«Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОО»
«Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОО»
Главной задачей любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей, а также повышение его потенциала. Для эффективного решения этой задачи в ДОО используются здоровьесберегающие технологии. Что же это такое, как вы думаете?
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействия всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровьесберегающие технологии также призваны воспитывать культуру здоровья у дошкольников. Приёмы и методы направлены на формирование у ребят навыков, сохраняющих здоровье, а также получение определённых знаний по ведению ЗОЖ. Один из критериев любой технологии - системность. Поэтому очень важно, реализуя здоровьесберегающие технологии, системно выстраивать работу, имея научное обоснование.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
Виды здоровьесберегающих технологий:
- медико - профилактические технологии;
- физкультурно-оздоровительные технологии;
- технологии социального благополучия ребенка;
- технологии валеологического обучения родителей.
1.Медико-профилактические технологии - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. Это технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2.Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Это технологии развития физических качеств, закаливания, различных видов гимнастик (ортопедической, дыхательной, пальчиковой, артикуляционной, гимнастики для глаз, биоэнергопластики); полоскание горла и полости рта растворами трав (эвкалипта, шалфея, ромашки, календулы и т.д.) или раствором морской соли; умывание холодной водой после дневного сна, босохождение, точечный массаж; введение новых видов двигательной активности — детской йоги, стретчинга, ритмопластики, танцев; проведение бесед о здоровом образе жизни, важности правильного питания, тематические игры.
3. Технологии социального благополучия - обеспечивают психическое и социальное здоровье ребенка и направлены на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.К таким технологиям относятся: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, технология воздействия цветом, технологии коррекции поведения.
4. Технологии валеологического обучения родителей - направлены на обеспечение валеологической образованности родителей, обретение ими валеологической компетентности. Данные технологии позволяют не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма.
К ним относятся:
- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
- профилактическая работа по вопросам рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания и т.д.;
- ознакомление родителей с содержанием физкультурно – оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.
Одним из путей решения проблемы оздоровления и физического развития детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста.
Детский фитнес - появился сравнительно недавно, но его популярность стремительно растет как за рубежом, так и у нас в стране. И, несмотря на то, что он пока еще не имеет достаточно строгого научного обоснования, несомненно, представляет интерес для специалистов оздоровительной физической культуры. Интерес детей к ним также обусловлен и тем, что фитнес – программы общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.
«Детский фитнес» - это система общеукрепляющих, оздоровительных занятий, посредством которых у детей вырабатываются правильные стереотипы движений, формируются жизненно важные физические навыки и умения, расширяются двигательные возможности и компенсируется дефицит двигательной активности. Именно так закладываются: и правильная походка, и красивая осанка, и ровный подчерк, и чёткая речь.
Цель внедрения фитнес технологий в детском саду:
воспитание у детей стремления к систематическим занятиям физической культурой, не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению и красоте, формирование потребности, а в последующем привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни.
Основная задача детского фитнеса:
укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья, а также содействие всестороннему развитию физических и духовных сил дошкольников.
Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную систему организма ребенка, развитие двигательных способностей и профилактику различных заболеваний. Использование элементов детского фитнеса на занятиях по физкультуре, в рамках (дополнительного образования) позволяет повысить объём двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к физическим упражнениям и, как следствие, укрепляет здоровье детей. На таких занятиях царит непринуждённая обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход, и интерес к занятиям физкультурой.
В последние годы спектр фитнес – технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился. Видов детского фитнеса очень много такие как: (Аква аэробика, ритмопластика, детская аэробика, карате – до, игровой стретчинг, пилатес, степ – аэробика, ушу, фитбол - гимнастика, хатха – йога, хореография). Самые распространённые виды детского фитнеса в ДОО, такие направленности как:
1. Ритмическая гимнастика
2. Фитбол гимнастика
3. Степ аэробика
Ритмической гимнастикой - называют комплекс разнообразных физических упражнений, которые выполняются в разном темпе под музыку. Строится гимнастика на понятных детям упражнениях. Их всегда подбирают, исходя из возраста дошкольников, а также уровня их физической подготовки. Движения направлены на развитие координации. Под музыку дети делают четкие и ритмичные упражнения. С помощью них они учатся владеть телом, ориентироваться в пространстве, укрепляют организм и мышечный тонус.
Танцевальная манера выполнения упражнений способствует формированию пластичности, выразительности и изящности, походка становится легкой и грациозной. Это укрепляет уверенность в себе, способность преодолеть застенчивость, робость, повышает самооценку.
Фитбол-гимнастика - слово фитбол в переводе с английского языка означает «мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях». Такие мячи большого размера появились сравнительно недавно. Хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечений. Фитбол – мяч развивает мелкую моторику ребенка, что напрямую связано с развитием интеллекта. Занятия на фитболах прекрасно развивают чувство равновесия, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Фитбол притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество, является не только уникальным оздоровительным «тренажером», но может использоваться как обычный мяч в играх и эстафетах.
Степ аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна. Степ аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Степ — это ступенька высотой не более 8 см, шириной 25 см, длиной 40 см, легкая. Занятия степ аэробикой обязательно сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение.
Степ аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительностью 25—35 мин.;
как часть занятия (продолжительность от 10 до 15 мин.)
в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
в показательных выступлениях детей на праздниках;
как степ-развлечение.
Польза степ – платформы:
Первый плюс – это огромный интерес детей к занятиям степ – аэробикой, не иссякающий на протяжении всего учебного года. Второй плюс – у детей формируется устойчивое равновесие, потому, что они занимаются на уменьшенной площади опоры. Третий плюс - это развитие у ребёнка уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений.
Популярность детского фитнеса растет. Использование элементов детского фитнеса в ДОУ на занятиях физкультуры, спортивных мероприятиях позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит детей получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, укрепляет их здоровье.
Таким образом, использование элементов фитнес технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха, а также эффективному влиянию таких занятий на процесс оздоровления и физического развития дошкольников.
Берникова Светлана Геннадьевна