Урок литературы в 9 классе: Н.В. Гоголь. Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»
Ф.И.О. учителя Битиева Фатима Яковлевна
Предмет: Литература
Класс: 9
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Тема | Н.В. Гоголь. Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» |
Цели | Образовательные: -раскрыть особенности системы образов помещиков; -выявить внутреннюю логику создания образов помещиков в поэме «Мёртвые души»; -формировать умение вчитываться, вдумываться в текст Развивающие: -находить ключевые слова, важные детали в тексте, проверить уровень сформированности навыка анализа литературного образа; -развивать полученные знания по анализу образов в произведении, делать выводы. Воспитательные: - воспитание любви и уважения к живому слову, литературе и нашей истории. -привить интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя. |
Планируемый результат | Предметные: умение работать с различными историческими источниками (извлекать информацию; осмысливать подготовленные сообщения); использование навыков письменной и устной речи через представление информации в различных знаковых системах (в форме таблиц, диаграмм, опорного конспекта); подготовка обучающихся к жизни через постановку проблемных вопросов, общение с аудиторией и самостоятельную подготовку к выступлению Личностные: Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаниях, эстетических чувствах (чувство прекрасного). Метапредметные: -Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; -Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов. |
Ресурсы | компьютер интернет-ресурсы |
Этап урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | ||||
I. Мотивация к учебной деятельности (5мин). Приветствие. Цели: -заинтересовать обучающихся темой урока. | Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения. Знакомятся с представленной слайд презентацией. -работают над представленными эпиграфами, картинами помещичьей Руси. | Создает эмоциональный настрой. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Эпиграф к уроку: «Мёртвые души…все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие» А.И.Герцен | Рецензирование. -Размышления над высказыванием критиков. | -Работать с различными историческими источниками. -Выразительно читать фрагменты; Воспринимать текст; |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Слайд 2. Цели: - формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века; -увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту. Как мы знаем, помещики следуют у Гоголя в следующем порядке: Манилов(2 лава), Коробочка(3 глава), Ноздрёв(4 глава), Собакевич( 5 глава), Плюшкин(6 глава) Вопрос: Почему? | Делятся впечатлениями. Слушают выразительное чтение отрывков. Обращаются к «Четырём письмам к разным лицам по поводу «Мёртвых душ»(письмо 3-е), где Гоголь пишет: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» | Слово учителя: В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, представляющих лицо помещичьей России. Раскрывая характеры Манилова, Ноздрёва, Собакевича, коробочки, Плюшкина, автор выявил типические черты российского дворянств: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство. | Сообщения обучающихся. Словарная работа. | -Характеризовать текст; -Формулировать вопросы по тексту; -Давать устный и письменный ответы; -Составление плана выступления; -Подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет. . |
III.Анализ образов помещиков.(20 мин). Создание проблемной ситуации Цели: Дать социальный портреты помещиков, ответить на проблемные вопросы, провести словарную работу | Высказывают свои предположения в паре. Вступают в диалог, создают опорные конспекты. По количеству глав о помещиках класс делим на 5 групп Манилов (1 группа) – сообщение по плану Слайд 4. Коробочка(2группа) – сообщение по плану Слайд 5. Ноздрёв (3 группа) - сообщение по плану Слайд 6. Собакевич (4 группа) – сообщение по плану Слайд 7. Плюшкин (5 группа) – сообщение по плану Слайд 8 | Направляет. Контролирует: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. | План анализа образов помещиков (Слайд 3) Подберите синонимы к определению «дубиноголовая» (упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая, скопидомка) Вопрос: «Как вы думаете, почему в галерее мужских портретов Настасья Петровна – единственная женщина? Вопрос: Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как шла его деградация | -Делать выводы о тематике произведений; -Выступать перед аудиторией.
Вывод по образу Манилова. Вывод по образу Коробочки: «Страшнее всего, когда пороками изуродована женщина – она должна дарить жизнь, и в этом её главное предназначение. Вывод по образу Ноздрёва Вывод по образу Собакевича Вывод по образу Плюшкина. |
IV.Сходство помещиков и Чичикова (10 мин) Таблица Слайд 9 Цель: -формирование основ гражданской позиции; -использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации | Создают портретные зарисовки помещиков и делают выводы. | Обеспечивает мотивацию выполнения заданий. Заинтересовать вопросами. Помочь в создании карты, портретных зарисовок помещиков. Учить давать оценку себе и одноклассникам. | | Делать сравнительные характеристики. |
| | Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе? | | Умение давать развёрнутый ответ на вопрос. |
V.Рефлексия. Оценочная деятельность. (3 мин) Цели: Оценить деятельность обучающихся | Записывают разноуровневое задание. 1.Написать эссе на тему: Почему творчество Н.Гоголя современно и сейчас. 2.Подобрать слова из произведения, которые вышли из обихода (найти их значение в словаре). 3.Ответ на вопрос: какие положительные качества Чичикова можно взять на вооружение? | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставление и комментирование оценок. Продумать интересное домашнее задание. | | |