План-конспект НОД в средней группе «Звуки весны»
План-конспект НОД
в средней группе «Звуки весны»
Цель:
- уточнение характерных признаков весны, выявление простейших
причинно-следственных связей.
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;
- обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Весна»;
- закреплять умение подбирать прилагательные к существительным;
- совершенствовать умение согласовывать существительные и
прилагательные в роде и числе;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- стимулировать мыслительную и речевую активность детей;
- закреплять умение воспринимать образ весны в стихах, музыкальных произведениях.
Развивающие:
- развивать наблюдательность, любознательность, активность, внимание;
- развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать умение детей передавать в игре на музыкальных инструментах образы природы (журчание ручья, пение птиц, капель) ;
- совершенствовать навыки танцевальных движений с лентами (взмахи,
кружение, бег) ;
- развивать эстетическое восприятие природы;
- расширять и обогащать знания о весенних изменениях в природе;
- развивать артикуляционную моторику;
- способствовать развитию интереса детей к изучению природы, умению
наблюдать и видеть изменения, происходящие в природе.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;
- формировать умение работать в коллективе.
Оборудование:
Картинки (подснежники; сосульки; ручеек; листочки; грибок) ; муляжи весенних деревьев («весенняя полянка») ; ленты на палочках; «рули»; аппаратура для демонстрации презентации; музыкальные инструменты (музыкальные треугольники, маракасы, погремушки, трещотки, колокольчики, бубны) ; музыкальный материал.
Интеграция образовательных областей (в соответствии с ФГТ) : «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Дети с логопедом заходят в зал под веселую музыку. В руках у детей рули. Дети едут на «машинках» в «лес», встают вокруг ковра.
Логопед: Ребята, куда мы с вами приехали? (ответы детей - в лес, на полянку)
Логопед: Ребята, какое время года наступило в лесу (весна). Какое время года было перед весной (зима). Зимой в лесу было тихо, всё спало – деревья, животные, насекомые, многие птицы улетели на юг. А сейчас лес наполнился звуками – звуками наступившей весны. Давайте закроем глазки и прислушаемся (звучит мелодия, в которой слышны журчание ручья, капель, пение птиц)
Логопед: Что вы услышали?
Дети: Ручеек, птички, капельки и т. д.
Логопед: О чем нам говорят эти звуки? О каком времени года?
Дети: О весне.
Логопед: Правильно, ребята. А еще в лесу проснулся весенний ветерок, он летает по лесу и шуршит веточками и прошлогодними сухими листочками на земле. Давайте покажем, как шуршит ветерок - подуем на ладошку (дети дуют на ладошку – ш-ш-ш)
Логопед: Вы почувствовали, какой ветерок теплый и легкий. Ведь весенний ветерок еще такой слабенький.
Логопед предлагает ребятам пройти на стульчики и обращает внимание на экран.
Логопед: Давайте же мы с вами сейчас вспомним приметы весны, по каким признакам мы с вами определяем, что в природе наступила весна?
Дети начинают называть приметы наступившей весны, и одновременно на экране появляются слайды (тающий снег, проталины, сосулька). Каждую картинку логопед предлагает рассмотреть и предлагает подобрать слова, описывающие объект на картинке. При этом принимаются как хоровые, так и индивидуальные ответы детей.
1 слайд «Солнце»
Логопед: главной приметой наступающей весны является то, что солнце начинает пригревать сильнее. С каждым днем оно поднимается все выше и греет все сильнее. Ребята, какое солнце на картинке?
Дети: золотое, теплое лучистое…
2 слайд «Проталины»
Логопед: Солнце греет и снег тает. Появляются проталины. Посмотрите, ребята, на картинке снег какой?
Дети: Грязный, тающий, мокрый, серый, темный…
3 слайд «Сосульки»
Логопед: Солнце пригревает и на крышах тает снег, превращается в воду, вода капает с крыш, а ночью подмерзает, образуются сосульки. Ребята, на картинке какие сосульки?
Дети: длинные, прозрачные, красивые…
4 слайд «Ручеек»
Логопед: Снег тает, образуется много воды, бегут ручьи…
5 слайд «Грач»
Логопед: Весной просыпаются насекомые, жучки, червячки. Перелетные птицы начинают возвращаться из жарких стран. Ребята, как называется эта птица?
Дети: Это грач. Это первая весенняя птица, она прилетает раньше других…
6 слайд «Почки»
Логопед: С приходом тепла почки на деревьях начинают набухать. Скоро из них появятся первые листочки. Ребята, скажите, какие почки?
Дети: толстые, зеленые, красивые, набухшие…
7 слайд «Листочки»
Логопед: Почки распустились, появились листочки. Скажите, какие листочки?
Дети: зеленые, первые, нежные…
8 слайд «Травка»
Логопед: Земля освободилась от снега, начинает появляться зеленая травка. Первая нежно-зеленая травка покрывает землю.
9 слайд «Цветы»
Логопед: И еще одной приметой весны является появление первых весенних цветов. Они цветут рано, некоторые – когда еще лежит снег. Ребята, какие цветы вы видите на картинках?
Дети: Подснежники, мать-мачеха, одуванчики.
Логопед: А теперь, ребята, давайте мы с вами изобразим под музыку ручеек. Вы ведь сказали, что одной из примет весны является то, что появляется много ручейков, которые образуются из тающего снега. Возьмитесь все за руки и выходите «цепочкой» друг за другом на середину зала (танец «Ручеек»)
После танца «Ручеек» логопед предлагает детям пройти на свои стульчики и послушать загадки. Приглашаются по очереди дети (4 ребенка, которые специально учили стихотворения-загадки для занятия. После отгадывания загадки выставляются картинки с изображением отгадки
(всего 4) .
Ребенок 1: Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.
Логопед: Ребята, что же это? (сосулька). А как догадались? (ответы детей) .
Логопед выставляет на мольберт карточку с изображением сосулек.
Ребенок 2: К маме речке я бегу, и молчать я не могу.
Я ее сын родной, а родился я весной.
Логопед: Что же это, ребята, и как догадались? (ответы детей) .
Выставляется картинка ручейка.
Ребенок 3: Кто стоит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы, нет под шапкой головы.
Логопед: Как вы думаете, что же это? (гриб, Почему так решили? (ответы детей) .
На мольберт выставляется картинка гриба.
Ребенок 4: Из почек появляются, весною распускаются.
Летом шелестят, осенью летят.
Логопед: Что это? (листочки) Почему так решили? (ответы детей) .
Логопед выставляет картинку весенних листочков.
Логопед: Ребята, внимательно посмотрите на эти картинки. Скажите, а нет ли среди этих картинок какой-то лишней.
Дети: Это – гриб.
Логопед: Почему вы так решили?
Дети: Потому что грибы растут летом и осенью, а на остальных картинках изображено то, что бывает весной.
Логопед: Правильно, молодцы! Сосульки, ручеек и листочки – это приметы весны, а грибы растут в лесу только осенью или в конце лета. А у нас есть еще одна загадка.
Выходит ребенок и читает свою загадку (про подснежник).
Ребенок 5: Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький.
Дети: Подснежник.
После этого логопед предлагает поиграть в игру «Что лишнее? », называет 4 слова (Напр., подснежник, одуванчик, колокольчик, береза).
Логопед: Что же лишнее?
Дети: Береза, т. к. это дерево, а остальные цветы.
Логопед: волк, лиса, корова, белка.
Дети: Корова, т. к. это домашнее животное, а остальные лесные звери.
Логопед: Ребята, а что же происходит в лесу с наступлением весны?
Дети: Все просыпается, все радуются приходу весны.
Логопед: Верно. Все – насекомые, животные и птицы радуются приходу весны, и в лесу становится весело.
Музыкальный рук-ль: Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение С. Маршака, которое называется «Апрель».
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Музыкальный руководитель: Ребята, какие эмоции у вас вызывает это стихотворение, о чем оно? Давайте мы с вами сейчас с помощью музыкальных инструментов это стихотворение озвучим. Перед вами на столе музыкальные инструменты. Посмотрите и скажите, с помощью каких музыкальных инструментов мы можем показать муравьев? (с помощью маракасов, ручеек? (металлофон, медведя? (трещотка, капель? (музыкальный треугольник).
Логопед и музыкальный работник раздают музыкальные инструменты и объясняют, что дети должны будут делать.
Музыкальный руководитель читает стихотворение повторно и одновременно дети озвучивают его с помощью музыкальных инструментов.
Логопед: Молодцы, ребята! Вот как шумно и весело стало в лесу с приходом весны.
Логопед: А теперь, ребята, пришло время возвращаться нам с вами обратно к нам в группу, в детский сад.
(Звучит музыка та же самая, что звучала в начале занятия)
Дети под веселую музыку снова берут в руки рули, проходят вокруг ковра и уходят из зала.