Урок литературы в 9 классе: Н.В. Гоголь. Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»

0
0
Материал опубликован 13 March 2020

Ф.И.О. учителя Битиева Фатима Яковлевна

Предмет: Литература

Класс: 9

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.


Тема

Н.В. Гоголь. Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»


Цели


Образовательные:

-раскрыть особенности системы образов помещиков;

-выявить внутреннюю логику создания образов помещиков в поэме «Мёртвые души»;

-формировать умение вчитываться, вдумываться в текст

Развивающие:

-находить ключевые слова, важные детали в тексте, проверить уровень сформированности навыка анализа литературного образа;

-развивать полученные знания по анализу образов в произведении, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитание любви и уважения к живому слову, литературе и нашей истории.

-привить интерес к изучению творчества Н.В.Гоголя.


Планируемый результат

Предметные:

умение работать с различными историческими источниками (извлекать информацию; осмысливать подготовленные сообщения);


использование навыков письменной и устной речи через представление информации в различных знаковых системах (в форме таблиц, диаграмм, опорного конспекта);

подготовка обучающихся к жизни через постановку проблемных вопросов, общение с аудиторией и самостоятельную подготовку к выступлению

Личностные:

Умение работать в группе, выступать перед аудиторией и представлять свою работу, основанную на чувствах, нравственных переживаниях, эстетических чувствах (чувство прекрасного).


Метапредметные:

-Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

-Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов.

Ресурсы

компьютер

интернет-ресурсы





Этап урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

I. Мотивация к учебной деятельности

(5мин). Приветствие.

Цели: -заинтересовать обучающихся темой урока.


Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения.

Знакомятся с представленной

слайд презентацией.

-работают над представленными эпиграфами, картинами помещичьей Руси.

Создает эмоциональный настрой. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Эпиграф к уроку: «Мёртвые души…все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие»

А.И.Герцен

Рецензирование.

-Размышления над высказыванием критиков.


-Работать с различными историческими источниками.

-Выразительно читать фрагменты;

Воспринимать текст;


II. Формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин) Слайд 2.

Цели:

- формирование у обучающихся представление о России Гоголя – России первой половины 19 века;

-увидеть Русь Гоголя, почувствовать боль его и, может быть, поверить в его мечту.


Как мы знаем, помещики следуют у Гоголя в следующем порядке: Манилов(2 лава), Коробочка(3 глава), Ноздрёв(4 глава), Собакевич( 5 глава), Плюшкин(6 глава)

Вопрос: Почему?


Делятся впечатлениями.

Слушают

выразительное чтение отрывков.












Обращаются к «Четырём письмам к разным лицам по поводу «Мёртвых душ»(письмо 3-е), где Гоголь пишет: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»

Слово учителя:

В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, представляющих лицо помещичьей России. Раскрывая характеры Манилова, Ноздрёва, Собакевича, коробочки, Плюшкина, автор выявил типические черты российского дворянств: умственное и моральное убожество, паразитизм, бездумное расточительство.

Сообщения обучающихся.

Словарная работа.



-Характеризовать текст;

-Формулировать вопросы по тексту;

-Давать устный и письменный ответы;

-Составление плана выступления;

-Подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернет.


.

III.Анализ образов помещиков.(20 мин).

Создание проблемной ситуации

Цели:

Дать социальный портреты помещиков, ответить на проблемные вопросы, провести словарную работу



Высказывают свои предположения в паре.

Вступают в диалог,

создают опорные конспекты.



По количеству глав о помещиках класс делим на 5 групп


Манилов (1 группа) – сообщение по плану

Слайд 4.



Коробочка(2группа) – сообщение по плану

Слайд 5.







Ноздрёв (3 группа) -

сообщение по плану

Слайд 6.





Собакевич (4 группа) – сообщение по плану

Слайд 7.


Плюшкин (5 группа) – сообщение по плану

Слайд 8

Направляет.

Контролирует:

проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

План анализа образов помещиков (Слайд 3)

















Подберите синонимы к определению «дубиноголовая»

(упрямая, недалёкая, несговорчивая, тупая, глупая, скопидомка)

Вопрос: «Как вы думаете, почему в галерее мужских портретов Настасья Петровна – единственная женщина?














Вопрос: Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о том, как шла его деградация

-Делать выводы о тематике произведений;


-Выступать перед аудиторией.









Вывод по образу Манилова.






Вывод по образу Коробочки: «Страшнее всего, когда пороками изуродована женщина – она должна дарить жизнь, и в этом её главное предназначение.





Вывод по образу Ноздрёва

Вывод по образу Собакевича


Вывод по образу Плюшкина.

IV.Сходство помещиков и Чичикова (10 мин)

Таблица

Слайд 9

Цель:

-формирование основ гражданской позиции;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации

Создают портретные зарисовки помещиков и делают выводы.






Обеспечивает мотивацию выполнения заданий.

Заинтересовать вопросами.

Помочь в создании карты, портретных зарисовок помещиков.

Учить давать оценку себе и одноклассникам.






Делать сравнительные характеристики.











Какое из качеств человеческого характера мне кажется наиболее низменным, и я никогда не позволю ему поселиться в моей душе?


Умение давать развёрнутый ответ на вопрос.

V.Рефлексия. Оценочная деятельность. (3 мин)

Цели:

Оценить деятельность обучающихся


Записывают

разноуровневое задание.

1.Написать эссе на тему: Почему творчество Н.Гоголя современно и сейчас.

2.Подобрать слова из произведения, которые вышли из обихода (найти их значение в словаре).

3.Ответ на вопрос: какие положительные качества Чичикова можно взять на вооружение?

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Выставление и комментирование оценок. Продумать интересное

домашнее задание.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации