Программа внеурочной деятельности «Нравственные основы семейной жизни» (10 класс)
Пояснительная записка
«Нравственные основы семейной жизни» представляет собой интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний о семье.
Целью курса является введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка их к созданию крепкой многодетной, счастливой семьи.
Миссия курса: укрепление основ семейной жизни в российском обществе.
Задачи:
- ознакомление учащихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни – раскрытие для них категорий и таксономии семейных терминов;
- преподавание старшеклассникам основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
- содействие формированию учащимися собственной системы семейных ценностей;
- пробуждение у учащихся желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью;
- снижение и предотвращение рисков на пути к созданию старшеклассниками в будущем крепкой, многодетной, счастливой семьи;
- ознакомление учащихся со средствами решения семейных проблем;
- обучение старшеклассников основам психологической, культурологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений;
- помощь старшеклассникам в решении ими смысложизненных проблем.
В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми; смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как: «Религиозная культура и светская этика», «Обществоведение», «Биология», «История», «Литература».
Содержание курса «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.
Курс «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.
Одной из ключевых целей курса является формирование личности школьника, осознающего смысл и ценность обществоведческого образования, обладающего ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни в современном обществе:
Учебно-организационными:
- ставить цели самообразовательной деятельности;
-самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями;
-планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;
-вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач
Учебно-информационными:
- владеть навыком аналитического чтения;
- составлять тезисный план, схемы;
- владеть различными видами изложения текста;
- готовить доклады, рефераты
Учебно-логическими:
- определять аспект анализа (точку зрения);
- соотносить различные компоненты объекта;
- классифицировать по нескольким признакам;
- выбирать форму доказательства;
- опровергать выдвинутый тезис;
- определять проблему и предлагать способы ее решения; различать факты, мнения, доказательства, гипотезы
-выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
Предметно-ориентированными:
-умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловой анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта, схемы
- умения давать самостоятельную оценку социальным явлениям, процессам, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения
- умения спорить и отстаивать свои взгляды, вступать в речевое общение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы
- умения анализировать разные виды источников
Исследовательские компетенции
формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами
Коммуникативные компетенции
формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных
3.Особенности освоения программы и место в учебном плане
Курс «Нравственные основы семейной жизни» выступает в качестве элективного курса, обязательного для посещения.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №44 на изучение курса «Нравственные основы семейной жизни» в 10 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
В содержательном плане курс «Нравственные основы семейной жизни» дополняет и расширяет содержание учебных предметов гуманитарной направленности за счет раскрытия учащимся традиционных для нашей культуры представлений о браке и семейном счастье, любви и дружбе, взаимоотношениях между полами, взрослыми и детьми; смысле человеческой жизни. Курс тесно связан с такими учебными дисциплинами школьной программы, как: «Религиозная культура и светская этика», «Обществоведение», «Биология», «История», «Литература».
Содержание учебного предмета «Нравственные основы семейной жизни» в единстве с содержанием других гуманитарных предметов Базисного учебного плана позволяет полнее реализовать развивающие возможности межпредметных связей в обучении и воспитании учащихся, содействовать развитию личностного восприятия базовых семейных ценностей.
Курс «Нравственные основы семейной жизни» создает возможность для реализации потребности семьи и ребенка в углубленном освоении ценностей, способствующих созданию прочной гармоничной семьи.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
Согласно требованиям к уровню подготовки ожидаются следующие результаты обучения. Обучающиеся должны:
Знать (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия)
- понимать и принимать ценности: семья, брак, любовь, дружба, личность, половые различия, нравственные законы, стадии развития семьи, адаптация к семейной жизни, нормы брака;
- основы морали и нравственности, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- взаимосвязь внутренней и внешней жизни человека
Уметь сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры):
- личность и индивид,
- свобода и вседозволенность,
- взрослость и инфантильность,
- мужественность и женственность,
- гражданский и церковный брак,
- позитивное и негативное отношение к родительству.
Иметь:
- навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения и отбора необходимой информации, а также редактирования готового текста к исследования.
- навык составления своей родословной;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- потребность в дальнейшем изучении отечественной семейной культуры.
Изучение «Нравственных основ семейной жизни» учащимися в 10 и 11 классах старшей школы имеет практический, личностно-ориентированный характер. На этой ступени обучения обучающиеся обобщают полученные ранее знания, курс помогает приобрести четкие векторы направленности в дальнейшем духовно-интеллектуальном развитии, укрепить практический опыт применения своих знаний, как в личной, так и в общественной жизни.
Метапредметные результаты освоения на данном этапе обучения также остаются важным компонентом в образовательной системе. Результатами такой работы должны стать следующие компетенции:
развитие аналитического подхода к осмыслению изучаемого материала;
умение выбирать и использовать различные источники знаний, анализировать, обобщать и представлять их в форме доклада, реферата, сочинения;
формирование целостной картины мира;
умение анализировать и духовно осмысливать прочитанные тексты.
Личностные результаты освоения выпускниками старшей школы программы по «Нравственным основам семейной жизни» выражаются в следующем:
приобретение знаний и навыков, необходимых в духовной жизни и дальнейшем духовном развитии;
приобретение твердых моральных устоев, норм поведения и отношения к людям;
воспитание уважения к семье как личной и общественной ценности,
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формирование умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование осознанной установки на миротворческое отношение в социуме,
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний,
усвоение норм человеческой нравственности на уровне поступка и поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Предметные результаты изучения «Нравственных основ семейной жизни»:
овладение ценностными установками и знаниевыми основаниями для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию;
знание нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;
представление о мужественности и женственности, добрачном, предбрачном периоде, типах и функциях семьи,
понимание различий между влюбленностью и любовью, гражданским браком и браком, зарегистрированным в загсе,
представление об обручении и венчании, церковном браке, благословении родителей и священника,
понимание сущности аборта, значении однодетности и многодетности для стабильности семейных отношений,
понимание причин супружеских конфликтов и разводов,
знание святых семейств, покровителей семьи,
знакомство и формирование навыков понимания духовно-нравственного смысла народной мудрости,
осознание ценности человеческой жизни,
представление о христианском браке и нормах христианского поведения (христианской этике);
знание основ общественной нравственности, этики общественного служения, добродетелей современного христианина, общего и особенного в Православии и этике.
Календарно-тематическое планирование 10 класс
п/п | Наименование тем | Количество |
Раздел I. | ВОЗРАСТЫ СЕМЬИ | 4 |
Глава 1. | Особенности зрелой семьи | 4 |
Тема 1.1. | Родители и дети. Значение детей в жизни семьи | 1 |
Тема 1.2. | Уроки семейного взросления | 1 |
Тема 1.3. | Семейные конфликты | 1 |
Тема 1.4. | Супружеское многолетие | 1 |
РАЗДЕЛ II. | Я — СЕМЬЯ — ОБЩЕСТВО | 18 |
Глава 2. | Семья — основа всякого общества | 5 |
Тема 2.1. | Типы и функции семьи | 1 |
Тема 2.2. | Значение семьи для общества | 1 |
Тема 2.3. | Семья и государство. Вопросы демографии | 1 |
Тема 2.4. | История семейной политики в России | 2 |
Глава 3. | Устроение жизни семьи. Личность и семья | 8 |
Тема 3.1. | Иерархичность семейных отношений. Главенство мужа | 2 |
Тема 3.2. | Жена — хранительница домашнего очага | 2 |
Тема 3.3. | Положение детей в семье | 2 |
Тема 3.4. | Старшие члены семьи | 2 |
Глава 4. | Семейное воспитание | 5 |
Тема 4.1. | Традиции семьи, рода, народа | 2 |
Тема 4.2. | Воспитание чести и долга в семье | 1 |
Тема 4.3. | Патриотическое воспитание в семье | 1 |
Тема 4.4. | Трудовое воспитание в семье | 1 |
Тема 4.5. | Половое воспитание в семье | 1 |
РАЗДЕЛ III. | ДЛЯ ЧЕГО Я ЖИВУ? | 12 |
Глава 5. | Религиозные основы семьи | 4 |
Тема 5.2. | Вера, доверие и верность как ценности семейной жизни | 1 |
Тема 5.1. | Семья в религиозной традиции | 1 |
Тема 5.3 | Святые семейства. Святые покровители семьи | 2 |
Глава 6. | Семья в моей жизни | 8 |
Тема 6.1. | Радость семейной жизни | 2 |
Тема 6.2. | Значение семьи в жизни человека и смысл жизни | 2 |
Тема 6.3. | Семейное счастье — миф или реальность? | 3 |
| Итоговое занятие | 1 |
Всего | | 35 часов |
Оборудование
Мультимедийный проектор, компьютер, колонки.
Список литературы
1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. СПб.: Речь, 2005. – 436с.
2. «Домострой» и его значение для современности отв.ред. А. Блинский М.: Сатись, 2000. – 128с.
3. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. Учебно-практическое пособие, М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464с.
5. Морозова Е.А. Гармония в семье и браке: Семья глазами православного психолога. М.: Даниловский благовестник, 2009. – 384с.
6. Нравственные основы семейной жизни (Культура семьи): Хрестоматия по учебному курсу/Сост. Н.Н. Крыгина, Д.А. Моисеев. Екатеринбург: Отпечатано в типографии Екатеринбургской епархии, 2008-705с.
7. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие 2ое изд.; стер.М.: Изд. Московского социально-психологического института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2005. – 928с.