12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брызгалова Наталья742
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
11

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [ С ] – [ Ш ] с использованием нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий»

Тема: «Дифференциация звуков [ С ] – [ Ш ] с использованием нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий.»

Цель: Уточнить правильную артикуляцию звуков [ С ] – [ Ш ] . Совершенствовать навыки произношения звуков [ С ] – [ Ш ], дифференцировать звуки [ С ] – [ Ш ] изолированно, в слогах, словах и предложениях. Выработать полноценные движения периферических органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков и подготовить речевой аппарат к речевой нагрузке. Активизировать нервные процессы и кинетическую память. Развивать: внимание, мышление, память, фонематический слух, мелкую моторику мышц рук, умение вслушиваться в речь логопеда и соотносить свои действия с его словесной инструкцией, навык ориентировки в пространстве и собственном теле, навык слообразования и словоизменения. Снимать напряжение с глаз, способствовать тренировке зрительно – моторной координации. Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить навык выделения первого звука в слове, умение соотнесения звука и его графического изображения ( буквы ). Формировать умения связной речи, чувство юмора.

Грамматическая форма: согласование существительных и числительных, изменение глаголов по лицам.

Оборудование: иллюстративный материал, крышки, ложки, бинты, сладкая соломка.

Ход занятия.

Орг.момент

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем « Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»

- Ребята, сегодня мы с вами закрепим наши знания о правильном произношении звуков [ С ] и [ Ш ].

Актуализация знаний и умений.

Беседа «Весёлые звуки [ С ] и [ Ш ]»

Чайник свистит: с-с-с.
-Как чайник свистит?

Волна шумит: ш-ш-ш.
-Как волна шумит?

Быстро качаем насос: с-с-с.
-Как быстро качаем насос?

На ветру листочки разговаривают: ш-ш-ш.
-Как листочки разговаривают?

- Что происходит с нашим язычком и губками, когда мы произносим звук [ С ] ?
- А что же происходит с нашими язычком и губками, когда произносим звук [ Ш ] ?


 

Основная часть.


 

Артикуляционная гимнастика


 

Артикуляционная гимнастика с использованием сладкой соломки.

Упражнение «Усач»

Ходят важные мужчины
С пышными усами.
Мы себе чудо – усы
Наколдуем сами!

Упражнение «Дудочка»

Как играть на дудочке,
Знают даже уточки.
Губки мы вперёд потянем –
Тоже уточками станем.

Упражнение «Секрет»

Все секреты сохраним
В сказочной шкатулке.
Не расскажем никому,
Даже кошке Мурке.

Упражнение «Кошка»

Кошка сердится немножко –
Не сидится у окошка.
Спинку выгнула упрямо
И не хочет слушать маму.

Упражнение «Экскаватор»

Идёт стройка полным ходом,
Экскаватор трудится.
Выйдет дом у нас красивый,
Хорошо получится.

Упражнение «Парус»

Затяну покрепче парус,
В путешествие отправлюсь.
В парус задувает ветер,
Я счастливей всех на свете.

 


 

Упражнения для губ без предмета.

Упражнение «Упрямая улыбка».
Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрос­лый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы рукой в «Тру­бочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выпол­няется 10—15 раз.

Упражнение «Упрямая трубочка».
Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении не­сколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10—15 раз.

Упражнения с бинтом.

Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в тече­ние 10 — 15 секунд.

Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.


 

Д/и «Повтори за мной»


 

СА – ША - СА АС – АШ – АС
СО – ШО – СО ОС – ОШ - ОШ

СЫ – ШИ – СЫ УШ – УШ – УС


 

Д/и «Поезд»

Дети должны картинки – пассажиров рассадить по вагонам, определив количество слогов в словах.

Упражнения для развития мелкой моторики мышц рук.


 

-Ребята, давайте для нашего поезда построим железную дорогу.

Упр. «Лягушки»

Две весёлые лягушки,
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

Упр. «Строители»

В качестве строительного материала для строительства дороги используют крышками от бутылок с «Пепси-Колой», «Кока-Колой», «Мириндой» и т.д. Вна­чале строительство ведется по образцу, позднее по замыс­лу peбeка. При складывании постройки ребенок берет каждую крышку указанными взрослым пальцами(большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем).

Упр. «Кулак – ребро – ладонь»

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали кулачок.

Д/и «Лабиринт»

- Ребята, для того, чтобы узнать маршрут нашего поезда, мы с вами должны рассмотреть карту.

Дети называют в заданном порядку представленные на каждой карточке картинки. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. При движении по лабиринту дети должны назвать не только картинку, но и назвать направление следующего хода.

6. Физ.мин.

Логопед предлагает детям выполнить упражнения, при этом, стараясь их запутать, выполняет совершенно иные.

7. Зрительная гимнастика.

- Ребята, посмотрите, над нашим поездом появилось облако. Давайте глазками понаблюдаем за этим облачком и сделаем зрительную гимнастику.

- по кругу 2 – 3 раза по часовой стрелке;

- 2 – 3 раза против часовой стрелки;

- лежачие восьмёрки в разные стороны.

- Теперь из-за облака выглянуло солнышко – мы с удовольствием на него посмотрим и потянем к нему ручки.

8. Д/и «Говори – не торопись, и смотри не ошибись»

Са – са – са – летит оса

Ша – ша – ша – весёлая Наташа

Со – со – со – от телеги колесо

Су – су – су – я видел лису

Шу – шу – шу – листьями машу

Аш – аш – аш – лесной шалаш

Ас – ас – ас – настроение у нас просто класс

9. Самомассаж ложками.

Не лопатка, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это…( ложка )

Упражнения с ложкой

Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и впра­во, соответственно поворачивая руку с ложкой.

Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

Язык— «Лопаточка». Похлопывать выпуклой час­тью чайной ложки по языку;

Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам, сложенным трубочкой, совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и со­вершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).


 

10. Д/и «Измени предложение»

Я слушаю стишок. ( ты, он, она, они, мы, вы )

11. Д/и «Посчитай»

С опорой на иллюстрацию посчитать все предметы.

12. Д/и «Послушай – запомни – ответь»

Кот пушок любит сметану.

- Как зовут кота?

- Что любит кот Пушок?

- Кто любит сметану?

Саша поставила чашки на стол.

- Кто поставил чашки на стол?

- Что сделала Саша?

- Что поставила Саша на стол?

- Куда Саша поставила чашки?

13. Д/и «Исправь ошибку»

Маша несёт сумку в капусте.

Машинка играет с Сашей.

Вешалка висит на шубе.

У длинных усов белая кошка.

Маленькая лошадка заботится о Соне.

14. Д/и «Расшифруй ребус»

Необходимо определить первый звук в слове ( на доске в определённой последовательности выставлены картинки ), соотнести его с графическим изображением. Из полученных букв выложить слово «молодцы».

Заключительная часть.

- Ребята, сегодня на занятии вы справились со всеми сложными занятиями. Вы – молодцы!

- Что сегодня на занятии вам понравилось больше всего?

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.