Статья на тему «Роль педагогов и концертмейстеров в нравственном развитии воспитанников младшего хора студии "Аллегро"»
«Если ты знаешь средство укрепить тело,
закалить волю, облагородить сердце,
изощрить ум и уравновесить рассудок, — значит ты воспитатель».
Шарль Летурно
Воспитание — процесс духовного питания. От того, кто духовно питает ребенка, как делается это великое дело, зависит результат его, т.е. какого человека мы все вместе воспитаем.
Педагоги студии «Аллегро» через включение детей в совместную «профильную» и общественно-значимую деятельность формируют у воспитанников отношения, взгляды, убеждения, вкусы. В связи с этим, к педагогам предъявляются высокие профессиональные требования: хорошо знать свой предмет, любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость, относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен. Педагоги должны быть не просто образованными людьми, хорошо владеющими своим «предметом» и организацией воспитательной работы в целом, но и духовно развитыми личностями с активной нравственной позицией.
Важным условием эффективной работы каждого педагога является наличие у него таких личностных качеств как эмоциональная активность, увлеченность, педагогическая находчивость, толерантность, креативность. Это условие подвигает нас, педагогов студии, к освоению разных форм взаимодействия с детьми, а именно:
совместное участие педагогов, концертмейстеров и детей в концертной деятельности, что формирует чувство сопереживания, доставляет удовольствие и радость от неформального общения, создает ситуацию успеха исполнителям, делает педагогов и детей ближе друг к другу;
персональное музицирование педагога или концертмейстера на учебных занятиях формирует у детей и подростков музыкальный вкус к исполняемой музыке;
совместное музицирование ребенка и педагога на учебном занятии стимулирует внимание детей на активное восприятие музыкальных произведений;
специальная, серьезная работа над репертуаром, включение в него классической и народной музыки, раскрывающие этические ценности произведений искусства прошлых эпох и их актуальность в современной культуре, влияющие на духовное обогащение воспитанников и на формирование у них чувства патриотизма.
Концертмейстер в хоровой студии «Аллегро» не просто аккомпаниатор, который с помощью инструмента озвучивает музыкальное занятие, он активный участник решения образовательных и воспитательных задач в своем коллективе. Концертмейстер своей деятельностью содействует развитию эмоционально-творческих начал воспитанников, способствует формированию их эстетического вкуса, тем самым оказывает влияние на формирование у детей нравственного отношения к окружающему миру.
Как же это осуществляется в практике концертмейстера?
Во-первых, в работе над музыкальным репертуаром, в подборе его для обучения игре на инструменте, для распевок хора и концертных выступлений. Во-вторых, через создание музыкальной атмосферы в коллективе в целом за счет музыкального сопровождения праздников, проводимых в коллективе младшего хора.
Не всякая музыка в равной степени воспринимается учащимися. Надо, чтобы она была им понятна, нравилась, была настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей, которые учитываются в работе над репертуаром. Так, при подборе репертуара для младших школьников превалирует наглядное мышление, эмпирическое представление о мире. Для них подбирается музыка с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью (марш, вальс, полька и др.). Однако в студии приходится работать и с подростками. В этом случае концертмейстер повышает уровень музыкального репертуара, используя произведения с более сложной фактурой, развитой мелодией, неоднозначным ритмом.
Главным критерием в подборе репертуара является художественность исполняемой музыки. В практике работы с младшим хором используются проверенные временем классические образцы. А для того, чтобы слуховой багаж детей был более полным и разносторонним, наш музыкальный репертуар ориентирован на стилистический принцип отбора. Так, например, с доклассической эпохой дети знакомятся на материале музыки И.С. Баха, с классической — И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена; романтизм в репертуаре младшего хора представлен музыкой Р. Шумана, Ф. Шуберта. Знакомство детей с русской классикой происходит на произведениях М. Глинки, М. Мусоргского, П. Чайковского, А. Лядова, А. Гречанинова, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова; современная музыка представлена такими композиторами, как Л. Абелян, Г. Струве, Ю. Тугаринов, Я. Дубравин, Е. Гомонова, Р. Паулс, И. Арсеев, А. Зацепин, Т. Попатенко, В. Челноков, Е. Крылатов и многих других. Учащимися младшего хора исполняются народная музыка разных стран мира, а также русские народные песни. Считаем необходимым, уже в младшем хоре, знакомить детей с элементами джаз-музыки, рок-музыки разучивая произведения Р. Бойко, О. Хромушина, М. Славкина, М. Минкова, В. Семенова. Не вызывает сомнения, что музыка этих композиторов имеет огромный потенциал для нравственного развития личности.
Еще одно качество, необходимое в деятельности концертмейстера, — умение работать в ансамбле с руководителем хора и исполнителями (детьми). Концертмейстер обязан осознавать, что он — не самостоятельный исполнитель, а музыкант, который своей игрой помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру исполняемого произведения. Включая детей в процесс сотворчества: музицируя ли вместе, слушая ли вместе музыку, выступая ли вместе в концертах, концертмейстер, исполняя то или иное произведение, апеллирует к внутренней фантазии детей, к их воображению, к чувственной сфере.
Участвуя в разнообразной деятельности младшего хора, концертмейстер своим примером убеждает в том, что сопричастность к общим делам — это залог успешности деятельности всех, кто в ней участвует.
Таким образом, постоянно расширяются грани деятельности концертмейстера в хоровом коллективе, все более активизируется его позиция в решении задач нравственного развития воспитанников младшего хора и формирование культурно-образовательной среды в студии в целом, создание атмосферы, обеспечивающей нравственное развитие младших школьников.
Чтобы поддерживать нравственную атмосферу в коллективе и оказывать индивидуальное влияние на каждого воспитанника мы, педагоги и концертмейстеры, вырабатываем логическую цепочку собственных действий:
принимаем каждого воспитанника таким, какой он есть, проявляя уважение ему и выражая авансированное доверие;
узнаем (изучаем) ребенка, чтобы иметь себе достоверное представление о нем, ищем позитивное в личности;
устанавливаем личностный контакт, партнерские, деловые и дружеские отношения в реальной деятельности;
стараемся там, где это необходимо, участвовать в судьбах детей.
Уместно в завершении этой статьи привести высказывание Д.И. Писарева о том, что «…в воспитании все дело в том, кто воспитатель». Оно мотивирует нас, педагогов студии, к самосовершенствованию в своей педагогической и профессиональной и в решении задачи нравственного развития учащихся в частности.
Литература
Базарный В. Педагогический потенциал хорового пения.//Народное образование. — 2002. — № 9.
Березина В.А. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт. // Внешкольник. — 2002. — № 3.
Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. — № 3.
Школяр Л.В. Восприятие школьниками нравственной сущности произведения./Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: сборник научных трудов. — М., 1981.
Этика: Учебное пособие / Сост. С.Г. Колбовская. Под ред. Т.А. Степановой. — Ярославль, 2001.
Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности. // Классный руководитель. — 2002. – № 4.