Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые (используемые) УУД П- познавательные; Р – регулятивные; К – коммуникативные; Л - личностные |
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки - Добрый день и добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. | Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. | К: контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, оценка, самооценка. |
2.Мотивация к учебной деятельности
| - Здравствуйте, меня зовут Мингалёва Светлана Степановна, я сегодня проведу у вас урок изобразительного искусства. - Посмотрите видеофрагмент (Видеофрагмент). О ком этот сюжет? (о рыцарях). В какое историческое время жили рыцари? (в средневековье) Беседа с учащимися (на фоне музыки) Сегодня я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла много лет назад, в 16 веке, с одним рыцарем, который жил в Германии. Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не успел передать своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили в ворота замка, где она жила, так как у него не было знака отличия. Тогда он стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в боевых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Так, у него появился свой отличительный знак собственности. Ребята, вспомните кинофильмы о рыцарях, у них в руках во время турниров были щиты, которые не только защищали их от стрел и ударов мечей, но и отличали их друг от друга. Вы хотели бы узнать, что это за знаки? Приём «Зашифрованное слово» Для того, чтобы вы ответили на мой вопрос, я хочу предложить вам угадать ребус. Думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке. Даёт возможность учащимся высказать предположения | Смотрят виофильм Слушают учителя Отвечают на вопросы
Угадывают ребус. Осмысливают, чему будет посвящён урок, делают предположения
| Л: смыслообразование П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. К: сотрудничество с учителем и одноклассниками.
|
3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
| Активизирует знания с помощью наводящих вопросов - Что такое декор? Как вы думаете, какую декоративную роль играет герб сегодня? Только ли служит украшением? Ребята, а что вы уже знаете о гербах? Да, мы будем говорить о гербах, но не только. Давайте, попробуем уточнить тему урока. Посмотрите видеофрагмент, о чём он? (просмотр видеофильма о происхождении Российского герба) Правильно, это герб нашего государства. Российский герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Обоснование: Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом. А знаете, ли вы, почему на нем изображен двуглавый орел? Двуглавый орёл - символ единства Запада и Востока, Европы и Азии в Российском государстве. А почему фон герба красный? А почему он именно такой формы?
| -элементы украшения изделия или сооружения.
Отвечают на вопросы
Смотрят виофильм Анализируют информацию, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы Отвечают на вопросы, осознают, что испытывают затруднения при ответах на поставленные вопросы | Л: самоопределение (личностное определение связанное с формированием гражданской идентичности личности) ; смыслообразование (связано с мотивацией, смыслом учеб.деятельности). П: анализ, синтез, обобщение; использование знаково-символических средств. Р: выполнение пробного учеб.действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. К: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
4.Выявление места и причины затруднения
| Выявляет затруднения с помощью наводящих вопросов Ребята знаете, ли вы, что у каждого города нашей страны, есть свой герб. Есть он и у Баганского района. Как он выглядит? Посмотрите на него, чем он отличается от герба России, и в чем вы видите сходство? Герб Баганского района был утверждён в 2002 году. Герб Баганского района представляет собой геральдический щит, в зеленом поле которого золотой безант (шар) с черной летящей уткой, сопровождаемый по бокам двумя золотыми стилизованными колосьями, поставленными в столб. Обоснование символики герба Баганского района: Зеленый цвет - символ надежды, изобилия, возрождения, жизненных сил, олицетворяет Кулундинскую степь, на просторах которой раскинулся Баганский район. Золотой шар солнце, дающее тепло и жизнь всему живому, в гербе символизирует радушие и гостеприимство жителей района. Летящая утка символизирует природное своеобразие района, его бесчисленные озера, многие из которых соленые, а также говорит о названии района. "Баган" в переводе с тюркского обозначает "топкое место". Золотые колосья на зеленом поле символизируют развитое земледелие, составляющее основу экономики района. Автор герба - Саженина Елена Николаевна (с. Баган).
Эмблема – условное символическое изображение каких-либо идей и понятий. Эмблемы обязательно должны быть ясными и простыми и быть легко узнаваемыми. (слайды презентации)
Как вы думаете, можно ли с помощью герба рассказать о стране, или о городе, символом которого он является? Давайте теперь, попробуем сформулировать тему урока. Итак, тема урока «О чем рассказывают нам гербы?» Ребята, а хотели бы вы, чтобы у вашего класса тоже был свой герб? А как вы думаете, могли бы вы его составить прямо сейчас? Почему нет? Посмотрите на изображения гербов еще нескольких городов России. Как вы думаете, если бы вы знали, почему фон герба определенного цвета, что означает изображенная фигура или предмет, почему именно эта форма щита, вы бы смогли нам рассказать, почему он составлен именно так, а не по-другому? Теперь, вы понимаете, для того, чтобы составить герб нужно знать, как выбрать форму поля герба, как подобрать цвет, узнать какие фигуры можно использовать, другими словами надо узнать особенности составления герба Подводит к целеполаганию Теперь, попробуйте сформулировать цель урока |
Проводят сравнение, говорят об отличиях, слушают информацию о гербе Баганского района
Отвечают на вопрос, обобщают информацию, уточняют с помощью учителя тему урока
Отвечают на вопросы, выявляют места затруднения и причины
Ответы детей, их обобщение: познакомиться с особенностями составления герба, символическим значением цвета, формы и фигур | Л: личностное переживание; самоопределение. П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; использование знаково-символических средств; целеполагание. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет различных мнений.
|
5.Построение проекта выхода из затруднения
| Давайте, попробуем составить план действий. Сегодня, вы будете работать в группах. Акцентирует внимание на правилах работы в группе и критериях оценивания работы Какие правила работы в группе вы помните? 1. Уважай своего товарища. 2. Умей каждого выслушать. 3. Не согласен, предлагай. Какие критерии оценивания работы в группе вы помните? Работать дружно, вместе и на результат. Вы уже заранее распределились на три группы. Заполните листы самооценки.(Приложение №1) Для того, чтобы мне было удобно к вам обращаться, я предлагаю дать названия группам, причём мы используем ключевые слова урока. Первая группа будет называться «герб», вторая «герольд», третья «геральдика». Что означают эти слова? У вас на столах лежат геральдические словарики (Приложение № 2), найдите ответы в них. Если группа готова, отвечайте.
Каждая команда получает кейс для работы, учитель объясняет, что содержится в кейсах (рабочие листы, конверты с наглядным материалом для практической работы, листы оценивания) Цель работы группы: подготовить творческую работу | Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Испытывают затруднения при ответах Пользуются словариками, находят значения терминов и зачитывают их
анализируют результат Получают кейсы и указания к работе | Л: смыслообразование. П: построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, сравнение; поиск и выделение необходимой информации из текстов. Р: познавательная инициатива; волевая саморегуляция в ситуации затруднения К: индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации; индивидуальное сотрудничество с педагогом
|
6.Реализация построенного проекта
| «Открытие» нового знания. А сейчас вы познакомитесь с правилами составления гербов, с так называемой геральдической азбукой. Главной частью герба является ЩИТ, он может быть разных форм, его поле может отличаться по цвету, символичны и фигуры украшающие щит. (Демонстрация презентации) Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Основой герба является щит. Щит для герба обязательный. Щит может иметь различную форму. По форме щита определялась национальность рыцаря. Самым удобным с точки зрения свободного места является французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. слайды Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами. Вот основные варианты: … слайды В геральдике используется семь цветов. Первоначально было только четыре цвета: червлёный (красный) – символ любви, смелости, великодушия; голубой – символ красоты и величия, честности; черный – мудрости; серебро - символ невинности и чистоты, благородства; но затем появились дополнительные цвета: зеленый – символ изобилия, золотой - символ богатства и справедливости; и пурпурный – могущество. слайды А так же использовались негеральдические фигуры для украшении гербов, Естественные (человек, животные, растения, явления природы, планеты, звезды). Искусственные, созданные самим человеком (постройки, оружие, корабли, атрибуты охоты и войны, предметы быта, орудия труда). Фантастические (единорог, дракон, гриф, сказочные птицы). Слайды Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело своё значение: коронованный лев – символ силы и власти, мужества и благородства; единорог – чистота, непорочность; (солнце – свет, богатство, изобилие; ворон – долголетие; дуб, медведь - сила; овца – кротость; орёл – власть, господство, прозорливость; факел, раскрытая книга – знание; лилия - знак чистоты и безупречности.
|
Смотрят презентацию Отвечают на вопросы | Л: смыслообразование; личностное переживание; осознание ответственности за общее дело. П: построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации; структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания; выбор эффективных способов решения учебной задачи; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; использование знаково-символических средств. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. К: сотрудничество в поиске и выборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договорённости и согласование общего решения; разрешение конфликтов. |
Физминутка Упражнение «Виртуальное рисование» Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля Учащиеся рисуют в воздухе, одновременно обеими руками большие буквы слова «герб» приседая и двигаясь при этом в нужном направлении
|
7.Первичное закрепление
| Закрепляет знания учащихся с помощью творческого задания Теперь, зная, что нужно учитывать при составлении герба, давайте по группам попробуем составить герб вашего класса. (Приложение №3,4) 1. Выберете форму щита из предложенных в кейсе. 2. Продумайте геральдическую фигуру из предложенных в кейсе 3. Выберите цветовую гамму и заполните поля щита, раскрасив его или наклеив цветную бумагу. 4. Придумайте негеральдическую фигуру в виде изображений тех предметов, которые характеризуют ваш класс (книги, спортивные снаряды, музыкальные инструменты и другое) 5. Придумайте и напишите девиз вашего класса. Он должен быть кратким, но точно характеризовать вас. Выполнение задания, защита творческого проекта по группам |
Отвечают на вопросы, предлагают варианты Выполняют творческое задание, защищают его | Л: смыслообразование; самоопределение; личностное переживание; осознание ответственности за общее дело. П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; установление причинно-следственных связей. Р: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений , координирование разных позиций |
8.Рефлексия учебной деятельности
| Приём «Синквейн» Предлагает составить синквейны по темам, соответственно названиям групп А теперь, давайте составим синквейны. В ваших кейсах возьмите лист –(Приложение №5). Вы видите правила составления синквейна, напишите его рядом, придерживаясь их. Можете ещё раз обратиться к рабочим листам с информацией для вашей группы.
Даёт слово представителям групп зачитать получившиеся синквейны Предлагает осуществить оценку деятельности на уроках в листах оценивания
Что вы узнали сегодня на уроке? Понравился ли вам урок? Где могут пригодиться вам эти знания?
Да, ребята, действительно. Все правила составления и все гербы, какие существуют на свете, знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Без этого он глуп и слеп. Герб - это язык, на котором говорят города и страны. Герб – это наша история. |
Составляют синквейны
Зачитывают синквейны
Осуществляют самооценку и взаимооценку собственной деятельности Отвечают на вопросы
| Л: смыслообразование; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности . К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; использование критериев для взаимооценивания.
|
9. Домашнее задание
| Как вы думаете, каким сегодня будет домашнее задание? Я сейчас назову домашнее задание, а вы проверьте, правы ли вы оказались. В альбомах вам надо будет нарисовать герб семьи, опираясь на полученные знания и рассказать на следующем уроке, что изображено и почему. Дополнительная информация(памятка) (Приложение №6) | Предлагают свои варианты домашнего задания
Записывают домашнее задание |
|
Панов Егор Игоревич