Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [С] – [Ш] с использованием нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий»
Тема: «Дифференциация звуков [ С ] – [ Ш ] с использованием нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий.»
Цель: Уточнить правильную артикуляцию звуков [ С ] – [ Ш ] . Совершенствовать навыки произношения звуков [ С ] – [ Ш ], дифференцировать звуки [ С ] – [ Ш ] изолированно, в слогах, словах и предложениях. Выработать полноценные движения периферических органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков и подготовить речевой аппарат к речевой нагрузке. Активизировать нервные процессы и кинетическую память. Развивать: внимание, мышление, память, фонематический слух, мелкую моторику мышц рук, умение вслушиваться в речь логопеда и соотносить свои действия с его словесной инструкцией, навык ориентировки в пространстве и собственном теле, навык слообразования и словоизменения. Снимать напряжение с глаз, способствовать тренировке зрительно – моторной координации. Закрепить навык деления слов на слоги. Закрепить навык выделения первого звука в слове, умение соотнесения звука и его графического изображения ( буквы ). Формировать умения связной речи, чувство юмора.
Грамматическая форма: согласование существительных и числительных, изменение глаголов по лицам.
Оборудование: иллюстративный материал, крышки, ложки, бинты, сладкая соломка.
Ход занятия.
Орг.момент
Встанем рядышком, по кругу,
Скажем « Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
- Ребята, сегодня мы с вами закрепим наши знания о правильном произношении звуков [ С ] и [ Ш ].
Актуализация знаний и умений.
Беседа «Весёлые звуки [ С ] и [ Ш ]»
Чайник свистит: с-с-с.
-Как чайник свистит?
Волна шумит: ш-ш-ш.
-Как волна шумит?
Быстро качаем насос: с-с-с.
-Как быстро качаем насос?
На ветру листочки разговаривают: ш-ш-ш.
-Как листочки разговаривают?
- Что происходит с нашим язычком и губками, когда мы произносим звук [ С ] ?
- А что же происходит с нашими язычком и губками, когда произносим звук [ Ш ] ?
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика с использованием сладкой соломки.
Упражнение «Усач»
Ходят важные мужчины
С пышными усами.
Мы себе чудо – усы
Наколдуем сами!
Упражнение «Дудочка»
Как играть на дудочке,
Знают даже уточки.
Губки мы вперёд потянем –
Тоже уточками станем.
Упражнение «Секрет»
Все секреты сохраним
В сказочной шкатулке.
Не расскажем никому,
Даже кошке Мурке.
Упражнение «Кошка»
Кошка сердится немножко –
Не сидится у окошка.
Спинку выгнула упрямо
И не хочет слушать маму.
Упражнение «Экскаватор»
Идёт стройка полным ходом,
Экскаватор трудится.
Выйдет дом у нас красивый,
Хорошо получится.
Упражнение «Парус»
Затяну покрепче парус,
В путешествие отправлюсь.
В парус задувает ветер,
Я счастливей всех на свете.
Упражнения для губ без предмета.
Упражнение «Упрямая улыбка».
Ребенок растягивает губы в улыбке и удерживает их в таком положении, а взрослый «мешает» ему улыбаться, сжимая губы рукой в «Трубочку», преодолевая сопротивление мышц ребенка. Выполняется 10—15 раз.
Упражнение «Упрямая трубочка».
Ребенок вытягивает губы трубочкой и удерживает их в таком положении несколько секунд, затем взрослый рукой пытается, преодолев сопротивление мышц, растянуть губы ребенка в улыбку. Выполняется 10—15 раз.
Упражнения с бинтом.
Упражнение 1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 — 15 секунд.
Упражнение 2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.
Д/и «Повтори за мной»
СА – ША - СА АС – АШ – АС
СО – ШО – СО ОС – ОШ - ОШ
СЫ – ШИ – СЫ УШ – УШ – УС
Д/и «Поезд»
Дети должны картинки – пассажиров рассадить по вагонам, определив количество слогов в словах.
Упражнения для развития мелкой моторики мышц рук.
-Ребята, давайте для нашего поезда построим железную дорогу.
Упр. «Лягушки»
Две весёлые лягушки,
Ни минутки не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Упр. «Строители»
В качестве строительного материала для строительства дороги используют крышками от бутылок с «Пепси-Колой», «Кока-Колой», «Мириндой» и т.д. Вначале строительство ведется по образцу, позднее по замыслу peбeка. При складывании постройки ребенок берет каждую крышку указанными взрослым пальцами(большим — указательным, большим — средним, большим — безымянным, большим — мизинцем).
Упр. «Кулак – ребро – ладонь»
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали кулачок.
Д/и «Лабиринт»
- Ребята, для того, чтобы узнать маршрут нашего поезда, мы с вами должны рассмотреть карту.
Дети называют в заданном порядку представленные на каждой карточке картинки. Движение начинается с клетки, отмеченной звёздочкой. При движении по лабиринту дети должны назвать не только картинку, но и назвать направление следующего хода.
6. Физ.мин.
Логопед предлагает детям выполнить упражнения, при этом, стараясь их запутать, выполняет совершенно иные.
7. Зрительная гимнастика.
- Ребята, посмотрите, над нашим поездом появилось облако. Давайте глазками понаблюдаем за этим облачком и сделаем зрительную гимнастику.
- по кругу 2 – 3 раза по часовой стрелке;
- 2 – 3 раза против часовой стрелки;
- лежачие восьмёрки в разные стороны.
- Теперь из-за облака выглянуло солнышко – мы с удовольствием на него посмотрим и потянем к нему ручки.
8. Д/и «Говори – не торопись, и смотри не ошибись»
Са – са – са – летит оса
Ша – ша – ша – весёлая Наташа
Со – со – со – от телеги колесо
Су – су – су – я видел лису
Шу – шу – шу – листьями машу
Аш – аш – аш – лесной шалаш
Ас – ас – ас – настроение у нас просто класс
9. Самомассаж ложками.
Не лопатка, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это…( ложка )
Упражнения с ложкой
Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.
То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
Язык— «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку;
Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам, сложенным трубочкой, совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.
Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.
Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).
10. Д/и «Измени предложение»
Я слушаю стишок. ( ты, он, она, они, мы, вы )
11. Д/и «Посчитай»
С опорой на иллюстрацию посчитать все предметы.
12. Д/и «Послушай – запомни – ответь»
Кот пушок любит сметану.
- Как зовут кота?
- Что любит кот Пушок?
- Кто любит сметану?
Саша поставила чашки на стол.
- Кто поставил чашки на стол?
- Что сделала Саша?
- Что поставила Саша на стол?
- Куда Саша поставила чашки?
13. Д/и «Исправь ошибку»
Маша несёт сумку в капусте.
Машинка играет с Сашей.
Вешалка висит на шубе.
У длинных усов белая кошка.
Маленькая лошадка заботится о Соне.
14. Д/и «Расшифруй ребус»
Необходимо определить первый звук в слове ( на доске в определённой последовательности выставлены картинки ), соотнести его с графическим изображением. Из полученных букв выложить слово «молодцы».
Заключительная часть.
- Ребята, сегодня на занятии вы справились со всеми сложными занятиями. Вы – молодцы!
- Что сегодня на занятии вам понравилось больше всего?