Конспект коррекционного занятия «Дифференциация звуков [Б] и [П] в словах»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) школа»
(ГКОУ С(К)Ш)
КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Б и П в СЛОВАХ»
Выполнила:
Л.Г. Аношенко
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
ГКОУ С(К)Ш
-2023-
Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П] в слогах и словах
Цели:
Фонетическая: уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [Б] - [П];
Фонематическая: выделение звуков [Б] – [П] из начала и середины слова, развитие фонематического анализа и синтеза слов с данными звуками;
Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме «Одежда».
Задачи:
Образовательная: закрепить навык дифференциации акустически сходных звуков [Б] – [П] в словах;
Коррекционно-развивающая: активизировать речевую и интеллектуальную деятельность обучающихся;
Воспитательная: повысить мотивацию к обучению, укрепить эмоционально-волевую сферу.
Оборудование
Наборное полотно.
Цифры-карточки.
Предметные картинки со звуками [Б] – [П].
Буквы Б, П.
Звуки-символы.
Лото – карточки 5 штук.
Мяч.
Тетради, ручки, цветные карандаши.
Карточки с пропущенными буквами Б, П.
Муляжи овощей, фруктов.
Характеристика
подгруппы обучающихся 2-го класса
Логопедическое заключение:
Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. (В., Д., М.)
Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи лёгкой степени. Дизартрия. (Н., А.)
Дисграфия в сложном виде, в сочетании различных форм - дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия,
Ошибки на письме:
1) графические ошибки (т.к. буквы не узнаются и не соотносятся с определёнными звуками; а далее, из-за несформированности зрительного восприятия - смешиваются на письме);
2) нарушение слоговой структуры слов: пропуски букв (особенно в стечении согласных); пропуск слогообразующей гласной; перестановка букв местами;
3) замены и смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие звуки, глухие и звонкие, твердые и мягкие согласные; иногда происходят замены гласных букв;
4) нарушение структуры не только слов, но и предложений. Также детям трудно удаётся деление предложения на слова – склонны к слитному написанию слов;
5) орфографические ошибки вследствие недостаточной сформированности процессов языкового обобщения и языковых закономерностей, то есть дети не могут применить на практике правила;
6) грамматические ошибки: пропуски и неправильное применение предлогов и других служебных слов; неправильное согласование всех частей речи; неверное использование окончаний имен существительных и имен прилагательных, глаголов.
Также детям сложно дается процесс обобщения предметов и явлений.
Ошибки при чтении:
побуквенное чтение;
искажение звукослоговой структуры слова;
аграмматизмы при чтении (нарушение согласования и управления);
механическое чтение (недостаточный темп и уровень понимания читаемого);
замены и смешения графически сходных букв.
Анализ занятия
Тип занятия - изучение нового материала. Является вторым по счёту.
Фонематическое восприятие – это слухо-произносительная дифференциация фонем. Несформированность фонематического восприятия (особенно слуховой дифференциации фонем) приводит к трудности усвоения и различения букв, вызывает смешение букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Правописание слов с акустически сходными согласными является очень проблематичным для данной группы обучающихся. Поэтому в занятии использовались разнообразные формы и методы работы по формированию и развитию данной психологической особенности: беседа по картинкам с наличием звуков [Б]- [П] , сравнение и произношение звуков [Б]- [П].
Дифференциация звуков [Б]- [П] в слогах с отгадыванием загадок и последующим фонематическим анализом слов в отгадках, составлением звуковых схем, сравнением схем слов - отгадок, распределением картинок под схемами, игрой в лото, индивидуальной письменной работой.
Дифференциация звуков в словах с распределением картинок под буквами Б и П, классификацией картинок с изображением одежды, игрой «Чьи вещи?».
Дифференциация звуков [Б]- [П] в письме посредством индивидуальной работы по карточкам с пропущенными буквами.
Постановка цели занятия замотивировала детей, создала оптимально – положительный эмоциональный фон, вызвала желание добиться успеха. Всё это проявилось в речевой и интеллектуальной деятельности обучающихся.
В ходе занятия осуществлялись приёмы активизации познавательной деятельности, опора на разнообразные анализаторные системы речи с целью предупреждения утомляемости детей, сочетание индивидуальной и фронтальной работы, выявление и своевременное устранение допущенных ошибок, дифференцированный принцип коррекции обучения: задания в письменной работе и игре –лото давались каждому из детей с учётом их особенностей.
Время, отведённое на каждый из этапов, распределено рационально. Все промежуточные задачи удалось реализовать полностью.
Подбор речевого материала, форм и методов коррекции способствовал решению триединой дидактической задачи.
Ход занятия
Организационный момент.
Детям раздаются карточки с цифрами, нужно придумать слово, состоящее из количества звуков, соответствующее данному числу. Обучающиеся отгадывают по количеству звуков цифру, которая находится в руках у товарища.
Беседа пот картинкам БОЧКА и ПОЧКА. (Отгадывание загадок)
Все деревья спят зимой Смастерили из досок
Просыпаются весной Повязали поясок
Ну, а раньше чем листочки И хранит посуда эта
Набухают…. Это (ПОЧКИ) С грядки собранное лето. (БОЧКА)
Дети называют картинки.
- Это очень похожие слова: БОЧКА, ПОЧКА.
А чем они отличаются?
- Какой первый звук в слове БОЧКА? (Б). А какой первый звук в слове ПОЧКА? (П). Давайте проверим, а другие звуки одинаковые или разные? Какой второй звук в слове БОЧКА? (О). А в слове ПОЧКА? (О). И т.д.
На доске последовательно записываются буквы
Б
П ОЧКИ
Изменился один звук, изменилось значение всего слова.
Сравнение произношения звуков Б и П.
- Произнесите звуки Б и П. А теперь я произнесу, а вы посмотрите, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (Одинаково)
Как мы произносим эти звуки? (Губами. Губы смыкаются).
- Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли оно при произнесении звука Б. Б-Б-Б (Дрожит). С голосом или без голоса произносится этот звук? (С голосом). А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при его произнесении. (Не дрожит).
Делается вывод, что звук П произносится без голоса, он глухой.
Звуки соотносятся с буквами.
Дифференциация звуков Б и П в слогах.
Предлагаемые слова: БУСЫ, ПУМА, ГУБЫ, БУКЕТ, ЛАПА, БУМАГА, БАНАНЫ, ШУБА, ПАКЕТЫ.
Отгадывание загадок с последующим фонематическим анализом слов в отгадках.
- У родителей и деток вся одежда из монеток. (РЫБА)
- Какой звук в этом слове Б или П? Назовите соседей звука.
- Составим схему слова.
- Отгадайте ещё одну загадку: Стоят на крепкой ножке, потом лежат в лукошке. (ГРИБЫ). Составление схемы слова.
2. Сравнение схем РЫБЫ и ГРИБЫ.
- Чем похожи? Чем отличаются?
3. Распределение картинок под схемами. (ШУБА, РЕПА, ТРУБА, ГРИБЫ, ПТИЦЫ, БУСЫ, ПЧЕЛА)
4. Письменная работа.
- Начертите в тетрадях схемы. Запишите под схемами названия картинок(индивидуально).
5. Игра в лото.
Предлагаются карточки с картинками, в названии которых звуки Б и П, а также цифры 1,2,3.
Логопед называет картинку. Дети находят картинку на своих карточках, определяют сначала, какой звук Б или П слышится в названии картинки, его место в слове, а затем закрывают картинку соответствующей цифрой.
Физкультминутка. Игра с мячом «Назови наоборот»
башня-пашня, бочка-почка, бах-пах, бабочка-папочка и т.д.
Дифференциация звуков Б и П в словах.
Классификация картинок с изображение овощей и фруктов.
- Как можно разложить эти предметы на две группы?
- Каким словом их можно назвать? (Овощи), (Фрукты).
- Назовите овощи со звуком Б.
- Назовите фрукты со звуком П.
2. Игра «Чьи вещи?» На доске картинки с изображением мальчиков Павла и Бориса. Дети распределяют картинки с изображением вещей под картинками с изображением мальчиков.
Дифференциация звуков Б и П в письме.
Работа с карточками. Вставить пропущенные буквы П и Б.
Предлагаются слова: КА…ЧКИ, КА…УСТА, РУ…АШКА, СА…ОГИ, …АРА…АН, …ОДУШКА, …УХАНКА.
Итог занятия.
Что понравилось на занятии? Как оцениваете работу своих товарищей? Пригодятся ли новые знания в дальнейшем?
Литература:
1) Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопедов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
2) Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. Методическое пособие для учителя-логопеда. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001
3) Департамент образования г. Москвы Южное окружное управление образования Коррекционная педагогика (часть V). Из опыта работы коррекционных учреждений. Москва 2003.