Современные формы работы на уроках литературы как способ развития одаренности у школьников
Современные формы работы на уроках литературы как способ развития одаренности у школьников.
Одаренность у детей – это явление, которое проявляется в различных сферах деятельности и может выражаться через разные способности. Существует несколько видов одаренности, каждый из которых имеет свои особенности.
Каждый ребенок уникален, и его одаренность может проявляться в одной или нескольких областях одновременно. Важно поддерживать и развивать эти таланты, создавая условия для их реализации и помогая ребенку находить свое место в мире.
Развитие одаренности у детей требует комплексного подхода, который включает в себя различные методы и стратегии. Наиболее эффективными методами являются индивидуальный подход, обогащенная среда, методы активного обучения, стимулирование творчества т.д.
Эти методы могут использоваться как отдельно, так и в сочетании друг с другом, в зависимости от потребностей и интересов конкретного ребенка. Главное — помнить, что развитие одаренности должно быть направлено на всестороннее развитие личности и создание условий для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка.
Cуществуют специальные школы и учебные заведения, ориентированные на работу с одаренными детьми. Цель этих школ — предоставить таким детям возможность развиваться в условиях, максимально соответствующих их потребностям и интересам.
Качество школьного образования, доступность дополнительных курсов и секций играют важную роль в развитии одаренности. Хорошо организованная учебная программа и квалифицированные педагоги могут значительно ускорить процесс обучения.
Я работаю в АПНОО ДВЦНО «ШОД» - «Школе для одаренных детей имени Н.Н.Дубинина» учителем русского языка и литературы. Учитывая, что дети в каждом классе обладают разным видом одаренности для развития их творческого потенциала, вовлеченности в предмет помимо традиционных методик я использую и современные методы и формы работы.
Опишу некторые из них: буктрейлеры, мемы, перфомансы.
1.Буктрейлеры – это относительно новый формат представления литературных произведений, который активно используется в образовательных учреждениях для привлечения внимания учащихся к чтению книг. Они представляют собой короткие видеоролики, которые создают визуальный образ произведения, погружая зрителя в атмосферу книги и стимулируя интерес к её прочтению. Буктрейлеры могут включать в себя элементы анимации, живого видео, музыки и текста, что делает их отличным инструментом для изучения литературы на уроках.
Этапы создания буктрейлера включают несколько важных шагов, каждый из которых играет свою роль в успешном воплощении идеи:
1. Выбор книги
Прежде всего необходимо определиться с произведением, на основе которого будет создан буктрейлер. Книга должна быть интересной, иметь яркий сюжет и вызывать эмоциональный отклик у потенциальной аудитории. Выбранное произведение должно легко поддаваться визуализации.
2. Анализ содержания
Нужно тщательно изучить книгу, выделив ключевые моменты, которые будут отражены в трейлере. Это могут быть важные сцены, значимые диалоги, яркие образы персонажей или особенности атмосферы произведения. Чем глубже анализ, тем точнее и выразительнее получится результат.
3. Разработка концепции и сценария
На этом этапе создается общий план будущего ролика. Определяются главные сцены, порядок их следования, а также возможные музыкальные и текстовые вставки. Сценарий должен быть лаконичен и при этом захватывать внимание зрителя.
4. Сбор материалов
Для создания буктрейлера понадобятся различные ресурсы: фото, видео, музыка, звуковые эффекты, возможно, графические элементы. Материалы могут быть найдены в открытых источниках, созданы самостоятельно или приобретены на специализированных платформах.
5. Монтаж
Собранные материалы собираются вместе в программе для редактирования видео. Важно следить за тем, чтобы монтаж соответствовал сценарию и создавал нужное настроение. Использование эффектов, переходов и титров поможет сделать ролик более профессиональным и привлекательным.
6. Добавление звука и музыки
Подбор подходящей фоновой музыки и звуковых эффектов значительно усиливает восприятие ролика. Музыка должна соответствовать атмосфере произведения и усиливать эмоциональную составляющую.
7. Проверка и корректировка
После завершения монтажа следует просмотреть готовый ролик и внести необходимые правки. Возможно, потребуется добавить или убрать некоторые фрагменты, изменить темп или заменить музыкальное сопровождение.
8. Презентация
Готовое видео можно показать аудитории, будь то одноклассники, друзья или интернет-сообщество. Важно получить обратную связь, чтобы оценить успех своего труда и учесть замечания на будущее.
Эти шаги помогают структурировать работу и обеспечить высокое качество конечного продукта.
Преимущества использования буктрейлеров: повышение интереса к литературе, развитие креативного мышления, улучшение навыков работы с мультимедийными технологиями, коллективная работа.
2. Мемы представляют собой визуальные образы или короткие тексты, часто с юмористической окраской, которые быстро распространяются через интернет и становятся частью массовой культуры. Использование мемов при работе с текстом на уроках литературы может стать эффективным инструментом для привлечения внимания учащихся к классическим произведениям и современным литературным явлениям. Включение мемов в образовательный процесс позволяет сделать уроки литературы более живыми и актуальными для молодежи, а также помогает развивать критическое мышление и творческое восприятие текста.
Мемы позволяют связать классические произведения с современной культурой, делая их понятнее и ближе учащимся. Например, можно использовать мемы с цитатами из произведений Пушкина или Достоевского, чтобы показать, насколько эти мысли остаются актуальными сегодня.
Создание собственных мемов на основе изучаемых текстов развивает у школьников навыки анализа, синтеза информации и творческого подхода к материалу. Это способствует лучшему пониманию и запоминанию содержания произведений.
Использование мемов открывает новые возможности для проведения уроков – от создания коллажей до организации конкурсов на лучший мем по теме произведения. Этот инновационный метод позволяет привлечь внимание современных школьников к классике, развить их творческие способности и улучшить понимание литературных произведений. Важно помнить, что мемы должны использоваться грамотно и в меру, чтобы не отвлекать учеников от основного содержания учебного материала.
3.Перформанс – это особая форма художественного выражения, которая включает в себя театральность, импровизацию и интерактивность. В контексте уроков литературы использование перформансов может стать мощным инструментом для вовлечения учеников в процесс изучения произведений, развития их творческих способностей и улучшения понимания литературных текстов.
Перформансы позволяют ученикам глубже погрузиться в произведение, пережить события вместе с героями, почувствовать атмосферу текста через свои собственные эмоции и действия.
Учащиеся могут проявить свою фантазию, придумывая сценарии, костюмы, декорации и способы исполнения своих ролей. Это помогает развивать творческие способности и нестандартный подход к решению задач.
Перформансы требуют активного участия всех членов группы, что способствует развитию коммуникативных навыков, командной работы и лидерских качеств. Когда ученики сами участвуют в создании и исполнении перформанса, они лучше усваивают информацию, так как задействуют сразу несколько каналов восприятия: визуальный, слуховой, моторный.
Примеры перформансов на уроках литературы
Ролевая игра: Ученики выбирают персонажей из изучаемого произведения и разыгрывают ключевые сцены. Например, при изучении романа «Война и мир» Льва Толстого можно организовать сцену бала Наташи Ростовой.
Театрализованное чтение: Ученики читают отрывки из произведения вслух, используя различные интонации, жесты и мимику, чтобы передать характер героев и настроение текста.
Импровизационные игры: Учитель задает тему или ситуацию из произведения, а ученики должны придумать и исполнить соответствующую сцену без предварительной подготовки. Это развивает навыки быстрого реагирования и творческого мышления.
Создание видеоперформанса: Ученики снимают короткие видеоролики, иллюстрирующие важные моменты из произведения. Это позволяет использовать современные технологии и сделать уроки более интересными и актуальными.
Организация перформансов
Для успешного проведения перформансов необходимо учитывать следующие аспекты:
Подготовка: Перед началом занятия учитель должен объяснить цели и задачи перформанса, распределить роли и предоставить необходимые материалы.
Время: Важно заранее определить продолжительность каждого этапа, чтобы все участники успели подготовиться и выступить.
Оценка: После завершения перформанса следует обсудить результаты, отметить сильные стороны и предложить рекомендации для дальнейшего совершенствования.
Такие виды перфомансов как ролевые игры,театрализованные чтения, импровизации, видеоперфомансы, квесты,публичные выступления и т.д демонстрируют разнообразие форматов перформансов, которые можно использовать на уроках литературы. Каждый из них направлен на углубленное понимание произведений, развитие творческих способностей и активное участие учеников в образовательном процессе.
Проявление одаренности у детей — это результат сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Генетика, личностные характеристики, семейная атмосфера, качество образования и социальное окружение — все это влияет на развитие талантов и способностей. Важно создать благоприятные условия для роста и поддержки одаренных детей, чтобы они могли реализовать свой потенциал и достичь успеха в выбранной сфере.
Список литературы
Богоявленская Д.Б. Книга: Психология творческих способностей (2002)
Ссылка: http://elibrary.ru/item.asp?id=21110406
Матюшкин А.М.
Проблемы одарённости и творчества в современной психологии (2010)
Ссылка: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-odarennosti-i-tvorchestva-v-sovremennoy-psihologii/viewer
Сухомлинский В.А.
Сердце отдаю детям (1969)
Ссылка: https://royallib.com/read/suhomlinskiy_vasiliy/serdtse_otdayu_detyam.html#0
Талызина Н.Ф.
Формирование познавательной деятельности младших школьников (1988)
Ссылка: https://search.rsl.ru/ru/record/01000113640
Ямбург Е.А.
Школа для всех: Адаптивная модель (1997)
Ссылка: https://psyfactor.org/lib/yamburg.htm