Открытый урок литературного чтения «Н.Н. Носов "Федина Задача"» (3 класс)
- Добрый день, ребята. Давайте подарим друг другу улыбки.
- Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
На уроке предлагаю придерживаться правила «Доброго отношения на уроке»
Как вы это понимаете? (не перебивать друг друга, не кричать и т.д. Относиться к друг другу по доброму, а если нужна будет помощь – обязательно помочь)
- Сегодня когда мы будем работать, прошу вас, помогайте друг другу.
- Договорились???
Посмотрите пожалуйста на экран (слайд 1)
- С каким произведением связаны эти картинки?
Картинка первая – «Живая шляпа»
Вторая картинка – «Незнайка на луне»
Третья картинка - «Огурцы»
- Что объединяет все произведения, которые вы отгадали?
- Какой автор использовал эти предметы в своих произведениях?
(2 слайд) эти произведения написал Николай Николаевич Носов
Сейчас я попрошу выполнить необычное задание, я попрошу вас решить задачу. Она у вас на листе. Эту задачу я взяла из произведения, которое мы сегодня будем изучать. Попробуйте ее решить. На решение вам дается 2 минутки
(слайд 3) Учитель включает песню и делает звук чуть выше среднего. (Детская песня «Пусть капает дождь, а мы веселимся»)
Задача на карточках у каждого ребенка.
«На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 килограммов в каждом из 6 килограммов зерна вышло 5 килограммов муки сколько понадобилось машин для перевозки всей муки если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки».
1. Сколько килограммов ржи доставлено на мельницу в 450-ти мешках?
450 * 80 = 36000 (кг);
2. Сколько раз по 6 кг содержится в 36000 кг?
36000 / 6 = 6000 раз;
3. По условиям задачи из каждых 6 килограммов ржи получается 5
килограммов муки. Сколько муки получится из всей привезённой ржи?
5 * 6000 = 30000 (кг);
4. Полученный результат переведём в тонны.
30000 / 1000 = 30 (тонн);
5. Количество грузовиков необходимых для перевозки этой муки.
30 / 3 = 10 (штук);
Ответ: Для транспортировки муки потребуется 10 грузовиков
Время вышло, вы решили задачу? Что вам помешало это сделать? (музыка отвлекала, шумно очень).
А сегодня мы узнаем, справился ли наш герой, с которым познакомимся в произведении. А название произведения зашифровано на слайде. Отгадайте этот шифр.
АНИДЕФ АЧАДАЗ (слайд 4)
- Правильно ребята, мы сегодня будем знакомиться с произведением
«Федина задача» (слайд 5)
- Мы должны поставить цель, которую должны достигнуть к концу урока
Цели:
- познакомиться с произведениями Н. Носова;
- прочитать рассказ, познакомиться с ним, проанализировать, узнать почему он так называется.
- Посмотрите на экран, исходя из названия и иллюстрации произведения давайте предположим, о чем будет наше произведение. (ответы детей)
Учитель слушает предположения учащихся.
- Ну а теперь, чтобы понять верны ли наши предположения, давайте познакомимся с текстом.
Перед тем, как начать читать рассказ, давайте познакомимся со словами значения которых могут вызвать у вас трудности. На столах у вас листочки со словами и их лексическое значение. Вам нужно будет соотнести каждое слово с его значение. Работать будете в паре. Советуйтесь друг с другом. Проверьте друг у друга. Кто готов, руки вверх. Сравним с эталоном. (слайд 6)
Рокочущим басом – низким мужским голосом
Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.
Борзая – быстрая (лощадь)
Титульный советник - служебный чин/должность, типа (секретаря) в России до революции.
В море полуденном – в море в середине, в полдень.
Кафтан – русская старинная мужская долгополая верхняя одежда
Чурбан – глупый человек.
Репродуктор – радиоприемник.
ВЫЛЮЧИЛА ЭКРАН
Приступаем к чтению, я начну. (Раз как-то зимой… – по восемьдесят килограммов в каждом). Прочитав первую страницу, учитель делает паузу и задает вопрос классу.
- Как Федя готовился делать уроки?
С каким настроением Федя начал делать уроки? (у него было хорошее настроение)
А можно ли сказать, что Феде нравилось делать уроки? (Чтобы было весело (стр. 129 включил телевизор, сделал громче звук), значит уроки делать скучно???) уроки ему было делать скучно
У меня есть план, но он перепутан. Вам надо восстановить цепь событий и записать правильный порядок цифр в тетради. (СЛАЙД 7)
(слайд 8) Посмотрите задание составить план как Федя готовился делать уроке (на слайде)
Сел за стол |
5 |
Включил телевизор |
1 |
Стал искать заданную задачу |
3 |
Достал из сумки задачник |
2 |
Отрегулировал звук |
4 |
52 сек. Отрывок читает актер, дети следят за ним. (слайд 9)
«В песне ничего про это не говорилось» сек. 2. Диктор заканчивает.
Выключить экран
- Что вызвало возмущение у Феди?
- Как Федя слушает концерт? (с вниманием, делает комментарии)
- Ребята, смешная это песенка или грустная?
(как у короля может быть блоха)
Почему Федя размышляет над словами этой песни, потому что она его заинтересовала. Он ее слушал внимательно, в отличии от решения задачи. -Песня помогает ему решить задачу по математике? (нет конечно, наоборот она его отвлекает)
Попробуйте вы дальше прочитать этот рассказ, также хорошо, как актер. При чтении передайте такие же эмоции. Читает ребенок по желанию.
«Плохая песня решил Федя» (стр. 130)
Продолжаем дальше
Дети читают по очереди.
Молодцы ребята.
Вспомните в начале урока у нас не получилось решить задачу. А нашему главному герою получилось это сделать? (нет), а что ему мешала (музыка, только ли музыка?)
А чтобы это понять, давайте охарактеризуем главного героя.
Перед вами Лист А4
у вас две минуты
- кто справился, разместите свой кластер на доске
- ребята, расскажите, каким был Федя, (каждая группа рассказывает)
- Так давайте подумаем, почему же Федя не решил задачу? Музыка ли ему помешала?
Он был ленивым, безвольный, недисциплинированным, неусидчивый.
Но в тоже время, любопытным, веселый мальчик он пытается понять, о чем поется в песне, прислушивается к ней, рассуждает.
К какому жанру относится это произведение?
Давайте познакомимся -прозаические рассказы и юмористические
Юмор – добрый смех с оттенком сочувствия
Сатира – осмеивание с оттенком негодования
Мы должны с вами выяснить и определить какой это рассказ сатирический или юмористический.
- А как автор относится к герою своего рассказа?
Посмеивается над ним, осуждает его, помогает ему понять, что он сам виноват и ему необходимо исправится и хорошо учиться. Осмеивает его, но тоже время сочувствует ему. Автор хочет, чтобы Федя исправился.
Давайте составим список качеств необходимых усердному ученику (работа в парах) Лист А3
1 дисциплинированность
2. ответственность
3. трудолюбие
4. умение преодолевать трудности
5. сосредоточенность
Озвучивают правила каждая пара.
Ребята, мы с вами поработали, настало время отдохнуть
ФИЗМИНУТКА Если согласны – хлопайте, если не согласны – топайте.
Главного героя звали Федей? (Да)
Главный герой пришел из зоопарка? (с катка)
Федя задачу прочитал 5 раз?
Фамилия у друга Сорокин? (да)
Федя решил задачу (нет)
Присаживайтесь
Ребята, а мы знаем, решил ли Федя все таки задачу? Или нет?
Ребята, такая концовка называется открытой!
Давайте мы пофантазируем и сами придумаем концовку.. (опрос пары человек)
Молодцы, какие вы умнички. Может быть кто-то из вас станет прекрасным сатириком.
Ребята, я вам раздаю пословицы, выберите те, которые подходят к нашему рассказу. Какова главная мысль произведения?
Мне кажется, что лучше всего к рассказу Николая Носова- Федина задача, в котором рассказывается о мальчике Феде Рыбкине, подойдёт следующая пословица, которую, в принципе, все знают и часто слышат.
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
То есть совершенно очевидно по тексту рассказа, что Федя Рыбкин решил одновременно делать задачу и смотреть телевизор. Естественно, что это сделать было практически невозможно, потому как телевизионные передачи постоянно Федю Рыбкина от задачи отвлекали и сбивали с мысли.
Таким образом, Федя решив делать два дела одновременно, и задачу не смог решить, и телевизор нормально не посмотрел.
Хорошо , что хоть он догадался пойти к товарищу и решить задачу вместе с ним.
Пословицы:
Ум хорошо, а два лучше.
Сделал дело — гуляй смело.
Наука даром не даётся — наука трудом берётся.
Уму до конца жизни учатся.
Победа любит старание и внимание.
ВЫБЕРИ ПОСЛОВИЦУ, КОТОРАЯ ПОДХОДИТ К РАССКАЗУ.
«Ум хорошо, а два лучше»
«Делу время, потехе час»
«Сделал дело, гуляй смело»
«Какие труды, такие и плоды»
«Без охоты нет и работы»
Ребята, всем спасибо за урок!