НОД на тему «Земля — наш общий дом»
Познавательное развитие
Нод тема: «Земля – наш общий дом»
Подготовила воспитатель высшей категории
МДОУ «Детский сад №16»
Челябинская обл., пос. Увельский
Волошина Наталья Александровна
Средняя группа
Цель: Расширение представлений детей о планете Земля, её обитателях.
Задачи:
Создать условия для закрепления знаний детей о о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери, птицы, насекомые;
Уточнить знания детей о том из чего состоит наша планета и без чего не может быть жизни на Земле
Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;
Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, насекомых, птиц, растений, чтение произведения Татьяны Поповой «ТРИ УГОЛЬКА И СОЛНЦЕ», разучивание загадок о природе, беседы на тему экологического воспитания.
Словарная работа: Модель планеты Земля
Материал к НОД: ноутбук, презентация , звуки аудиозапись леса, фильм презентация «Земля наш общий дом», домашние и дикие животные, смайлики (грустные, веселые, плачущие), мяч для игры, колокольчик.
Ход занятия: Здравствуйте всем! Ребята, поиграем в игру-приветствие «Солнце встало!»
Солнце встало -
Хватит спать,
Хватить спать,
Пора вставать!
С этими словами дети выполняют движения, повторяя их за взрослым.
- Проснулись? Улыбнулись! Поднимем руки, потянемся к солнышку. Здравствуй, Солнышко!
- Сегодня я хочу поделиться с вами Добротой и теплом . Возьмемся за руки и передадим свое Добро, Тепло друг другу по кругу, легонько сжимая ладони. Это Солнышко Доброты согрело ваши ладошки. Согрелись у вас ладошки? Мне сегодня от вас потребуется очень большая помощь. Садитесь на стулья.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
« Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Но знают все : и млад, и стар, что она огромный шар»
Дети: это наша планета – Земля. (слайд 1)
Воспитатель: Посмотрите вот у меня на столе глобус. Это модель нашей планеты Земля. Посмотрите, какая она красивая, разноцветная. Земля наш общий дом и для нас и для животных и растений.
Ребята, вы знаете, что существует много разных праздников. Есть даже определенные дни, даты (День защитника Отечества, Женский день, День матери, и т. д.). Но не все знают, что есть праздник День Земли. Много происходит в мире аварий, которые наносят вред нашей планете Земля. Вот и решили хотя бы раз в году напоминать людям о значении доброго, бережного и ответственного отношения к окружающему миру. Так и появилась идея проведения Дня Земли. 22 апреля официально признан Днем Земли. Землю нужно охранять
Всячески оберегать.
Горы, речки, леса и поля (показ слайдов 2,3,4,5)
Это вся наша родная Земля.
Поздравляем с Днём Земли,
Нашу Землю береги,
И она тебя в ответ
Защитит от разных бед.
Ребята, действительно, мы все с вами живем на Земле. И наш дом стоит на…
(земле) .
-Где мы родились….(на земле) .
-За что, мы любим Землю…. (за то что родились на ней, за красоту).
-Ребята, а я предлагаю отправиться с вами в путешествие по нашей Земле, где нас ждут интересные встречи (с волшебным колокольчиком).
Колокольчик наш звени
И ребяток в путь зови.
Игра: «Путешествие»
(Идём друг за другом, выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы идем по дорожке, по разогретой от солнца Земле (Шагаем).
Идём вдоль берега реки, под ногами шуршит песок. (Растираем ладони)
По деревянному мостику, переходим через речку. (Руки в стороны)
Перед нами луг, под ногами мягкая трава (скользим ногами)
Справа и слева спелые ягоды, собираем их в корзинку (Выполняем наклоны вправо, влево, приседания)
Перед нами лес, полон сказок и чудес (Повороты вправо, влево)
Присядем отдохнём и расскажем, кто в лесу живёт.
Пальчиковая игра: «Кто в лесу живёт»
Раз, два, три, четыре, пять,
Детки в лес пошли гулять.
Там живёт лиса,
Там живёт олень,
Там живёт барсук,
Там живёт медведь.
А ещё, какие животные живут в лесу?
Загадки о животных (белка, волк, ёжик, заяц) (отгадки животных показ на слайдах )
1.Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(ёж)
2. И по соснам, и по елям
Быстро бегает она,
Видит, шишки где поспели,
Где грибная целина.
(белка)
3. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - …
(волк)
4. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
(заяц) слайды 6,7,8,9)
-Колокольчик наш звени, и ребяток в путь зови.
-Ребята слышите голос кто- то нас зовёт на помощь.
Игра: «Домашние и дикие животные»
Подходим к столу (перемешаны все вместе игрушки дикие и домашние животные)
Воспитатель: Надо им помочь иначе дикие животные съедят домашних животных. (Дети делятся на 2 группы), расставить к домику домашних животных, а к деревьям диких. Животные благодарят их за помощь.
-Колокольчик наш звени, и ребяток в путь зови.
(Звенит колокольчик, продолжаем путешествие).
« Вопрос- ответ»
«Самое большое животное на Земле» (слон)
«Кто из животных быстрее всех бегает?» (гепард)
«Кто из детенышей рождается голым?» (еж)
«У какой птицы самый длинный хвост?» (сорока)
«Кого на Земле больше: птиц, животных или насекомых?» (насекомых) – (слайд 10,11,12,13,14)
Представьте себе, что мы с вами в лесу. Ребята, а как надо вести себя в лесу. Давайте мы с вами вспомним правила поведения. (слайд15)
ФИЗМИНУТКА «ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕС!» - аудиозапись звуки леса
Здравствуй, лес, прекрасный лес
(широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес!
(повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою
(руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою.
(выполнять покачивания направо - налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
(дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.
(широко развести руки в стороны. погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои
(поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
-Колокольчик наш звени, и ребяток в путь зови.
Игра «Если я приду в лесок». Я буду озвучивать вам свои действия, а вы отвечать: если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
— Если я приду в лесок,
И сорву ромашку? (Нет.)
Если съем я пирожок,
И выброшу бумажку? (Нет.)
Если хлебушка кусок,
На пеньке оставлю? (Да.)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (Да.)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (Нет.)
Если сильно насорю,
И убрать забуду? (Нет.)
Если мусор уберу,
Банку закопаю? (Да.)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю!
-Колокольчик наш звени, и ребяток в путь зови.
Игра с мячом. «Кто живет на земле»
— Кто живет на земле? (Животные, насекомые, цветы.)
— Кто живет под землей? (Червяки, кроты, жуки.)
— Кто летает над Землей? (Птицы, насекомые.)
— Когда на улице светло? (Днем.)
— Зачем нужна вода? (Пить, купаться, поливать растения.)
— Для чего нужен воздух? ( Необходим для дыхания.)
— Что делают пчелы? (Собирают нектар).
Воспитатель: вот и закончились наше с вами путешествие.
-Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! И всем нам нужно жить на Земле дружно. Нужно беречь, любить и пользоваться с умом всем тем, что даёт нам Земля»
-Хотя вы ещё не выросли, но и вы можете своими маленькими добрыми делами помочь нашей Земле оставаться голубой и чистой.
Сегодня мы с вами поговорили о том, что нужно любить, сохранять, поддерживать чистоту, не разбрасывать мусор, ухаживать за животными и растениями и беречь нашу Землю.
Стихотворение о планете Земля:
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой, на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
Рефлексия.
- Что Вы сегодня узнали нового и интересного?
- В какие игры мы с вами играли?
- Что вам понравилось больше всего?
Ребята у меня есть вот такие смайлики веселый, грустный. Кому путешествие понравилось, возьмет себе веселый смайлик, кому было скучно берет себе грустного смайлика.(Спросить у детей, почему у тебя смайлик веселый, а у тебя грустный) Фильм презентация «Земля наш общий дом»