12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аношенко Лариса Геннадьевна57
Россия, Нижегородская обл., Выкса
1

Конспект коррекционного занятия "Дифференциация звуков [Б] и [П] в словах


Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) школа»

(ГКОУ С(К)Ш)







КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Б и П в СЛОВАХ»






Выполнила:

Л.Г. Аношенко

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

ГКОУ С(К)Ш












-2023-

Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П] в слогах и словах



Цели:

Фонетическая: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Б] - [П];


Фонематическая: выделение звуков [Б] – [П] из начала и середины слова, развитие фонематического анализа и синтеза слов с данными звуками;


Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме «Одежда».


Задачи:

Образовательная: закрепить навык дифференциации акустически сходных звуков [Б] – [П] в словах;


Коррекционно-развивающая: активизировать речевую и интеллектуальную деятельность обучающихся;


Воспитательная: повысить мотивацию к обучению, укрепить эмоционально-волевую сферу.































Оборудование







Наборное полотно.

Цифры-карточки.

Предметные картинки со звуками [Б] – [П].

Буквы Б, П.

Звуки-символы.

Лото – карточки 5 штук.

Мяч.

Тетради, ручки, цветные карандаши.

Карточки с пропущенными буквами Б, П.

Муляжи овощей, фруктов.





































Характеристика

подгруппы обучающихся 2-го класса

Логопедическое заключение:

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. (В., Д., М.)

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. Дизартрия. (Н., А.)

Дисграфия в сложном виде, в сочетании различных форм - дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия,

Ошибки на письме:

1) графические ошибки (т.к. буквы не узнаются и не соотносятся с определёнными звуками; а далее, из-за несформированности зрительного восприятия - смешиваются на письме);

2) нарушение слоговой структуры слов: пропуски букв (особенно в стечении согласных); пропуск слогообразующей гласной; перестановка букв местами;

3) замены и смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные; иногда происходят замены гласных букв;

4) нарушение структуры не только слов, но и предложений. Также детям трудно удаётся деление предложения на слова – склонны к слитному написанию слов;

5) орфографические ошибки вследствие недостаточной сформированности процессов языкового обобщения и языковых закономерностей, то есть дети не могут применить на практике правила;

6) грамматические ошибки: пропуски и неправильное применение предлогов и других служебных слов; неправильное согласование всех частей речи; неверное использование окончаний имен существительных и имен прилагательных, глаголов.

Также детям сложно дается процесс обобщения предметов и явлений.

Ошибки при чтении:

побуквенное чтение;

искажение звукослоговой структуры слова;

аграмматизмы при чтении (нарушение согласования и управления);

механическое чтение (недостаточный темп и уровень понимания читаемого);

замены и смешения графически сходных букв.


Анализ занятия


Тип занятия - изучение нового материала. Является вторым по счёту.

Фонематическое восприятие – это слухо-произносительная дифференциация фонем. Несформированность фонематического восприятия (особенно слуховой дифференциации фонем) приводит к трудности усвоения и различения букв, вызывает смешение букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Правописание слов с акустически сходными согласными является очень проблематичным для данной группы обучающихся. Поэтому в занятии использовались разнообразные формы и методы работы по формированию и развитию данной психологической особенности: беседа по картинкам с наличием звуков [Б]- [П] , сравнение и произношение звуков [Б]- [П].

Дифференциация звуков [Б]- [П] в слогах с отгадыванием загадок и последующим фонематическим анализом слов в отгадках, составлением звуковых схем, сравнением схем слов - отгадок, распределением картинок под схемами, игрой в лото, индивидуальной письменной работой.

Дифференциация звуков в словах с распределением картинок под буквами Б и П, классификацией картинок с изображением одежды, игрой «Чьи вещи?».

Дифференциация звуков [Б]- [П] в письме посредством индивидуальной работы по карточкам с пропущенными буквами.

Постановка цели занятия замотивировала детей, создала оптимально – положительный эмоциональный фон, вызвала желание добиться успеха. Всё это проявилось в речевой и интеллектуальной деятельности обучающихся.

В ходе занятия осуществлялись приёмы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные анализаторные системы речи с целью предупреждения утомляемости детей, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, выявление и своевременное устранение допущенных ошибок, дифференцированный принцип коррекции обучения: задания в письменной работе и игре –лото давались каждому из детей с учётом их особенностей.

Время, отведённое на каждый из этапов, распределено рационально. Все промежуточные задачи удалось реализовать полностью.

Подбор речевого материала, форм и методов коррекции способствовал решению триединой дидактической задачи.



Ход занятия


Организационный момент.

Детям раздаются карточки с цифрами, нужно придумать слово, состоящее из количества звуков, соответствующее данному числу. Обучающиеся отгадывают по количеству звуков цифру, которая находится в руках у товарища.

Беседа пот картинкам БОЧКА и ПОЧКА. (Отгадывание загадок)

Все деревья спят зимой Смастерили из досок

Просыпаются весной Повязали поясок

Ну, а раньше чем листочки И хранит посуда эта

Набухают…. Это (ПОЧКИ) С грядки собранное лето. (БОЧКА)

Дети называют картинки.

- Это очень похожие слова: БОЧКА, ПОЧКА.

А чем они отличаются?

- Какой первый звук в слове БОЧКА? (Б). А какой первый звук в слове ПОЧКА? (П). Давайте проверим, а другие звуки одинаковые или разные? Какой второй звук в слове БОЧКА? (О). А в слове ПОЧКА? (О). И т.д.

На доске последовательно записываются буквы

Б

П ОЧКИ

Изменился один звук, изменилось значение всего слова.

Сравнение произношения звуков Б и П.

- Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (Одинаково)

Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются).

- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б. Б-Б-Б (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом). А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении. (Не дрожит).

Делается вывод, что звук П произносится без голоса, он глухой.

Звуки соотносятся с буквами.

Дифференциация звуков Б и П в слогах.

Предлагаемые слова: БУСЫ, ПУМА, ГУБЫ, БУКЕТ, ЛАПА, БУМАГА, БАНАНЫ, ШУБА, ПАКЕТЫ.

Отгадывание загадок с последующим фонематическим анализом слов в отгадках.

- У родителей и деток вся одежда из монеток. (РЫБА)

- Какой звук в этом слове Б или П? Назовите соседей звука.

- Составим схему слова.

- Отгадайте ещё одну загадку: Стоят на крепкой ножке, потом лежат в лукошке. (ГРИБЫ). Составление схемы слова.

2. Сравнение схем РЫБЫ и ГРИБЫ.

- Чем похожи? Чем отличаются?

3. Распределение картинок под схемами. (ШУБА, РЕПА, ТРУБА, ГРИБЫ, ПТИЦЫ, БУСЫ, ПЧЕЛА)

4. Письменная работа.

- Начертите в тетрадях схемы. Запишите под схемами названия картинок(индивидуально).

5. Игра в лото.

Предлагаются карточки с картинками, в названии которых звуки Б и П, а также цифры 1,2,3.

Логопед называет картинку. Дети находят картинку на своих карточках, определяют сначала, какой звук Б или П слышится в названии картинки, его место в слове, а затем закрывают картинку соответствующей цифрой.

Физкультминутка. Игра с мячом «Назови наоборот»

башня-пашня, бочка-почка, бах-пах, бабочка-папочка и т.д.

Дифференциация звуков Б и П в словах.

Классификация картинок с изображение овощей и фруктов.

- Как можно разложить эти предметы на две группы?

- Каким словом их можно назвать? (Овощи), (Фрукты).

- Назовите овощи со звуком Б.

- Назовите фрукты со звуком П.

2. Игра «Чьи вещи?» На доске картинки с изображением мальчиков Павла и Бориса. Дети распределяют картинки с изображением вещей под картинками с изображением мальчиков.

Дифференциация звуков Б и П в письме.

Работа с карточками. Вставить пропущенные буквы П и Б.

Предлагаются слова: КА…ЧКИ, КА…УСТА, РУ…АШКА, СА…ОГИ, …АРА…АН, …ОДУШКА, …УХАНКА.

Итог занятия.

Что понравилось на занятии? Как оцениваете работу своих товарищей? Пригодятся ли новые знания в дальнейшем?

Литература:

1) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

2) Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя-логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

3) Департамент образования г. Москвы Южное окружное управление образования Коррекционная педагогика (часть V). Из опыта работы коррекционных учреждений. Москва 2003.










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.