Статья «Пути и средства формирования временного детского коллектива в ДОЛ "Зелёный бор"»

1
0
Материал опубликован 17 December 2018

ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА В ДОЛ «ЗЕЛЁНЫЙ БОР»

А.Д. Пахомович

Россия, г. Нижний Тагил

ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»

Аннотация: в данной статье раскрываются и рассматриваются понятия: временный детский коллектив, понятие детского коллектива, признаки, структура и функции детского коллектива, принципы формирования временного детского коллектива, динамика развития временного детского коллектива, основные стили управления. Также описан опыт формирования временного детского коллектива в ДОЛ «Зеленый бор». И особенности работы по взаимодействию вожатого с детьми-кадетами.

Ключевые слова: коллектив, временный детский коллектив, стили управления, признаки детского коллектива, структура детского коллектива.

 

«Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым».

А. С. Макаренко

Лето – самая прекрасная пора не только для детей, но и для вожатых. Ведь это время, когда начинают свою работу детские оздоровительные лагеря. Место, где можно познакомиться с новыми людьми, активно отдохнуть, провести время с пользой.  А для студентов педагогического колледжа это не только прекрасное времяпрепровождения, а получение колоссального педагогического опыта, применение теоретических знаний на практике, открытие себя с новой стороны.

По приезду детей в загородные лагеря перед ними встаёт проблема, связанная с приспособлением ребёнка к новым условиям и знакомством с новыми людьми, которые будут окружать его в течение смены.

Для того, чтобы разрешить эту проблему и  успешно адаптировать детей к новым условиям как можно быстрее, вожатому необходимо знать различные аспекты формирования временного детского коллектива, пути и средства, которые позволят сплотить отряд. При этом вожатый должен знать и учитывать возрастные и физиологические особенности детей, уметь найти подход к каждому члену группы.

Современный детский летний оздоровительный центр представляет собой разнообразную и сложную структуру, сейчас более либеральную и центрированную на ребенке. Поэтому, организуя жизнедеятельность детей в оздоровительно-образовательном учреждении, важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть посильной для конкретной личности и в то же время достаточно сложной для нее же, требующей интеллектуального, физического, эмоционального усилия. Она должна быть привлекательна – соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или поставленных самостоятельно) целей, способствовать удовлетворению потребности личности в самоутверждении и самопроявлении.

Чтобы разобраться с данной проблемой и найти пути её решения,  необходимо разобраться в  некоторых понятиях.

Латинское слово collectivus переводят по-разному: сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляют два значения понятия «коллектив». Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.

Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательную, организационную, регулятивную, стимулирующую, консолидационную.

Рассматривая детский коллектив как систему, необходимо четко обозначить ее структуру. Она состоит из первичных коллективов (классов, отрядов), которые объединяют детей в совместной учебной или внеучебной работе. Для выполнения той или иной деятельности могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные объединения (дети занимаются в кружках, коллективах художественной самодеятельности и т.п.)

Коллектив – это социальная группа, которая отличается рядом важных признаков[2]. Это

1.общая социально значимая цель;

2.общая совестная деятельность;

3.отношения ответственной зависимости;

4.общий выборный руководящий орган.

Временный детский коллектив – группа детей, объединённых в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря. Детский временный коллектив – это не просто группа детей, а социальная группа, объединённая общими целями и задачами, живущая в одинаковых условиях, выполняющая следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая.

В структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления. Поэтому перед нами, как вожатыми, была определена цель -прежде всего  организовать самоуправление в отряде. Так как работать пришлось  с детьми-кадетами, которые были достаточно дисциплинированны, выбрать органы самоуправления было нетрудно. В первые дни нами были выбраны капитан, ответственный за строй, ответственный за дежурство, физорг и культорг.

Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение в системе неформальных отношений.

 В каждом коллективе проявляется лидирующая группа, которая имеет  большой авторитет среди сверстников[1]. Нередко она становится эталонной. Таким образом, выбор данной группы в значительной мере определяет качество и возможности коллектива как субъекта и инструмента воспитания. В тех случаях, когда лидирующая группа становится носителем позитивных социальных ценностей и когда она авторитарна для ребенка, её влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.

Таки образом, внимание к коллективу должно быть повышенным, так как именно он является инструментом влияния на формирования личности.

Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей и контактов. Он должен предоставлять ребенку:

1.проживание в условиях демократического управления;

2.самоопределение и самореализацию в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

3.приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;

4.получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;

5.расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;

6.собственного оздоровления и физической закалки.

Организация временного детского коллектива строится на разных принципах. Самый простой и широко распространённый – принцип возраста. Детские коллективы могут быть разновозрастными или одновозрастными[3].

Мне довелось работать в разновозрастном отряде (большинство детей 10 – 15 лет, 1 ребенок 8 лет). Преимуществом такого отряда является то, что межличностные связи устанавливают не только по «горизонтали» (среди сверстников), но и по «вертикали» (со старшими ребятами). Происходит естественный обмен знаниями и опытом.

Детский коллектив является динамической системой, которая изменяется во внутреннем мире воспитанников и в жизни общества в целом. Движет процесс развития коллектива борьба противоречий.

Детские коллективы проживают в своём развитии некоторые этапы, при прохождении  их всех группу можно назвать «хорошим коллективом».

Первая стадия – «знакомство». В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми. Вожатый, в свою очередь, на данном этапе должен вести опросы, беседы,  знакомиться с ребятами и знакомить их между собой в интересной, игровой форе. На данном этапе я проводила некоторые игры, наиболее эффективная -   игра «Звездопад»: из темного мешка ребята вытягивали звезду с вопросом, если у кого-то из ребят совпадали ответы,  им нужно было обняться и еще раз произнести своё имя. Вопросы касались интересов, возраста, роста и т.д..

Вторая стадия – «раздел территории», «борьба за власть». Принято считать, что на данной стадии в отряде происходят конфликты, связанные с выбором органов самоуправления. К счастью, в моём отряде таких проблем не было, всем лидерам досталась должность.

Третья стадия – привязанность, сплоченность. На данном этапе становится возможность партнёрства, взаимопонимания. Для формирования дружеских отношений в коллективе я старалась подобрать для ребят интересные занятия. Больше всего мой отряд любил играть в спортивные игры, они помогали сплотить ребят в большей степени. Мы устраивали соревнования между отрядами. Общий противник больше объединял ребят. Даже те, кто не участвовал в самой игре, были ярыми болельщиками. Также проводили разные отрядные и общелагерные мероприятия, направленные на сплочение отряда.

В процессе формирования временного детского коллектива большую роль играет стиль руководства [4]. В данном случае это педагогический стиль воспитателя и вожатого.

Различают три стиля: авторитарный, либеральный и демократический.

В основном в нашем отряде преобладал демократический стиль общения, для которого характерен  учет интересов ребят, поощрение за позитивную самостоятельную деятельность,   доверительность в отношениях и т.д. В некоторых случаях, когда это требовалось,   присутствовал авторитарный стиль, т.е. четкая постановка цели,  инструктаж  для ребят, четко выявлялись и  отмечались ошибки и хорошо выполненные поручения.

Таким образом, для формирования временного детского коллектива вожатый должен знать этапы формирования детского коллектива,  знать и учитывать возрастные особенности, интересы детей,  уметь создать благоприятный микроклимат в отряде,  направить деятельность ребят на выполнение общих целей и задачей,  подобрать игры, которые будут интересны всем ребятам в отряде.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: ВЛАДГОС,2010 г.

2.Макаренко А.С. Цель воспитания. Организационное строение коллектива. Перспектива // Пед. Соч.: В 8 т. М.: Педагогика, 1984 – Т.4.

3.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов/И.П,Подласый – М.: ВЛАДОС-пресс, 2014-365 с..

4.Фопель. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4 – х томах. Т.1. – М.: Генезис,2008.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.