Технологическая карта урока рисования в 5 классе «О чём рассказывают нам гербы?»
Технологическая карта урока
Класс |
5 |
Предмет |
Изобразительное искусство |
Учитель |
Ламбантова Лада Викторовна |
Тема четверти |
Декор – общество, человек, время |
Тема урока |
О чём рассказывают нам гербы? |
Автор УМК (программы учебного курса) |
Горяева НА., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Цель урока: |
сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба как отличительного знака; научить составлять гербы, используя символические элементы; развивать творческую активность, коммуникативные навыки работы в группах |
Планируемые результаты |
Метапредметные научатся самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; излагать свое мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию, развивать речевую деятельность учащихся. Предметные: научатся понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербах; называть символические элементы и использовать их при создании герба; находить в рассматриваемых гербах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, проявлять творческую и познавательную активность; воображение, фантазию. Личностные: формируют умение создавать декоративную композицию герба; формируют навык сотрудничества со сверстниками, воспитание любви к малой Родине, уважительное отношение к своим корням |
Межпредметные связи |
История, краеведение |
Основные понятия и термины |
Герб, геральдика, герольд, геральдические и негеральдические фигуры, щит |
Наглядно-демонстрационный материал |
Геральдические словарики; кейсы для работы в группах; герб России и гербы других городов страны, в том числе Дальнереченска; листы оценивания |
Оборудование |
Компьютер, проектор, экран, бумага, фломастеры, клей |
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые (используемые) УУД П- познавательные; Р – регулятивные; К – коммуникативные; Л - личностные |
|
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. 2 мин |
Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки |
Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. |
К: контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, оценка, самооценка. |
|
2.Мотивация к учебной деятельности 3 мин |
Подводит к теме урока Сегодня я хочу начать урок с истории, которая произошла много лет назад, в 16 веке, с одним рыцарем, который жил в Германии. Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не успел передать своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили в ворота замка, где она жила, так как у него не было знака отличия. Тогда он стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в боевых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите. Так, у него появился свой отличительный знак собственности. Ребята, вспомните кинофильмы о рыцарях, у них в руках во время турниров щиты, которые не только защищали их от стрел и ударов мечей, но и отличали их друг от друга. Вы хотели бы узнать, что это за знаки? Приём «Зашифрованное слово» Для того, чтобы вы ответили на мой вопрос, я хочу предложить вам угадать ребус. Думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке. Даёт возможность учащимся высказать предположения |
Слушают учителя
Угадывают ребус. Осмысливают, чему будет посвящён урок, делают предположения |
Л: смыслообразование П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. К: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
|
3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 3 мин |
Активизирует знания с помощью наводящих вопросов
Да, мы будем говорить о гербах, но не только. Давайте, попробуем уточнить тему урока.
Правильно, это герб нашего государства.
Двуглавый орёл - символ единства Запада и Востока, Европы и Азии в Российском государстве.
|
Отвечают – роль декоративного искусства в жизни человека Отвечают на вопросы Анализируют информацию, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы, осознают, что испытывают затруднения при ответах на поставленные вопросы |
Л: самоопределение (личностное определение связанное с формированием гражданской идентичности личности) ; смыслообразование (связано с мотивацией, смыслом учеб.деятельности). П: анализ, синтез, обобщение; использование знаково-символических средств. Р: выполнение пробного учеб.действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. К: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
|
4.Выявление места и причины затруднения 2 мин |
Выявляет затруднения с помощью наводящих вопросов Ребята знаете, ли вы, что у каждого города нашей страны, есть свой герб. Есть он и у Дальнереченска. Посмотрите на него, чем он отличается от герба России, и в чем вы видите сходство? Цвет поля нашего герба нашего Дальнереченска – белый, он олицетворяет чистоту природного пространства. Вилообразный синий крест отображает символическое обозначение слияния трех рек - Уссури, Большая Уссурка и Малиновка. Красивая гордая птица орлан (беркут) стоит, цепко опираясь на когти, тем самым, символизируя прочность жизни людей на земле. Зоркий взгляд олицетворяет пограничный характер округа, надежность охраняемой границы. Как вы думаете, можно ли с помощью герба рассказать о стране, или о городе, символом которого он является? Давайте теперь, попробуем сформулировать тему урока. Итак, тема урока «О чем рассказывают нам гербы?»
Посмотрите на изображения гербов еще нескольких городов России.
Теперь, вы понимаете, для того, чтобы составить герб нужно знать, как выбрать форму поля герба, как подобрать цвет, узнать какие фигуры можно использовать, другими словами надо узнать особенности составления герба Подводит к целеполаганию
Теперь, попробуйте сформулировать цель урока |
Проводят сравнение, говорят об отличиях, слушают информацию о гербе Дальнереченска
Отвечают на вопрос, обобщают информацию, уточняют с помощью учителя тему урока
Отвечают на вопросы, выявляют места затруднения и причины Ответы детей, их обобщение: познакомиться с особенностями составления герба, символическим значением цвета, формы и фигур |
Л: личностное переживание; самоопределение. П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; использование знаково-символических средств; целеполагание. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет различных мнений. |
|
5.Построение проекта выхода из затруднения 4 мин |
Давайте, попробуем составить план действий. Сегодня, вы будете работать в группах. Акцентирует внимание на правилах работы в группе и критериях оценивания работы
Вы уже заранее распределились на три группы. Каждая группа будет решать свои задачи. Сейчас, мы устроим разминку. Для того, чтобы мне было удобно к вам обращаться, я предлагаю дать названия группам, причём мы используем ключевые слова урока. Первая группа будет называться «герб», вторая «герольд», третья «геральдика».
У вас на столах лежат геральдические словарики (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), найдите ответы в них. Если группа готова, отвечайте.
Итак, давайте проведем жеребьёвку и с помощью цвета (желтый, синий, красный) узнаем, какая команда, как будет, называться и по какой теме будет готовить информацию. Каждая команда получает кейс для работы, учитель объясняет, что содержится в кейсах (рабочие листы, конверты с наглядным материалом для кластеров, листы оценивания) Цель работы группы: подготовить информацию по определённой теме |
Слушают учителя
Отвечают на вопросы
Испытывают затруднения при ответах Пользуются словариками, находят значения терминов и зачитывают их Участвуют в жеребьёвке, анализируют результат
Получают кейсы и указания к работе |
Л: смыслообразование. П: построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, сравнение; поиск и выделение необходимой информации из текстов. Р: познавательная инициатива; волевая саморегуляция в ситуации затруднения К: индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации; индивидуальное сотрудничество с педагогом |
|
6.Реализация построенного проекта 15 мин |
«Открытие» нового знания А сейчас вы познакомитесь с правилами составления гербов, с так называемой геральдической азбукой. Главной частью герба является ЩИТ, он может быть разных форм, его поле может отличаться по цвету, символичны и фигуры украшающие щит. Приём «Кластер» А теперь, давайте составим кластер, ключевой фразой которого будет «Щит – главная часть герба». Каждая группа составит свою «гроздь», группа «Герб» – ваше ключевое слово «Форма», группа «Геральдика» – «Цвет», группа «Герольды» – «Фигуры». Материал для кластеров вы найдете в своих рабочих листах (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и конвертах. Корректирует работу групп
Вы поработали, пожалуйста, представьте свои кластеры. |
Слушают задание Выполняют кластеры
Защита кластеров. Группы защищают кластеры у доски, объединяют в один. |
Л: смыслообразование; личностное переживание; осознание ответственности за общее дело. П: построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации; структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания; выбор эффективных способов решения учебной задачи; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; использование знаково-символических средств. Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива. К: сотрудничество в поиске и выборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договорённости и согласование общего решения; разрешение конфликтов. |
|
7.Первичное закрепление 5 мин |
Закрепляет знания учащихся с помощью творческого задания Теперь, зная, что нужно учитывать при составлении герба, давайте коллективно попробуем составить герб села Сальское.
Предлагает ответить
У нас есть Сальска сопка, единственный потухнувший вулкан в Приморском крае, мы живем на берегу замечательной реки Большая Уссурка, наше село основали донские казаки, которые не могли себя представить без лошадей, у нас есть замечательное Большое озера, в котором растут лотосы.
Давайте, соберем из подготовленных деталей герб нашего села. Собирает герб на доске, учитывая предложения учащихся |
Отвечают на вопросы, предлагают варианты
Отвечают на вопросы, предлагают варианты |
Л: смыслообразование; самоопределение; личностное переживание; осознание ответственности за общее дело. П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; установление причинно-следственных связей. Р: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений , координирование разных позиций |
|
Физминутка 1 мин Упражнение» Зеркальное рисование»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля Учащиеся рисуют в воздухе, одновременно обеими руками зеркально-симметричные буквы слова «герб» |
||||
8.Рефлексия учебной деятельности 8 мин |
Приём «Синквейн» Предлагает составить синквейны по темам, соответственно названиям групп А теперь, давайте составим синквейны. В ваших кейсах возьмите лист – ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вы видите правила составления синквейна, напишите его рядом, придерживаясь их. Можете ещё раз обратиться к рабочим листам с информацией для вашей группы. Даёт слово представителям групп зачитать получившиеся синквейны Предлагает осуществить оценку деятельности на уроках в листах оценивания (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) Что вы узнали сегодня на уроке? Понравился ли вам урок? Где могут пригодиться вам эти знания? Да, ребята, действительно. Все правила составления и все гербы, какие существуют на свете, знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Без этого он глуп и слеп. Герб - это язык, на котором говорят города и страны. Герб – это наша история. |
Составляют синквейны Зачитывают синквейны Осуществляют самооценку и взаимооценку собственной деятельности
Отвечают на вопросы |
Л: смыслообразование; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности . К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; использование критериев для взаимооценивания. |
|
9. Домашнее задание 2 мин |
Как вы думаете, каким сегодня будет домашнее задание?
Я сейчас назову домашнее задание, а вы проверьте, правы ли вы оказались. В альбомах вам надо будет нарисовать герб семьи, опираясь на полученные знания и рассказать на следующем уроке, что изображено и почему. |
Предлагают свои варианты домашнего задания Записывают домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Геральдический словарик
ГЕРБ - совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики. Отличительный знак, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, род, город, страну и т.п.)
ГЕРАЛЬДИКА - наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология и символика, позволяющие кратко и ясно описывать герб.
ГЕРОЛЬД - глашатай, распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах, ведал составлением гербов и родословий.
ГЕРБОВНИК - гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - синий (лазурь), зеленый, красный, пурпурный (фиолетовый) и черный, жёлтый (золотой) и белый (серебряный).
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур.
НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.
ЩИТ - основной гербовый элемент. Условная рамка, в которой помещаются гербовые поля и фигуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рабочие листы
Группа «Герб»
Герб - отличительный знак, передаваемый по наследству, с изображением символов его владельца (человека, сословие, род, город, страну и т. п.).
Первоначально служил опознавательным знаком, несущим информацию о владельце. Герб был ярким, так как его должно было быть видно издалека. Он изображался на знамёнах, печатях, монетах, помещался в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п. Он мог рассказать многое о старине, о людях, живших в давние времена.
Сегодня - это символическое изображение, которое показывает исторические традиции страны или города. Это опознавательный знак каждого государства, составленный по правилам геральдики.
Герб не может быть в одном случае знаком, а в другом символом, он должен быть именно и знаком, и символом одновременно!
Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Сегодня, свои гербы имеют государства и отдельные города. Главной частью герба является щит. Различают два вида форм геральдических щитов.
Национальные формы щитов.
Варяжский - треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами, итальянский - овальной формы, французский - четырехугольной формы с заострением внизу в середине (в русской геральдике самой употребительной стала именно французская форма щита. Самый удобный с точки зрения свободного места, имеет максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной), испанский - с плавно закругленной нижней частью, германский - щит фигурно вырезанной формы, английский - треугольный с двумя опрокинутыми дугами в главе.
Второй вид - геометрические формы щитов: круглые, косоугольные и квадратные щиты.
Группа «Геральдика»
Геральдика (гербоведение) — это наука, занимающаяся изучением гербов, а также традиции и практику их использования.
Играет важную роль при объяснении происхождения исторических памятников, снабженных гербом. Это интересная и увлекательная наука. Она точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов, изучает значение цветов, использованных при создании герба. Геральдика - основополагающий источник правил использования геральдических символов.
Сейчас геральдика нужна для знания истории. Каждый город Европы и России имеет свой герб, который сформировался исторически.
Цвета в геральдике
Первоначально герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной.
Стоит отметить, что сегодня, оттенки цветов решающего значения не имеют. Художник волен изображать цвет в соответствии со своими возможностями, используя близкие ему приёмы и эстетические представления. В разные времена один и тот же герб мог изображаться в самых разных оттенках одних и тех же цветов и поэтому выглядеть очень по-разному.
Все цвета в геральдике разделяются на эмали и металлы.
К эмалям относят:
- Красный цвет в геральдике – символ храбрости, мужества, решительности.
- Синий цвет в геральдике – символ красоты, величия.
- Зелёный цвет в геральдике – символ надежды, изобилия.
- Пурпурный цвет в геральдике (фиолетовый, лиловый) – символ достоинства и могущества.
- Чёрный цвет в геральдике – символ печали, смирения, благоразумия.
К металлам относят:
- Жёлтый (золотой) цвет – символ богатства, справедливости, великодушия.
- Белый цвет в геральдике (серебряный, белый) цвет – символ чистоты, невинности.
Группа «Герольды»
Бывают фигуры геральдические и негеральдические. Геральдические фигуры основаны на делении щита. Неральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные.
Естественные фигуры.
Изображения живых существ (человека, зверей, птиц), небесных светил (солнце, луна, звезды), и стихий (огонь, вода. Что символизировали естественные фигуры?
- Конь - символизирует храбрость, остроту зрения, силу, быстроту, ловкость, совмещая в себе свойства несколькоих животных.
- Кошка - независимость.
- Лев - символизирует силу, мужество и великодушие.
- Медведь - предусмотрительность.
- Собака - преданность и повиновение.
- Орёл - власть, господство, великодушие, прозорливость.
- Пчела, муравей - трудолюбие, покорность.
- Дуб - символ крепости и силы.
- Лилия - добрая надежда, непорочность.
- И т.д
Легендарные фигуры: изображения существ, не существующих в природе, например, дракон, двуглавый орел, единорог и др.
Фигуры искусственные обозначают именно то, что изображают.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Листы для синквейнов
1 строка. Тема -1 слово (имя существительное) 2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное) 3 строка. Описание действия-3 слова (глагол). 4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.). 5 строка. Суть темы -1 слово (синоним). |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИ______________________________________________________________
Критерии оценки работы в группе (до 3 баллов) |
Самооценка |
Оценка эксперта |
Оценка учителя |
Активность |
|||
Выполнение обязанностей |
|||
Вклад в работу |
|||
Сотрудничество |
|||
ИТОГОВЫЙ БАЛЛ |
|||
«5» - 36-33 баллов, «4» - 32 или 29 баллов, «3» - 28 и меньше баллов |