Статья «Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе» (1–4 класс)
Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, не позволяющие полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Давайте попробуем разобраться. И начать стоит с основных понятий.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Т.е. ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид – это разные понятия. Статус «обучающегося с ОВЗ» дается только тому ребенку, у которого есть заключение ПМПК и который не может обучаться без создания специальных образовательных условий, удовлетворяющих его особые потребности.
Для установления статуса ребёнку необходимо пройти обследование на центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК), которые являются начальным и связующим звеном между организациями общего и специального образования по включению детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс. Вариант адаптивной общеобразовательной программы (АООП) и форма обучения определяется на основе рекомендаций ПМПК по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей (законных представителей).
Формы обучения детей с ОВЗ:
Инклюзия
Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.
Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:
1. Класс с инклюзивным обучением в школе.
Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.
2. Полная форма обучения.
Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.
3. Частичная форма обучения.
Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).
4. Точечная форма обучения.
Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.
Плюсы
- Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с особыми образовательными потребностями.
- Создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям всех детей-учащихся данного образовательного учреждения.
- Обучение в условиях общих классов массовой школы, с предоставлением ученику необходимой психолого-педагогической поддержки профильными специалистами.
- Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ и создание таких условий обучения, которые являлись бы комфортными для всех детей и детей с ОВЗ.
- Формирование в сообществе (класс, группа, школа) навыков толерантности, т.е. терпимости, милосердия, взаимоуважения.
Минусы
- отсутствие оснащения, необходимого для комфортного пребывания и перемещения ребенка с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального медицинского оборудования)
- отсутствие необходимой квалификации педагогов для оказания помощи ребенку с ОВЗ
- отсутствие необходимого количества психологов, дефектологов других специалистов, в помощи которых нуждается ребенок
- отношение других детей к дефекту ребенка с ОВЗ.
Не все дети и педагоги способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. В данном случае наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.
Домашнее обучение
Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.
1. Общая.
Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.
2. Вспомогательная.
Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.
Плюсы
- комфортная обстановка;
- необходимое оборудование;
- отсутствие ограничения на время изучения темы, предмета;
- исключение физических травм;
- исключение психологических травм;
- индивидуальный подход к обучению.
Минусы
- отсутствует социализация (ребенок не приспосабливается к «плюсам и минусам жизни «вне дома»);
- зачастую в один день выдается сразу несколько новых тем по одному предмету, что влечет за собой переизбыток однотипной информации;
- сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.
Заочное семейное обучение
Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления. Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время. Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов.
1 - во временное прикрепление к любой школе, сдача нужных экзаменов и последующее отчислении ученика.
2 - сдача платных экзаменов в онлайн-школах.
Плюсы
- удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка;
- оперативность работы педагога с учеником,
- индивидуальная методика.
- ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета.
- богатый выбор в использовании источников информации для учёбы,
- укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми.
Минусы
- интернет-общение не заменяет эмоциональное и живое общение при реальном контакте.
- результаты могут быть неудовлетворительными, поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика
- «однобокость» обучения (постоянное использование интернет-ресурсов способны утомить и отбить желание учиться, ведь «зачем учить, если есть интернет?!»)
Безусловно, особенности образования детей с ограниченными возможностями здоровья требуют дальнейших научных исследований, результаты которых необходимо активнее доводить до педагогических коллективов школ и внедрять в практику. Необходимое количество подготовленных педагогических кадров, специально разработанные учебные программы, методические материалы и педагогические технологии для учеников с ОВЗ дадут возможность наиболее эффективно организовывать учебный процесс с данной категорией обучающихся в начальной школе, а детям получать качественное образование, которое в полной мере обеспечит их обучение, воспитание, развитие и социализацию.
Список используемой литературы:
Новицкая Л. «Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» https://rosuchebnik.ru/material/formy-obucheniya-detey-s-ovz/
https://infourok.ru/osobennosti-obucheniya-detey-s-ovz-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-2044841.html