Конспект коррекционного занятия «Дифференциация звуков [Б] и [П] в словах»

1
0
Материал опубликован 2 June 2023


Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) школа»

(ГКОУ С(К)Ш)







КОНСПЕКТ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Б и П в СЛОВАХ»






Выполнила:

Л.Г. Аношенко

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

ГКОУ С(К)Ш












-2023-

Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П] в слогах и словах



Цели:

Фонетическая: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Б] - [П];


Фонематическая: выделение звуков [Б] – [П] из начала и середины слова, развитие фонематического анализа и синтеза слов с данными звуками;


Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме «Одежда».


Задачи:

Образовательная: закрепить навык дифференциации акустически сходных звуков [Б] – [П] в словах;


Коррекционно-развивающая: активизировать речевую и интеллектуальную деятельность обучающихся;


Воспитательная: повысить мотивацию к обучению, укрепить эмоционально-волевую сферу.































Оборудование







Наборное полотно.

Цифры-карточки.

Предметные картинки со звуками [Б] – [П].

Буквы Б, П.

Звуки-символы.

Лото – карточки 5 штук.

Мяч.

Тетради, ручки, цветные карандаши.

Карточки с пропущенными буквами Б, П.

Муляжи овощей, фруктов.





































Характеристика

подгруппы обучающихся 2-го класса

Логопедическое заключение:

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. (В., Д., М.)

Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. Дизартрия. (Н., А.)

Дисграфия в сложном виде, в сочетании различных форм - дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия,

Ошибки на письме:

1) графические ошибки (т.к. буквы не узнаются и не соотносятся с определёнными звуками; а далее, из-за несформированности зрительного восприятия - смешиваются на письме);

2) нарушение слоговой структуры слов: пропуски букв (особенно в стечении согласных); пропуск слогообразующей гласной; перестановка букв местами;

3) замены и смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные; иногда происходят замены гласных букв;

4) нарушение структуры не только слов, но и предложений. Также детям трудно удаётся деление предложения на слова – склонны к слитному написанию слов;

5) орфографические ошибки вследствие недостаточной сформированности процессов языкового обобщения и языковых закономерностей, то есть дети не могут применить на практике правила;

6) грамматические ошибки: пропуски и неправильное применение предлогов и других служебных слов; неправильное согласование всех частей речи; неверное использование окончаний имен существительных и имен прилагательных, глаголов.

Также детям сложно дается процесс обобщения предметов и явлений.

Ошибки при чтении:

побуквенное чтение;

искажение звукослоговой структуры слова;

аграмматизмы при чтении (нарушение согласования и управления);

механическое чтение (недостаточный темп и уровень понимания читаемого);

замены и смешения графически сходных букв.


Анализ занятия


Тип занятия - изучение нового материала. Является вторым по счёту.

Фонематическое восприятие – это слухо-произносительная дифференциация фонем. Несформированность фонематического восприятия (особенно слуховой дифференциации фонем) приводит к трудности усвоения и различения букв, вызывает смешение букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Правописание слов с акустически сходными согласными является очень проблематичным для данной группы обучающихся. Поэтому в занятии использовались разнообразные формы и методы работы по формированию и развитию данной психологической особенности: беседа по картинкам с наличием звуков [Б]- [П] , сравнение и произношение звуков [Б]- [П].

Дифференциация звуков [Б]- [П] в слогах с отгадыванием загадок и последующим фонематическим анализом слов в отгадках, составлением звуковых схем, сравнением схем слов - отгадок, распределением картинок под схемами, игрой в лото, индивидуальной письменной работой.

Дифференциация звуков в словах с распределением картинок под буквами Б и П, классификацией картинок с изображением одежды, игрой «Чьи вещи?».

Дифференциация звуков [Б]- [П] в письме посредством индивидуальной работы по карточкам с пропущенными буквами.

Постановка цели занятия замотивировала детей, создала оптимально – положительный эмоциональный фон, вызвала желание добиться успеха. Всё это проявилось в речевой и интеллектуальной деятельности обучающихся.

В ходе занятия осуществлялись приёмы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные анализаторные системы речи с целью предупреждения утомляемости детей, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, выявление и своевременное устранение допущенных ошибок, дифференцированный принцип коррекции обучения: задания в письменной работе и игре –лото давались каждому из детей с учётом их особенностей.

Время, отведённое на каждый из этапов, распределено рационально. Все промежуточные задачи удалось реализовать полностью.

Подбор речевого материала, форм и методов коррекции способствовал решению триединой дидактической задачи.



Ход занятия


Организационный момент.

Детям раздаются карточки с цифрами, нужно придумать слово, состоящее из количества звуков, соответствующее данному числу. Обучающиеся отгадывают по количеству звуков цифру, которая находится в руках у товарища.

Беседа пот картинкам БОЧКА и ПОЧКА. (Отгадывание загадок)

Все деревья спят зимой Смастерили из досок

Просыпаются весной Повязали поясок

Ну, а раньше чем листочки И хранит посуда эта

Набухают…. Это (ПОЧКИ) С грядки собранное лето. (БОЧКА)

Дети называют картинки.

- Это очень похожие слова: БОЧКА, ПОЧКА.

А чем они отличаются?

- Какой первый звук в слове БОЧКА? (Б). А какой первый звук в слове ПОЧКА? (П). Давайте проверим, а другие звуки одинаковые или разные? Какой второй звук в слове БОЧКА? (О). А в слове ПОЧКА? (О). И т.д.

На доске последовательно записываются буквы

Б

П ОЧКИ

Изменился один звук, изменилось значение всего слова.

Сравнение произношения звуков Б и П.

- Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (Одинаково)

Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются).

- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б. Б-Б-Б (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом). А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении. (Не дрожит).

Делается вывод, что звук П произносится без голоса, он глухой.

Звуки соотносятся с буквами.

Дифференциация звуков Б и П в слогах.

Предлагаемые слова: БУСЫ, ПУМА, ГУБЫ, БУКЕТ, ЛАПА, БУМАГА, БАНАНЫ, ШУБА, ПАКЕТЫ.

Отгадывание загадок с последующим фонематическим анализом слов в отгадках.

- У родителей и деток вся одежда из монеток. (РЫБА)

- Какой звук в этом слове Б или П? Назовите соседей звука.

- Составим схему слова.

- Отгадайте ещё одну загадку: Стоят на крепкой ножке, потом лежат в лукошке. (ГРИБЫ). Составление схемы слова.

2. Сравнение схем РЫБЫ и ГРИБЫ.

- Чем похожи? Чем отличаются?

3. Распределение картинок под схемами. (ШУБА, РЕПА, ТРУБА, ГРИБЫ, ПТИЦЫ, БУСЫ, ПЧЕЛА)

4. Письменная работа.

- Начертите в тетрадях схемы. Запишите под схемами названия картинок(индивидуально).

5. Игра в лото.

Предлагаются карточки с картинками, в названии которых звуки Б и П, а также цифры 1,2,3.

Логопед называет картинку. Дети находят картинку на своих карточках, определяют сначала, какой звук Б или П слышится в названии картинки, его место в слове, а затем закрывают картинку соответствующей цифрой.

Физкультминутка. Игра с мячом «Назови наоборот»

башня-пашня, бочка-почка, бах-пах, бабочка-папочка и т.д.

Дифференциация звуков Б и П в словах.

Классификация картинок с изображение овощей и фруктов.

- Как можно разложить эти предметы на две группы?

- Каким словом их можно назвать? (Овощи), (Фрукты).

- Назовите овощи со звуком Б.

- Назовите фрукты со звуком П.

2. Игра «Чьи вещи?» На доске картинки с изображением мальчиков Павла и Бориса. Дети распределяют картинки с изображением вещей под картинками с изображением мальчиков.

Дифференциация звуков Б и П в письме.

Работа с карточками. Вставить пропущенные буквы П и Б.

Предлагаются слова: КА…ЧКИ, КА…УСТА, РУ…АШКА, СА…ОГИ, …АРА…АН, …ОДУШКА, …УХАНКА.

Итог занятия.

Что понравилось на занятии? Как оцениваете работу своих товарищей? Пригодятся ли новые знания в дальнейшем?

Литература:

1) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

2) Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя-логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001

3) Департамент образования г. Москвы Южное окружное управление образования Коррекционная педагогика (часть V). Из опыта работы коррекционных учреждений. Москва 2003.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.