Стратегии смыслового чтения на уроках литературы, или Как вызвать интерес к чтению у современных школьников
Стратегии смыслового чтения на уроках литературы,
или Как вызвать интерес к чтению у современных школьников
Салова Татьяна Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №5 г. Амурска
Хабаровского края
Наверное, давно уже ни для кого не является секретом, что современные школьники относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Зависимые от компьютеров, экранов телевизоров и прочих гаджетов, они с трудом воспринимают целые тексты, им трудно понимать слышимое и читать, а также связывать предложения в одно целое. Именно поэтому школа должна формировать читательскую компетентность каждого обучающегося, чтобы в дальнейшем выпускники свободно могли работать с текстами разных видов, ориентироваться в современном информационном поле и успешно осуществлять профессиональную и общественную деятельность.
Что же такое читательская компетентность?
В Национальной программе поддержки и развития чтения читательская компетентность определяется как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в письменной форме и успешно её использовать в личных и общественных целях».
В настоящее время существуют разные классификации структурных компонентов читательской компетентности. В своей практике формирование читательской компетенции я осуществляю по следующим направлениям:
- развитие навыка чтения (умение читать вслух и про себя, выразительное чтение, владение разными видами чтения);
- начитанность (знание изученных произведений, владение литературоведческими понятиями, расширяющийся круг чтения);
- умение работать с книгой;
- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения – словом, развитие смыслового чтения.
Каждому компоненту я уделяю внимание на уроках литературы, но особую роль я отвожу формированию смыслового чтения.
Смысловое чтение - это вид чтения, который нацелен на точное и полное понимание читающим смыслового содержания текста.
И хотя навык смыслового чтения важен во всех без исключения школьных дисциплинах, на уроках литературы учитель должен формировать и развивать его иначе в силу специфики литературы как особенного вида искусства. Основная цель научных книг – обучать читателей, предназначение художественных – дарить наслаждение, создавать настроение. Если при чтении научных книг преобладает мыслительная деятельность, то при чтении художественной – воображение. Кроме того, в художественной литературе много скрытого смысла, того, что остается «между строк». Каждое произведение уникально, потому что каждый жанр имеет свои особенности, и каждый автор создает свой текст своими уникальными средствами. Поэтому трудно вывести общие правила чтения художественной литературы.
Неизбежно встал вопрос выбора приемов обучения, которые позволили бы так организовать процесс обучения смысловому чтению, чтобы учащиеся развивали способность понимать литературные художественные произведения, формировали умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Решение данной проблемы определило цель моей работы - создание условий для формирования и развития читательской компетентности обучающихся.
В основе развития читательской грамотности лежит стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Работа с любым текстом предполагает три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения текста.
Предлагаю познакомиться с некоторыми приемами работы с текстом на примере изучения произведения А.С. Пушкина «Дубровский» в 6 классе.
Приемы антиципации (предвосхищения).
Основная цель приемов до чтения - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
На первом уроке «Историческая эпоха в романе А.С. Пушкина «Дубровский». История создания» использую следующие приемы:
Антиципация по иллюстрации.
Перед чтением текста предлагаю учащимся внимательно рассмотреть иллюстрацию Д.А. Шмаринова к роману А.С. Пушкина «Дубровский».
Задаю вопросы:
- Что вы видите на иллюстрации?
- Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на рисунок?
- Изучая какие художественные произведения, мы уже говорили об усадьбах, о дворянских домах и убогих лачугах бедняков?
- Как вы думаете, как эта иллюстрация связана с тем, что мы будем изучать новое произведение?
Антиципация по названию.
- Произведение называется «Дубровский». Что вы можете сказать о произведении?
- Посмотрите на морфемное строение этого слова. На что вы обратили внимание? Почему корень слова дуб? С чем ассоциируется у вас это слово?
(Прием «Ассоциативный куст»).
Можно прокомментировать, что в 19 веке существовало слово «дуброва» (сейчас дубрава). В стихотворении А. С. Пушкина есть строки с эпитетом «мирный шум дубров».
- Можно предположить, почему именно так назвал свой роман Пушкин?
2) Приемы текстовой деятельности.
Цель приемов во время чтения – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Так как работа над романом ведется в течение нескольких уроков, я использую разные приемы текстовой деятельности на разных уроках.
При чтении 1 главы использую прием «Чтение с остановками».
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское. В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе. С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно; несмотря на то, они были ему преданы: они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе многое в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство.
- Назовите имя героя романа.
- Как вы поняли выражение «старинный русский барин»?
- Какие черты характера выделяет у Троекурова автор?
- Как к нему относились другие люди? А он к ним?
Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец; хотя и старинные приятели не всегда их избегали за исключением одного Андрея Гавриловича Дубровского. Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера. Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместие, они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостоивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища.
- Кто такой Андрей Гаврилович Дубровский?
- Как вы думаете, почему надменный Троекуров уважал Дубровского?
Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова: оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку. Сын Дубровского воспитывался в Петербурге, дочь Кирила Петровича росла в глазах родителя, и Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол». Андрей Гаврилович качал головой и отвечал обыкновенно: «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
- Что сближало Троекурова и Дубровского?
- Почему Дубровский не хотел, чтобы его Володька женился на Маше Троекуровой?
Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина. Некоторые пытались было ему подражать и выйти из пределов должного повиновения, но Кирила Петрович так их пугнул, что навсегда отбил у них охоту к таковым покушениям, и Дубровский один остался вне общего закона. Нечаянный случай все расстроил и переменил.
- Почему «все завидовали согласию» между Троекуровым и Дубровским?
На втором уроке «Ссора друзей» (эпизод на псарне) предлагаю ребятам ответить на тонкие и толстые вопросы.
Тонкие вопросы (требующие простого, односложного ответа):
- Где происходит действие?
- Кто присутствует на псарне?
- Как чувствует себя Дубровский на псарне Троекурова?
- Что ответил Парамошка Дубровскому?
- Как отреагировали на «дерзкое замечание» холопа гости? Троекуров? Дубровский?
Толстые вопросы (требующие подробного, развернутого ответа):
- Почему Троекуров был рад «дерзкому замечанию» псаря?
- Почему Троекуров был огорчен отъездом Дубровского?
- Дайте пояснение, почему Троекуров не заметил, что обидел старого друга?
- Объясните, почему письмо Дубровского оскорбило Троекурова?
- Предположите, что будет в случае окончательного разрыва между друзьями?
- Возможно ли примирение? Почему вы так считаете?
На уроке «Пожар в Кистеневке» интересна работа с приемом «Дерево предсказаний».
На доске рисуется силуэт дерева:
Ствол дерева — это выбранная тема, ключевой вопрос темы, смоделированная или реальная ситуация, которые предполагают множественность решений.
Я предлагаю следующую проблемную ситуацию: «Дальнейшая судьба Владимира Дубровского».
Ветви дерева — это варианты предположений, которые начинаются со слов: "Возможно,…", "Вероятно,…". Количество ветвей не ограничено. Интересны предположения обучающихся, иногда даже фантастические, но в большинстве – основанные на прочитанном и уже известном, построенные на закономерностях характера героя.
Листья дерева — обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви).
На уроке «Любовь и бегство» после прочтения 12 главы (признание Дубровского Маше) использую прием «Дневник двойных записей»:
Момент, который меня поразил, удивил | Мои комментарии |
| |
На заключительных уроках по роману предлагаю ребятам игру «Узнай эпизод по иллюстрации».
«На псарне у Троекурова» Б.М. Кустодиев
«Дефорж и медведь»
Б.М. Кустодиев
«В беседке у ручья»
Б.М. Кустодиев
«Нападение на свадебный поезд» Б.М. Кустодиев.
Использую также иллюстрации Д. Шмаринова, Б.Косульникова и рисунки самих ребят.
Приемы послетекстовой деятельности
Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Данные приемы можно использовать на промежуточных этапах, после прочтения отдельных эпизодов и глав, а также на обобщающих уроках.
Например, составление кластера «Честь»:
Широко уже известный прием – написание синквейна.
Приведу пример синквейна одной из учениц 6 класса:
Месть.
Жестокая, уничтожающая.
Не красит, мучает, сжигает.
Месть не приносит радости.
Разрушение.
Еще один прием послетекстовой стратегии – эссе.
Можно предложить написать эссе в классе на заключительных уроках по теме или в качестве творческого домашнего задания.
Вот некоторые темы эссе:
Как вы понимаете слова французского философа Блеза Паскаля «Своевольному всегда мало»?
В чем причины поражения Владимира Дубровского?
Почему Владимир Дубровский отказался от мести Троекурову?
Представленные мною приемы смыслового чтения способствуют лучшему, глубокому усвоению программного материала, вызывают интерес у обучающихся к урокам литературы и к чтению, ребята быстрее анализируют информацию, развивают память, имеют активное творческое воображение, точнее и яснее излагают свои мысли. Иными словами, мои ученики формируются как компетентные читатели.
Список использованных источников:
Концепция преподавания русского языка и литературы
Маранцман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Дубровский» в школьном изучении. Пособие для учителя.Л., «Просвещение», 1974.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. М., 2005
Соловьева Ф.Е. Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература» для 6 класса общеобразовательных организаций. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования.
Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5–11 классах. — Режим доступа: http://www.kreativ-didaktika.ru
Волкова Надежда Павловна
Горбачёва Марина Юрьевна
Мажова Светлана Александровна
Салова Татьяна Владимировна
Селиванова Галина Геннадьевна