12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Украинцева Алла Николаевна35
Работаю в хоровой студии "Аллегро"
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »

С древних времен нравственное воспитание подрастающего поколения считается основой всякого воспитания. Выдающиеся умы человечества во все времена придавали первостепенное значение решению этой проблемы. Огромным арсеналом средств, способствующих нравственному развитию детей и подростков, обладает искусство, т.к. средства искусства гармонично воздействуют на интеллектуальную, эмоциональную, волевую и другие области психики детей силой своих образов в сочетании с их художественной выразительностью. Произведения искусства дают примеры для подражания, побуждают детей к самосовершенствованию, способствуют самопознанию, согласованию и гармонизации своих осознанных поступков с чувствами, сравнению своего поведения с социально одобренными примерами, выработке жизненной позиции по отношению к самому себе и окружающей его действительности.

Музыкальные направления в искусстве позволяют через познание ценностей музыки, понимание значимости музыкальных традиций, формировать нравственные качества, что так необходимо для развития нравственной личности в целом.

Созданная в студии «Аллегро» система, включающая разные аспекты исполнительской деятельности, воспитательные мероприятия, а также принцип набора в коллектив, оказывают нравственное влияние на развитие учащихся.

В младший хор принимаются все дети без специального отбора и только по их желанию, т.е. ребенка изначально ставят в позицию выбора относительно своих интересов. Осуществив этот выбор, дети приобретают опыт принятия самостоятельного решения, что очень важно для развития у них способности к самоопределению и становления личности в целом.

Одна и задач педагогов младшего хора состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их в мир музыки, расширить их музыкальный кругозор, стремясь к тому, чтобы детям было и понятно, и интересно то, о чем они поют и что исполняют.

Этому способствует песенный и инструментальный репертуары, подбираемые педагогами и концертмейстерами. Через знакомство и исполнение музыкальных произведений разных жанров, мы формируем у детей вкус и развиваем многообразную гамму чувств и эмоций, способствующих нравственному поведению учащихся.

В нравственном развитии учащихся огромное значение наряду с музыкальной формой произведения имеет текст. Очень важно, задевает ли он струны детских сердец или исполняется равнодушно, без особого вникания в красоту слова, смысл фраз. Например, исполняя песню Я. Дубравина на сл. В. Суслова «Добрый день!», мы учим детей умению радоваться каждому дню, формируем у них способность понимания прекрасного. Разучивая песню Г. Струве на сл. Н. Соловьевой «С нами друг», пробуждаем у детей чувство сопричастности к общим делам и влияем на развитие дружеских отношений, товарищества.

Чтобы музыка смогла выполнять свою воспитательную роль, мы стараемся научить ребенка глубже воспринимать, переживать ее жизненное содержание. В этой связи задача педагога состоит в том, чтобы помочь учащимся найти в музыкальных произведениях образы, вызывающие у них переживания, связанные с понятием «Родина», ее природой, историческим прошлым, культурой и традициями своей страны. Например, на занятиях по фортепиано мы слушаем и разучиваем с детьми пьесы, которые воспитывают чувство патриотизма. Среди них можно назвать Д. Кабалевского «Кавалерийская», Н. Книппер «Полюшко-поле», С. Майкапар «Маленький командир» и др. После исполнения музыкальных произведений, задаем детям вопросы: что вы чувствовали, слушая музыку, или о чем вы думали, когда слушала ее, что вам представлялось, когда звучала музыка? Это позволяет развивать образное мышление у детей и учит их воспринимать музыку как живое искусство, рожденное жизнью и несущее в себе общее гуманистическое содержание.

В младшем хоре особое внимание уделяется развитию музыкальных способностей и работе над основами вокально-хоровых навыков, навыков восприятия и исполнения музыки. Выполнение этих задач — это тяжелый труд и для педагога, и для ребенка, формирующий у детей трудолюбие, способность к оценке и самооценке, а также свободу и уверенность, необходимые для выступления на сцене и в обыденной жизни ребенка.

Учебные музыкальные занятия развивают эмоциональные реакции у ребенка, тем самым учат его правильно реагировать на разные жизненные ситуации, в которых необходимо сдерживание эмоций или бурное их проявление. Умения выражать адекватно свои эмоция наиболее ярко проявляется в их общении на мероприятиях студии, во время учебных занятий, в реакции детей на замечания педагога и оценке его достижений, в поведении детей перед выходом на сцену и собственно на концертном выступлении.

Большую воспитательную роль в формировании чувства ответственности за общий результат играют текущие и отчетные концерты. Младший хор выступает довольно часто перед родителями на класс-концертах, перед сверстниками на школьных сценах, перед общественностью в памятные и праздничные дни. Участвуя в концертных выступлениях, у каждого ребенка обостряется чувство собственной значимости, что очень важно для развития в последствии его самодостаточности.

Яркими событиями в жизни младшего хора «Аллегро» являются праздники. Каждый праздник — художественная игра, тематически организованная, драматургически выстроенная. В содержание праздников в младшем хоре включены различные виды художественной деятельности детей: музыкально-познавательная, музыкально-исследовательская с различными видами вокально-хорового и инструментального музицирования. Активный творческий процесс подготовки к праздникам позволяет детям раскрыть свой творческий потенциал и многие личностные качества.

Таким образом, вся деятельность студии строится в пользу нравственного воспитания. Определяя содержание деятельности, отбирая формы обучения и взаимодействия педагогов и детей, мы опираемся на особенности нравственности, которые выражаются в следующем:

Во-первых, нет такого вида человеческой деятельности, в котором нельзя было бы выделить нравственный аспект. Организуя ее, педагоги студии задумываются над тем, как построить процесс, чтобы в нем проявились нравственные стороны личности ребенка; какой нравственный урок получают дети, вступая во взаимодействие с педагогом и детьми на учебных занятиях, участвуя в концертной деятельности и мероприятиях хора;

Во-вторых, в педагогической деятельности нет свободного времени от нравственного влияния, т.е. выражаясь образно — «воспитывает каждая секунда и каждый сантиметр».

Следовательно, мы заботимся о создании в студии нравственной атмосферы, в основу которой положены отношения, построенные на уважении личности, взаимном доверии и доброте.

Литература

Базарный В. Педагогический потенциал хорового пения.//Народное образование. — 2002. — № 9.

Березина В.А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт. // Внешкольник. — 2002. — № 3.

Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. — № 3.

Школяр Л.В. Восприятие школьниками нравственной сущности произведения./Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: сборник научных трудов. — М., 1981.

Этика: Учебное пособие / Сост. С.Г. Колбовская. Под ред. Т.А. Степановой. — Ярославль, 2001.

Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. // Классный руководитель. — 2002. – № 4.



Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.