Конспект НОД в средней группе «Чтобы не было беды» (пожарная безопасность)
НОД «Чтобы не было беды» (пожарная безопасность)
средняя группа
Цель: систематизация знаний детей об огне и пожаре.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнить, расширить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при пожаре;
- Формировать практические навыки действий в случае пожара;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, сообразительность, инициативу при решении проблемных ситуаций;
- Развивать речь и логическое мышление через формулирование выводов;
- Развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности;
- Формировать уважение к профессии пожарных.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворений, пословиц и поговорок;
Изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности;
Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»
Сюжетно-дидактическая игра «Пожарные»
Оборудование и материал:
картинки «Правила пожарной безопасности для дошкольников», «Правила поведения при пожаре для дошкольников», карточки зеленого и красного цвета, мяч, телефон, раскраски, цветные карандаши,
Ход занятия:
Беседа с детьми.
Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
Он красив и ярко-красен,
Но он жгуч, горяч, опасен.
Дети: отгадывают загадку.
Воспитатель: правильно, это - огонь. Очень давно люди научились добывать огонь, и огонь верно служит человеку. Огонь приносит много пользы людям. Послушайте стихотворение.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня:
Гонит холод,
Гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печет.
Воспитатель: Но огонь может быть одновременно и опасным врагом.
В результате неосторожного обращения с огнем, детских шалостей со спичками, может случиться несчастье – опасность для здоровья и жизни людей.
Воспитатель: А сейчас мы с вами ребята поиграем в игру «Огонь - друг, огонь - враг»
-Сейчас каждый из вас возьмёт картинку, внимательно её рассмотрит. Во время выполнения задания вы разделитесь на две команды. Первая команда, у кого картинки, где огонь приносит пользу, вторая- у кого картинки с изображением тех ситуаций, где огонь приносит несчастья.
Каждый будет защищать свою команду и отстаивать позицию, опираясь на свою картинку.
— Можно начать со слов «огонь наш друг, потому что…»
Или со слов «огонь наш враг, потому что…»
(ответы чередуются)
Дети: всё внимательно слушают и, если нужно исправляют.
Воспитатель: от чего зависит, будет огонь нашим другом или станет нашим врагом?
Дети: ответ детей
Воспитатель: правильно, огонь станет нашим другом или врагом зависит от того, как люди с ним обращаются.
Воспитатель: как вы думаете, отчего происходит пожар?
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо»
Описание игры.
Воспитатель: Огонь – это хорошо.
Дети называют его положительные стороны, выкладывая при этом на доску карточки зеленого цвета.
Воспитатель: Огонь – это плохо.
Дети называют его отрицательные стороны, выкладывая на доску карточки красного цвета.
В: Ребята, когда люди забывают об осторожности обращения с огнём, огонь становится смертельно опасным. А что же может стать причиной пожара?
Воспитатель: я начну стихотворение, а тот, кому я брошу мяч, должен будет его закончить и вернуть мяч мне:
Где с огнем беспечны люди Там взовьётся в небе шар, Там всегда грозить нам будет Злой, безжалостный … | Стол и шкаф сгорели разом, Кто сушил белье над… |
Дым столбом поднялся вдруг, Кто не выключил… | Пламя прыгнуло в листву, Кто у дома жег… |
Воспитатель: Ваши ответы правильные, молодцы.
Воспитатель: Про огонь есть пословицы. Давайте вместе подумаем, что они обозначают:
«Спички – не игрушки, огонь – не забава».
«Не шути с огнем, обожжешься»,
«С огнем не шутят»,
«Кто огня не бережется, тот скоро обожжется»
Дети: рассуждение детей по каждой пословице
Воспитатель: Я вам предлагаю поиграть в игру «Потуши пожар»
(Широко раскрыть глаза, набрать в рот воздух, затем закрыть глаза, и с силой выпустить воздух.)
Воспитатель: Что нужно делать, если случился пожар?
Предполагаемые ответы детей: покинуть помещение, позвать на помощь соседей, позвонить по телефону «112», назвать фамилию, имя и свой домашний адрес.
Послушайте стихотворение:
При пожаре надо Смело трубку в руки взять,
«112» суметь набрать
И назвать еще потом: город, улицу и дом,
и квартиру, где живете,
и с каким она замком,
и еще сказать: «фамилию свою,
также номер телефона, у которого стою»
Воспитатель: Ребята, еще раз напомните по какому номеру телефона вызывают пожарных?
Воспитатель: А как вы думаете, кто сможет быстро справиться с пожаром?
Дети: ответы
Воспитатель: Как вы считаете, каким должен быть пожарный?
Дети: Предполагаемые ответы: смелый, сильный, умный, находчивый, внимательный, ловкий, сообразительный, ничего не боится, храбрый.
Воспитатель: А каких людей не возьмут в пожарные?
Дети:
Воспитатель: что необходимо делать, чтобы стать пожарным?
Дети:
Воспитатель: Как выглядит пожарная машина?
Дети: красная, большая, наверху есть лестница.
Воспитатель: Как вы думаете, а почему пожарная машина красного цвета?
Дети: Предполагаемый ответ: пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет: цвет огня, цвет опасности, цвет, бросающийся в глаза издалека
Воспитатель: Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?
Дети: Предполагаемый ответ: чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.
Практическая часть.
Физкультминутка «Кошкин дом»
- Мы дружные ребята
- И в сказку мы идём (дети шагают по кругу, высоко поднимая ноги)
- Посмотрим, кто же в сказке
- Потушит кошкин дом (наклоны вперёд и назад)
- И если надо, тоже
- Мы будем помогать (ходят в полуприсяде, руки на коленях)
- И каждому мы скажем:
«С огнём нельзя играть» (повороты влево и вправо с грозящим жестом)
-Коль пожар хотим тушить,
Надо, детки, поспешить! (бег по кругу)
Разрастается огонь,
Помогать бегом-бегом. (бег с ускорением темпа)
Глубоко теперь вдохните. (вдох, руки через стороны вверх)
Выдохните. (выдох, руки вниз). Подышите.
Воспитатель: Я вам предлагаю нарисовать, как тушат пожар. Детям раздаются раскраски с пожарной машиной.
Дети рисуют воду или пену, льющуюся из пожарного рукава.
Воспитатель: Молодцы! Какие все внимательные и знаете правила поведения при пожаре.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали, что необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, чтобы не было пожара и что необходимо делать, если пожар всё-таки случился.
Мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, рассуждали, играли, и хочется вас всех наградить медалями «Юный пожарный»