Конспект НОД «Дифферециация звуков "П", "Пь" и "Б", "Бь"» для детей старшего дошкольного возраста
МБ ДОУ ТР детский сад №2
Конспект непосредственной образовательной деятельности по (развитию речи)
на
тему: Дифферециация звуков «П», «Пь» и «Б», «Бь»
для детей старшего дошкольного возраста.
Составила учитель-логопед: Корнева Ирина Юрьевна
г. Торопец
2017г.
Цель:
1.Создание условий для развития умения различать звуки «п», «пь» от звуков «б», «бь» посредством игровой деятельности.
Задачи:
Корекционно-обучающие задачи:
1.создать условия для детской инициативы, для развития способности совместно решать поставленную задачу (социально-коммуникативное развитие);
2.Создать условия для развития у детей навыков межличностного взаимодействия, умения договариваться (социально-коммуникативное развитие);
3.Создать условия для побуждения детей к речевой активности, для развития способности логично оформлять собственное высказывание (речевое развитие);
4.Создать условия для развития мышления (познавательное развитие);
5.Создать условия для развития нравственных качеств;
6.Создать условия для развития умения различать звуки «п», «пь» и «б», «бь» (коррекционная задача).
Корекционно-развивающие задачи:
закрепить знания детей по дифференциации звуков «п», «пь» и «б», «бь»,
учить различать звуки «п», «пь» и «б», «бь», в изолированном виде, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в связной речи.
Формировать умение правильно выполнять задания предложенные логопедом.
развивать, фонематический слух, память, внимание, мышление, словарь детей, органы артикуляции, сенсорную сферу.
Корекционно-воспитательные задачи:
1.воспитывать интерес к правильно звучащей речи, интерес к предмету через использование разных методов и приемов.
2.Воспитывать организованность, контроль и взаимоконтроль, темп.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: мяч; предметные картинки персонажей (Бегимотик Плюх, Бурундук. Белочка, Бармалей, поросёнок Пак, собачка Булька, доктор Айболит и Пилюлькин), Картинка с изображением леса. замок Бармалея,план-схема к замку Бармалея, зеркала, чупа-чупс;
Ход Нод:
Организационный момент.
Психогимнастика.
Логопед: Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнётесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие.
Повторение пройденного материала.
Логопед: Ребята, давайте вспомним какие звуки, мы изучали на прошлом занятии?
Дети: Мы изучали звук «Б».
Логопед: Давайте придумаем слова на этот звук.
Дети придумывают слова и говорят, где спрятался (в начале, середине, конце) слова.
Логопед: Молодцы. Дети, я получила письмо. Давайте его прочитаем и узнаем, кто нам написал. Логопед вскрывает конверт и читает: «Дорогие дети, мы в плену у Бармалея. Выручайте. Поросёнок Пак и собачка Булька.» Сегодня мы пойдём выручать из плена Пака и Бульку, но сначала скажите какие первые звуки, вы слышите в их именах?
Дети: звуки «П» и звук «Б».
Логопед: Верно. Но перед тем как мы с вами отправимся выручать наших друзей из беды, давайте выясним, чем эти звуки отличаются друг от друга.
Дети: Один звук глухой- это звук «п», потомучто мы его произносим без голоса, а другой звук «Б» - звонкий, потому что мы его произносим с голосом.
Логопед: Правильно, ну я чем они похожи?
Дети: Оба звука согласных, потому что их нельзя пропеть, протянуть струя воздуха встречает преграду.
Логопед: Что нам мешает их пропеть?
Дети: Губки. Они плотно сжимаются и под напором воздуха разжимаются, (работа с зеркалами)
Логопед: Молодцы. Вот перед вами план, по которому мы должны пройти. Куда показывает стрелка.
Дети: Прямо
Картинка с изображением леса.
Логопед: Пойдёмте. Ой, я слышу чью-то песенку:
Па-ба-па
Бы-пы-бы
По-бо-по
Логопед: Давайте повторим. (Сначала хором, потом по одному). Это песенка зверька, в названии которого первый звук «Бь», а последний звук «А». Отгадайте кто это?
Дети: Белка.
Логопед: Как называют её детёнышей?
Дети: Бельчата
Логопед: Какой первый звук слышится в этих словах?
Дети: Звук «бь», братец звука «Б».
Логопед: Верно, а где живут бельчата?
Дети: В дупле.
Логопед: Какой изучаемый звук слышим в слове «дупло»
Дети: Звук «п» в середине слова.
Логопед: Давайте у белочки спросим, где живёт Бармалей.
- Белочка ты нам не подскажешь, где живёт Бармалей?
Белочка: Постараюсь помочь, но сначала поиграйте со мной в игру «Скажи, наоборот» (с мячом).
Па – ба пу -бу
По - бо пы - бы
Белочка: Вы молодцы, я не знаю, где живёт Бармалей, но знаю, кто может вам помочь. Это Бурундук. Идите налево там его и увидите.
Дети: Спасибо.
Логопед: Вот и он. Здравствуй, Бурундук. Наши друзья попали в плен к Бармалею, ты не подскажешь нам дорогу.
Бурундук: Подскажу, если вы выполните мое задание. Я буду вам кидать мяч и говорить слово, а вы должны первый звук заменить на «Б» или «Бь», чтобы у вас получилось новое слово.
Балка- палка
Бочка- почка. В магазине (Бочки). На ветках (почки).
Блошки- плошки
Пел бел Чижик звонко (пел). Голубь мира (бел).
Борт-порт
Пить бить Мы хотим (пить). Собаку не надо (бить).
Пашня-башня Трактор стоит на (пашне). Пожарные дежурят на (башне)
Бурундук: Молодцы! Вы выполнили моё задание. Слушайте внимательно. Направо пойдёте до болота дойдёте – там живёт бегимотик Плюх, он вам покажет дорогу.
Логопед: А вот и сам бегимотик. Давайте с ним поздороваемся.
Дети: Здравствуй, бегимотик Плюх. Мы ищем дорогу к замку Бармалея, помоги нам, пожалуйста.
Бегимотик Плюх: Помогу, но только сначала помогите мне разобраться со звуками «П» и «Б», а, то я их путаю.
Дети: Хорошо, мы тебе поможем.
Игра «Узнай, звук» (если в словах слышится звук «п» хлопаем в ладоши, если звук «Б», то поднимаем руку).
Боты, паук, бант, будка, пастух, буквы, снопы, блузка, бузина, поезд, бумага, пила, платье, брат, блин, баба, папа, пыль, буря, пуля.
Бегимотик Плюх: Спасибо, друзья, теперь я эти звуки не перепутаю. А теперь я расскажу, как найти дорогу к замку Бармалея. Болото обойдёте, направо пойдёте. Потом увидите забор. За забором живут два доктора – Пилюлькин и Айболит. Они вам покажут, куда идти дальше.
Дети: Спасибо.
Логопед: Вот мы и пришли. Здравствуйте. У нас к вам большая просьба, помогите нам выручить наших друзей. Они в замке у Бармалея.
Доктора: Хорошо. Только у нас одна просьба к вам, поможете нам исправить некоторые слова в двустишье?
Дети: С удовольствием.
Доктора: Ну, слушайте:
Вода бежит в прохладной печке
Поленья полыхают в речке.
Все уселись мы на песенку
И поём мы дружно лесенку.
Я нажимаю на медали,
Чтоб первым получать педали.
На пляже тёпленький лесок
Вдали берёзовый песок.
Далеко идти мне пень
Лучше сяду я на лень.
Лечит от болезней пекарь
Хлеб печёт умелый лекарь.
Дети исправляют.
Доктора: Умницы, ну а теперь идите прямо, там увидите замок, где живёт Бармалей. И будьте осторожнее.
Дети: Хорошо.
Логопед: Вот и замок Бармалея. Здравствуй, Бармалей. Долго мы тебя искали, освободи наших друзей, пожалуйста. Ты же не такой злой, как кажешься.
Бармалей: Здравствуйте, если вы хотите, чтоб я подобрел и отпустил поросёнка Пака и собачку Бульку, вы должны научить меня сочинять чистоговорки и стихи.
Дети: Мы попробуем.
Во дворе стоит … (петух)
С тополей слетает …(Пух)
Ела Любочка…(печенье)
Вот и всё…(стихотворенье).
Закрой калитку на …(запор)
Не лезь больше на …(забор)
Так сказала бабушка Полина,
Собирая в кузовок…(малину).
Бармалей: Спасибо, ребята. Я теперь совсем добрым стал. Забирайте своих друзей и на меня не обижайтесь. А в знак своей доброты я хочу вас угостить всех чупа-чупсами.
Дети: Спасибо.
Логопед: Дети Что же мы сегодня сделали?
Дети: Выручили наших друзей из беды. Помогли Белки, бегимотику, докторам, самому Бармалею различать звук «П» от звука «б».
Поросёнок Пак и собака Булька: Спасибо, вам ребята, что выручили нас из беды. Мы вас никогда не забудем. Удачи вам во всех ваших делах. До свидания.
Дети: До свидания.