Программа внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» (10 класс)

1
0
Материал опубликован 6 June 2023

Пояснительная записка

«Нравственные основы семейной жизни» представляет собой интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний о семье.

Целью курса является введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой многодетной, счастливой семьи.

Миссия курса: укрепление основ семейной жизни в российском обществе.

Задачи:

- ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни – раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов;

- преподавание старшеклассникам основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;

- содействие формированию учащимися собственной системы семейных ценностей;

- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью;

- снижение и предотвращение рисков на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи;

- ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем;

- обучение старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений;

- помощь старшеклассникам в решении ими смысложизненных проблем.

В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми; смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как: «Религиозная культура и светская этика», «Обществоведение», «Биология», «История», «Литература».

Содержание курса «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.

Курс «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.

Одной из ключевых целей курса является формирование личности школьника, осознающего смысл и ценность обществоведческого образования, обладающего ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе:

Учебно-организационными:

- ставить цели самообразовательной деятельности;

-самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями;

-планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

-вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач

Учебно-информационными:

- владеть навыком аналитического чтения;

- составлять тезисный план, схемы;

- владеть различными видами изложения текста;

- готовить доклады, рефераты

Учебно-логическими:

- определять аспект анализа (точку зрения);

- соотносить различные компоненты объекта;

- классифицировать по нескольким признакам;

- выбирать форму доказательства;

- опровергать выдвинутый тезис;

- определять проблему и предлагать способы ее решения; различать факты, мнения, доказательства, гипотезы

-выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

Предметно-ориентированными:

-умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),

создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта, схемы

- умения давать самостоятельную оценку социальным явлениям, процессам, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения

- умения спорить и отстаивать свои взгляды, вступать в речевое общение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы

- умения анализировать разные виды источников

Исследовательские компетенции

формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами

Коммуникативные компетенции

формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных

3.Особенности освоения программы и место в учебном плане

Курс «Нравственные основы семейной жизни» выступает в качестве элективного курса, обязательного для посещения.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №44 на изучение курса «Нравственные основы семейной жизни» в 10 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.

В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми; смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как: «Религиозная культура и светская этика», «Обществоведение», «Биология», «История», «Литература».

Содержание учебного предмета «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.

Курс «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

Согласно требованиям к уровню подготовки ожидаются следующие результаты обучения. Обучающиеся должны:

Знать (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия)

- понимать и принимать ценности: семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;

- основы морали и нравственности, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека

Уметь сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):

- личность и индивид,

- свобода и вседозволенность,

- взрослость и инфантильность,

- мужественность и женственность,

- гражданский и церковный брак,

- позитивное и негативное отношение к родительству.





Иметь:

- навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.

- навык составления своей родословной;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- потребность в дальнейшем изучении отечественной семейной культуры.

Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно-ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся обобщают полученные ранее знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.

Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:

развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;

умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;

формирование целостной картины мира;

умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.

Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:

приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;

приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;

воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,

воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,

усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Предметные результаты изучения «Нравственных основ семейной жизни»:

овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;

знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;

представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,

понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,

представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,

понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,

понимание причин супружеских конфликтов и разводов,

знание святых семейств, покровителей семьи,

знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,

осознание ценности человеческой жизни,

представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);

знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.




Календарно-тематическое планирование 10 класс


п/п

Наименование тем

Количество
часов

Раздел I.

ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ

4

Глава 1.

Особенности зрелой семьи

4

Тема 1.1.

Родители и дети. Значение детей в жизни семьи

1

Тема 1.2.

Уроки семейного взросления

1

Тема 1.3.

Семейные конфликты

1

Тема 1.4.

Супружеское многолетие

1

РАЗДЕЛ II.

Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО

18

Глава 2.

Семья — основа всякого общества

5

Тема 2.1.

Типы и функции семьи

1

Тема 2.2.

Значение семьи для общества

1

Тема 2.3.

Семья и государство. Вопросы демографии

1

Тема 2.4.

История семейной политики в России

2

Глава 3.

Устроение жизни семьи. Личность и семья

8

Тема 3.1.

Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа

2

Тема 3.2.

Жена — хранительница домашнего очага

2

Тема 3.3.

Положение детей в семье

2

Тема 3.4.

Старшие члены семьи

2

Глава 4.

Семейное воспитание

5

Тема 4.1.

Традиции семьи, рода, народа

2

Тема 4.2.

Воспитание чести и долга в семье

1

Тема 4.3.

Патриотическое воспитание в семье

1

Тема 4.4.

Трудовое воспитание в семье

1

Тема 4.5.

Половое воспитание в семье

1

РАЗДЕЛ III.

ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ?

12

Глава 5.

Религиозные основы семьи

4

Тема 5.2.

Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни

1

Тема 5.1.

Семья в религиозной традиции

1

Тема 5.3

Святые семейства. Святые покровители семьи

2

Глава 6.

Семья в моей жизни

8

Тема 6.1.

Радость семейной жизни

2

Тема 6.2.

Значение семьи в жизни человека и смысл жизни

2

Тема 6.3.

Семейное счастье — миф или реальность?

3


Итоговое занятие

1

Всего


35 часов



Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, колонки.


Список литературы

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436с.

2. «Домострой» и его значение для современности отв.ред. А. Блинский М.: Сатись, 2000. – 128с.

3. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие, М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.

5. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник, 2009. – 384с.

6. Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): Хрестоматия по учебному курсу/Сост. Н.Н. Крыгина, Д.А. Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2008-705с.

7. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие 2ое изд.; стер.М.: Изд. Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. – 928с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации