Выступление «Новые направления внеурочной деятельности в школе – требование времени. Робототехника как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников»
Новые направления внеурочной деятельности в школе – требование времени.
Робототехника как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Внедрение «Робототехники» в учебную среду способствует повышению мотивации и эффективному обучению школьников. Именно за счет такой активной, увлекательной деятельности формируются навыки, необходимые для успешного развития в течение всей жизни. Практико-ориентированные решения пробуждают в детях естественную тягу к исследованиям и открытиям, ученики эффективнее усваивают языки, математику, с увлечением изучают литературу, окружающий мир.
Робототехника позволяет превратить числа, слова и понятия в реальные модели, которые можно трогать, обсуждать, изменять. Это дает педагогам незаменимый инструмент по объяснению практически любой абстрактной и непонятной, а потому часто неинтересной темы. Обучающиеся получают возможность экспериментировать, самостоятельно постигая значения различных абстрактных понятий. Кроме того, они с увлечением тренируют так необходимые в современной жизни метапредметные компетенции и умения; реализуют современные коммуникационные и информационные технологии для развития навыков общения, творческих способностей, для решения познавательных, исследовательских и коммуникативных задач.
В основе образовательного подхода робототехники лежит принцип обучения через игру.
Эффективность обучения основам робототехники зависит и от организации занятий, проводимых с применением следующих методов:
1) Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами).
2) Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.).
3) Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения обучающимися.
4) Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: сборка моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогии).
5) Частично-поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога.
6) Поисковый - самостоятельное решение проблем.
7) Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогам, решение ее самим педагогом, соучастие обучающихся при решении.
Но главным методом при изучении робототехники является метод проектов.
Основными этапами разработки робототехнического проекта являются:
1) Обозначение темы проекта.
2) Цель и задачи представляемого проекта.
3) Разработка механизма на основе конструктора My Robot Time.
4) Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.
При разработке и отладке проектов обучающиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность школьников.
Для повышения качества знаний и формирования УУД на занятиях используются разнообразные формы организации познавательной деятельности обучающихся: занятия теоретического и практического характера, проведение творческих практических работ, работа над проектом, игры-соревнования, фестивали творческих работ, групповая и парная работы.
В начальной школе рассматривают конструирование и начальное техническое моделирование. На занятиях мы работаем с конструкторами My Robot Time начального уровня (Hand, Story и Sensing). Первые два набора состоят примерно из 169 деталей каждый. Электронные компоненты наборов представлены 1 большим двигателем постоянного тока в закрытом пластиковом корпусе с возможностью одновременно присоединить и вращать 3 оси. Из конструкторов можно собрать по стандартным схемам сборки не менее 45 моделей роботов, а также неограниченное количество проектов по замыслу ребенка. Уникальность конструктора Sensing заключается в том, что в нём используются инфракрасные датчики, которые могут определять расстояние до предмета и чёрный цвет. Каждый робот издаёт характерный звук.
Приведу пример занятия по робототехнике по теме: «Сборка грузовика».
Цель: создание действующей модели грузовика.
Задачи занятия:
образовательные
познакомить обучающихся с составными частями грузовика;
учить детей делать самостоятельные выводы по теме;
учить формулировать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы;
развивающие
расширить знания об окружающем мире;
выполнять технологические инструкции в качестве составной части процесса проектирования;
развивать умения наблюдения, технического обоснования, прогнозирования;
развивать умения работать в парах;
воспитательные
воспитывать культуру общения;
учить сотрудничать;
прививать любовь к технике, природе.
Планируемые результаты
Предметные:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: формировать умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные: развивать коммуникативные умения при работе в паре, умение слушать друг друга, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения;
Познавательные: читать схемы, осуществлять технологические процессы по созданию модели.
Ход занятия
1. Вводно-мотивационный момент. Формулирование темы. Постановка учебных задач.
- Отгадайте загадку:
Силач на четырёх ногах,
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино.
(грузовик)
- Для чего нужен грузовик? (Для транспортировки грузов)
- Из каких частей он состоит? Просмотр развивающего мультфильма «Из чего состоит грузовик» (рама, передние и задние рессоры, топливный бак, глушители, задние и передние крылья, колёса, двигатель, капот, бампер, руль с приборной панелью, педали, кресло, кабина, фары, задние фонари)
- А знаете ли вы, что гавайский орёл (Hawaiian Eagle) - самый быстрый грузовик на планете, которому удалось развить скорость в 655 км/ч и попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Самая большая коллекция моделей грузовиков состоит из 2169 различных моделей. Все они принадлежат Петеру и Йенсу Питтакам из Германии. Самый длинный конвой проехал в городе Дронтене, Голландия, 6 ноября 2004 года. Под конвоем шло 416 грузовиков, каждый из которых управлялся женщинами.
- Какова тема нашего занятия? (Грузовые машины. Сборка грузовика)
- Пользуясь темой, сформулируйте цель занятия. (Собрать модель грузовика и провести её тестирование)
2. Самостоятельная работа по сборке и испытанию модели.
Разбейтесь по парам.
1. Ознакомьтесь со схемой сборки робота, выберите необходимые детали для работы.
2. Работайте по алгоритму согласно технологической карте сборки модели, сопоставляя детали с эталоном.
3. Продемонстрируйте результат.
3. Представление и обсуждение моделей.
4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
- Удалось ли вам достичь поставленных целей? Какие трудности вы испытывали на отдельных этапах при сборке модели? Что нового и интересного для себя узнали?
- Что следует соблюдать любому виду транспорта, в том числе и грузовому, при движении по дорогам? (Правила дорожного движения) Какое специальное устройство позволяет регулировать движение транспорта и пешеходов? (Светофор) Воспользуемся этим устройством для оценки своей работы на занятии. Сколько цветов у светофора? (3) Перечислите их. Оцените себя, выбрав кружок нужного цвета.
Зелёный цвет – всё понятно, я со всем справился.
Жёлтый цвет – на некоторых этапах занятия я испытывал трудности.
Красный цвет – мне было трудно.
Презентация
PPT / 4.64 Мб