданием (по вариантам) получает на уроке каждый ученик. В работе представлены два варианта заданий. Дома учащийся  на выданном листе выполняет задание.

Способ проверки:

1. Текст читается учителем или подготовленным учеником.

2. Грамматическое задание к тексту проверяется при помощи опроса (для 1 варианта – второй абзац, для 2 варианта – первый абзац – это общий для вариантов отрывок текста). Так как класс малочисленный, никто из учащихся не остается без внимания учителя, все включены в работу.

3. Взаимопроверка. Листами с выполненным кроссвордом учащиеся обмениваются и проводят взаимопроверку, сверяясь с информацией на интерактивной доске. После этого листы с кроссвордами и выполненными заданиями сдаются на проверку учителю.

4. Оценивается работа каждого ученика.

Текст

Осенью

(1)Приближается зима. (2)Заметно сократился день. (3)Воздух плохо прогревается и не сохраняет тепла. (4)Ночи становятся долгими и темными и часто заставляют дрожать от холода. (5)Уже не распахнешь окно и не насладишься вечерней свежестью и запахом цветов.

(6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко висят тяжелые тучи и грозят дождем или мокрым снегом. (8)Они поглощают солнечные лучи и не дают им освещать и согревать землю. (9)Отдаленные предметы то теряются в тумане, то пропадают за сеткой дождя.

(10)Мокрые кроны деревьев и кустарников отяжелели, пригнулись к земле и отражаются в лужах. (11)Ветер сотрясает их резко и грубо и срывает листву. (12)Листья летят по воздуху и прилипают к крышам и облепляют кусты. (13)Всем холодно да тоскливо осенью.

Шрифт и интервал для печати задания выбраны крупные, чтобы снизить зрительную нагрузку для учащихся.

Задание


 

1 вариант

Осенью

(1)Прибл_жается зима. (2)Заметно сокр_тился день. (3)Воздух плохо прогр_вается и не сохр_няет тепла. (4)Ночи ст_новятся долгими и темными и часто заст_вляют др_жать от холода. (5)Уже не расп_хнешь окно и не насл_дишься вечерней свежестью и зап_хом цветов.

(6)Отпылали солнечные восходы и закаты. (7)Весь день низко в_сят т_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (8)Они погл_щают солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (9)Отдаленные предметы то т_ряются в тумане то проп_дают за сеткой дождя…

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы): _______________________________________

Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.

Задание 3. Разгадайте кроссворд.

             

3

               
                               
       

2

                     

1

                             
                               
                               
 

4

                           
                               
                               
                               
 

5

                           
 

6

                           
                               
                               
                               
                               


 

По горизонтали:

По вертикали:

1. Из предложения №3 выпишите обстоятельство образа действия.

2. Каким членом предложения является словоформа «свежестью» в предложении №5?

4. Из предложения №5 выпишите словоформу, подходящую под схему:

приставка+корень+окончание+постфикс

3. Из предложения №2 выпишите сказуемое.

6. Каким членом предложения является словоформа «отдаленные» в предложении №9?

5. Из предложения №3 выпишите подлежащее.

При выполнении заданий будь внимателен, не спеши!


 

2 вариант

Осенью

… (1)Отпылали солнечные восходы и закаты. (2)Весь день низко в_сят т_желые тучи и гр_зят дождем или мокрым снегом. (3)Они погл_щают солнечные лучи и не дают им осв_щать и согр_вать землю. (4)Отд_ленные предметы то т_ряются в тумане, то проп_дают за сеткой дождя.

(5)Мокрые кроны деревьев и кустарников от_желели пригнулись к земле и отр_жаются в лужах. (6)Ветер сотр_сает их резко и грубо и срывает л_ству. (7)Листья л_тят по воздуху и прил_пают к крышам и обл_пляют кусты. (8)Всем холодно да тоскливо осенью.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, надпишите проверочные слова, сформулируйте название орфограммы (общей для всех слов с пропуском буквы):____________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________

________________________________________________________

Задание 2. Расставьте знаки препинания, где это необходимо; графически объясните пунктограммы.

Задание 3. Разгадайте кроссворд.

               

2

               
                                 
                                 
                                 

1

                               
                                 
                           

6

   
             

3

   

4

           
                                 
                 

5

             
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
                                 
   

По горизонтали:

По вертикали:

1. Каким членом предложения является словосочетание «сеткой дождя» в предложении №4?

2. Из предложения №1 выпишите сказуемое.

3. Из предложения №6 выпишите дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже.

4. Из предложения №4 выпишите словоформу, подходящую под схему:

корень+суффикс+окончание+постфикс

5. Из предложения №4 выпишите подлежащее.

6. Из предложения №2 выпишите определение, относящееся к подлежащему.

При выполнении заданий будь внимателен, не спеши!

Ключи к кроссвордам

1 вариант

             

               
             

о

               
       

   

к

               

1п

л

о

х

о

   

р

               
       

п

   

а

               
       

о

   

т

               
 

а

с

л

а

д

и

ш

ь

с

я

       
       

н

   

л

               
       

е

   

с

               
       

н

   

я

               
 

   

и

                     
 

п

р

е

д

е

л

е

н

и

е

       
 

з

                           
 

д

                           
 

у

                           
 

х

                           

2 вариант

               

               
               

т

               
               

п

               
               

ы

               

б

с

т

о

я

т

е

л

ь

с

т

в

о

     
               

а

               
               

л

         

   
             

и

с

в

у

 

я

   
                   

е

     

ж

   
                 

5п

р

е

д

м

е

т

ы

                   

я

     

л

   
                   

ю

     

ы

   
                   

т

     

е

   
                   

с

           
                   

я

           
                                 
                                 


 

Планируемые результаты выполнения домашнего задания в нестандартной форме:

- учащийся закрепляет умение проводить синтаксический разбор простого предложения;

- учащийся продолжает формирование познавательных УУД (работа с грамматическим заданием: чтение, восприятие, выполнение);

- учащийся закрепляет навыки работы с текстом; продолжается работа по формированию коммуникативных компетенций и коммуникативных УУД;

- учащийся продолжает формирование навыков работы с определенным видом орфограмм; продолжается работа по формированию предметных компетенций;

- учащийся продолжает работу по формированию регулятивных УУД (проверка, контроль, коррекция);

- учащийся не испытывает психологического дискомфорта при проведении контрольного диктанта.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Кроссворд четко видно непосредственно в документе Word. Как исправить и исправится ли в демоверсии, не знаю.

30 August 2018

Спасибо за работу!

21 October 2018

Похожие публикации