«О формах, методах и приёмах, используемых классным руководителем для формирования сплочённого детского коллектива».
Презентация к докладуPPTX / 1.71 Мб
Слайд 2
ВведениеФормирование сплоченного детского коллектива – одна из важнейших задач классного руководителя. Сплоченный коллектив – это не просто группа детей, а сообщество, где каждый чувствует свою принадлежность, ответственность за общие дела и где царит атмосфера взаимопонимания и поддержки. Формирование сплоченного детского коллектива – это длительный и творческий процесс, требующий постоянной работы над собой и своими учениками [4].
Однако результаты этой работы стоят того: сплоченный коллектив – это залог успешного обучения, гармоничного развития личности каждого ребенка и создания положительной атмосферы в классе.
Тема формирования сплоченного детского коллектива остается актуальной и требует постоянного внимания со стороны педагогов, психологов и всех, кто заинтересован в гармоничном развитии подрастающего поколения.
Слайд 3
Основные формы работыКлассные часы – это систематическая форма работы классного руководителя, направленная на формирование у учащихся нравственных ценностей, гражданской ответственности, умения жить в коллективе. Тематические классные часы, посвященные дружбе, взаимопомощи, толерантности, играют особую роль в сплочении коллектива.
Роль классных часов:
Создание атмосферы доверия: Классные часы – это безопасное пространство для обсуждения важных вопросов, где каждый ребенок может высказать свое мнение.
Формирование нравственных ценностей: Обсуждение этических вопросов помогает детям осознать важность дружбы, взаимопомощи, уважения к другим людям.
Развитие коммуникативных навыков: Участвуя в дискуссиях, дети учатся выражать свои мысли, слушать других, аргументировать свою точку зрения.
Выработка общих правил поведения: Совместное обсуждение и принятие правил поведения способствует созданию благоприятного психологического климата в классе [1].
Методы проведения классных часов:
Беседы: Обсуждение актуальных проблем, ролевые игры, дискуссии.
Презентации: Использование наглядных материалов для иллюстрации темы.
Творческие задания: Рисование, лепка, создание коллажей, написание сочинений.
Просмотр фильмов и обсуждение: Анализ фильмов, отражающих проблемы взаимоотношений между людьми.
Внеклассные мероприятия – это разнообразные формы организации свободного времени детей, направленные на развитие их интересов, способностей и укрепление коллективных связей.
Роль внеклассных мероприятий:
Сплочение коллектива: Совместные мероприятия создают условия для неформального общения, укрепляют дружеские связи между детьми.
Развитие творческих способностей: Участие в конкурсах, фестивалях, выставках способствует раскрытию талантов детей.
Формирование положительного эмоционального фона: Яркие впечатления и положительные эмоции, полученные на внеклассных мероприятиях, способствуют созданию благоприятного психологического климата в классе.
Развитие коммуникативных навыков: В процессе совместной деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, координировать свои действия [3].
Виды внеклассных мероприятий:
Экскурсии: Посещение музеев, театров, выставок расширяет кругозор детей и способствует их всестороннему развитию.
Походы: Походы в лес, на речку, спортивные соревнования на свежем воздухе укрепляют здоровье и сплочают коллектив.
Творческие конкурсы: Конкурсы рисунков, сочинений, музыкальных исполнений позволяют детям проявить свои таланты.
Праздники: Организация классных праздников создает атмосферу радости и веселья, укрепляет дружеские связи [5].
Классные часы и внеклассные мероприятия – это неотъемлемая часть воспитательной работы классного руководителя. Они позволяют создать благоприятный психологический климат в классе, способствуют формированию у детей нравственных ценностей, развивают их коммуникативные навыки и творческие способности. Систематическая и продуманная организация этих форм работы позволяет эффективно решать задачи сплочения детского коллектива [6].
Слайд 4
Проектная деятельность: Совместная работа над проектами позволяет детям развивать навыки сотрудничества, распределять роли и ответственность, а также достигать общих целей.
Самоуправление: Вовлечение учащихся в процесс управления классной жизнью через выбор старосты, создание совета класса, позволяет развивать у детей чувство ответственности и самостоятельности.
Традиции класса: Создание и поддержание классных традиций (например, празднование дней рождения, совместные походы в кино) способствует укреплению сплоченности коллектива.
Слайд 5
Методы и приемыИгровые методы: Ролевые игры, тренинги, квесты помогают создать непринужденную атмосферу, способствуют развитию коммуникативных навыков и сплочению коллектива.
Дискуссии и беседы: Обсуждение актуальных проблем, обмен мнениями позволяют детям лучше узнать друг друга, развить навыки аргументации и толерантности.
Слайд 6
Творческие задания: Рисование, лепка, конструирование, музыкальные занятия способствуют развитию творческих способностей, самовыражению и сплочению коллектива.
Социально-психологические тренинги: Помогают развивать навыки общения, эмпатии, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Поощрение и поддержка: Позитивная оценка достижений каждого ученика, создание атмосферы успеха мотивирует детей к совместной деятельности и укрепляет их веру в свои силы.
Слайд 7
Примеры конкретных мероприятий"День дружбы": Организация различных конкурсов, игр и творческих заданий, направленных на укрепление дружбы между детьми.
"Классный проект": Создание совместного проекта (например, создание фильма, газеты, организации благотворительной акции), требующего от каждого члена коллектива активного участия и сотрудничества.
"Круг доверия": Регулярные классные часы, посвященные обсуждению личных проблем и достижений, создают атмосферу доверия и открытости.
"Совет класса": Регулярные собрания совета класса, где обсуждаются вопросы организации классной жизни, принимаются совместные решения [7].
Слайд 8
Важные аспекты работы классного руководителя.Изучение личности каждого ученика: Понимание индивидуальных особенностей детей позволяет подобрать наиболее эффективные методы работы с каждым из них.
Создание атмосферы доверия и безопасности: Важно создать условия, в которых каждый ребенок чувствует себя комфортно и защищенно.
Позитивное подкрепление: Похвала и поощрение – важные инструменты мотивации и укрепления положительных качеств у детей.
Сотрудничество с родителями: Совместная работа с родителями позволяет создать единый воспитательный подход и повысить эффективность воспитательного процесса.
Слайд 9
ЗаключениеФормирование сплоченного детского коллектива – это длительный и творческий процесс, требующий от классного руководителя профессионализма, терпения и любви к детям. Используя разнообразные формы, методы и приемы, классный руководитель может создать в классе атмосферу взаимопонимания, сотрудничества и дружбы, что положительно скажется на развитии личности каждого ребенка.
Формирование сплоченного детского коллектива – это не просто задача, а искусство. Это процесс, который требует от классного руководителя не только профессиональных знаний, но и глубокого понимания детской психологии, умения находить индивидуальный подход к каждому ребенку и создавать атмосферу, где каждый чувствует себя важным и нужным.
Иванова, Т.Н. Роль игровых технологий в формировании сплоченности детского коллектива // Молодой ученый. 2020. № 12. С. 12–16.
Козлов, Н.И. Психология детского коллектива: практическое руководство для педагогов. М.: Академия, 2019. – 180 с.
Мудрик, А.В. Социально-педагогические технологии формирования сплоченного детского коллектива. М.: Педагогический поиск, 2020. – 193 с.
Петрова, Е.А. Современные подходы к формированию сплоченного детского коллектива в условиях инклюзивного образования // Вестник педагогического университета. 2019. № 4. С. 134–146.
Сидоренко, А.В. Психологические особенности формирования сплоченности в разновозрастных детских группах // Психологическая наука и образование. 2018. № 3. С. 51–56.
Смирнова, О.В. Влияние проектной деятельности на сплочение детского коллектива // Инновации в образовании. 2017. № 1. С. 12–17.
Спиваковская, А.С. Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у детей. СПб.: Питер, 2018. – 166 с.