О ходе реализации рабочей программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 1доп.,1-4 классов, принятая к печати Издательством «Просвещения».

2
0
Материал опубликован 8 July
О ходе реализации рабочей программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью 1доп.,1-4 классов, принятая к печати Издательством «Просвещения».

Составила: педагог-психолог высшей квалификационной категории Цуканова Ирина Владимировна МБОУ «Колыванская школа-интернат» Цель программы:

дать правильное представление об окружающей действительности на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе. 

Место коррекционного курса в учебном плане.

Программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в часть формируемую участниками образовательных отношений - коррекционно – развивающую область учебного плана образовательного учреждения Программа рассчитана на 5 лет обучения: 1доп.,1-4 класс 1доп., 1 кл. по 66 часов, 2-4 класс по 68 часов. Продолжительность каждого занятия в среднем 30-40 минут.
Научная новизна программы: коррекция недостатков психического развития детей осуществляется через системный подход, в котором когнитивные и двигательные методы принимаются в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния; в самом содержании; методическом аппарате, включающем психокоррекционные технологии, методы и техники, направленные на компенсацию и исправление интеллектуальных и эмоционально-волевых проблем у детей с различными вариантами нарушений психического и физического развития; в системно-структурном и личностно-деятельностном подходах коррекции; в разработке личностных, предметных результатов, БУД, тематического плана. Программа состоит из двух блоков: сенсорное развитие и психомоторное развитие. Под сенсорным развитием понимается формирование в детях чувственного познания, т.е. умение видеть, слышать, осязать, представлять. В ходе реализации программы в рамках этого блока решаются следующие задачи: Формирование представлений о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, других ощущениях. Формирование умения использовать полученные знания о сенсорных эталонах в качестве “единиц измерения” при оценке свойств веществ; иметь представление о разновидностях каждого свойства, уметь использовать их для анализа и выделения свойств самых различных предметов в различных ситуациях. Содействие развитию у учащихся аналитико–синтетической деятельности, умению сравнивать и обобщать. Развитие восприятия особых свойств предметов (тяжести, температуры, качества поверхности, вкуса и запаха, звуков, времени и направления). Учить воспринимать сложные явления окружающего мира (иллюстрации, литературные произведения, социальные явления, природа, сложные движения и т.п.).
Сенсорное развитие осуществляется параллельно с психомоторным развитием, являясь неотъемлемой его частью.

Развитие психомоторики проходит по 3-х уровневой системе; основанием для выделения уровней явилось представление об определённых этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности. Этот блок включает в себя развитие общей и мелкой моторики.
Первый уровень направлен на активизацию и энергоснабжение психических процессов (подкорковых образований головного мозга).

Задачи первого уровня: Обучение дыхательным упражнениям и специальным способам повышения энергетического потенциала. Оптимизация тонуса и обучение способам релаксации, снятия мышечных зажимов. Развитие повышения устойчивости, равновесия, развитие целостного образа тела. Развитие мелкой моторики, координации движений. Развязка” синкинезий, автоматизация отдельных движений.

Второй уровень - уровень владения телом и пространством, подразумевает тонкий анализ экстероцептивной информации для осуществления сложных видов психической деятельности. Задачи второго уровня:

Развитие чувства ритма повтор ритмического рисунка руками, ногами, голосом, музыкальными инструментами).

Развитие перцептивных и мнестических возможностей, повышение чувствительности к разной информации. Формирование пространственных представлений (относительно своего тела, относительно другого предмета, ориентация на месте).

Переход от единичных двигательных актов к системе или серии однотипных движений. Динамическая организация двигательного акта (серии движений), например: «цыганочка», «ладушки», «снежный ком».

Развитие межполушарного взаимодействия. Через отработку сочетаемых движений правой и левой половины тела с фиксацией отдельных частей тела, с одновременными и попеременными движениями.

Развитие зрительно – моторных координаций, отработка согласованности действий. Рисование в воздухе, на доске двумя руками в одну сторону и зеркально (вертикальные, горизонтальные, наклонные, круги, овалы, знак бесконечности.

Игры «зеркало», «тень», этюды по согласованным движениям «пилка дров», перемотка ниток», перетягивание каната».

Развитие ловкости. Развитие внимания.
Третий уровень – уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов. Задачи третьего уровня: Развитие произвольности, умение выполнять и принимать правила игры и роли способности к совместному решению задач. Отработка коммуникативных навыков через парные и групповые упражнения, формирование навыков совместных действий, способствующих лучшему пониманию друг друга. Развитие произвольного внимания и памяти.
Требования к условиям комплектования групп Эффективно разделение детей на группы по общей способности к обучению, это подтверждают многолетние педа­гогические и психологические исследования. На начальном этапе работы проводится обследование учащихся с позиции системного подхода. Устанавливаются затруднения учащихся, то есть проводится психолого-педагогическая дифференциация учащихся на группы по возможностям обучения и развития для проведения коррекционных занятий в соответствии с предложенным курсом. При комплектовании коррекционной группы учитывается наличие сенсорных навыков и умений, определяется уровень сенсорного и психомоторного развития (первичные и вторичные затруднения, их причины). Совместно с учителем, логопедом анализируются особенности овладения учебными умениями и навыками, необходимые для прохождения программного материала.

В рамках диагностического направления проводится следующая диагностика: 1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича). оценка статического равновесия оценка динамического равновесия 2. Оценка ручной моторики. тесты зрительно-моторной координации. 3. Оценка тактильных ощущений. 4. Оценка владения сенсорными эталонами: Тесты цветоразличения Различение формы Восприятие величины 5. Оценка ведущего вида памяти.
6. Оценка пространственного восприятия.
7. Оценка восприятия времени.
8.Оценка уровня внимания, уровня произвольности, умения работать по образцу.

По результатам обследований формируются коррекционно-развивающие группы по развитию сенсорных и психомоторных процессов.

Оценка эффективности занятий: Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает психолог уча­щимся при выполнении заданий; поведение учащихся на занятиях: живость, актив­ность, заинтересованность школьников; при незначительной помощи умение применять полученные знания на практике, использовать в речи характеристики сенсорных эталонов; положительная динамика при выполнении контрольных психологи­ческих заданий и тестов; косвенным показателем эффективности может быть повышение успеваемости по раз­ным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима­тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).  
В результате проведения курса у обучающихся (при помощи взрослого) формируются:
 Личностные результаты: обучение на занятиях организует и дисциплинирует школьников с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию мотивации к учению, интереса и позитивного отношения к себе и окружающему миру. Учащиеся стали проявлять интерес к изучаемому материалу, принимать статус ученика.

Базовые учебные действия. Регулятивные: при поступлении были свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля. Большая часть детей не могли усидеть на месте, не знали и не выполняли правила поведения на уроке, перемене. на данный момент учащиеся на достаточном уровне контролируют свои действия, под руководством взрослого могут управлять своим поведением.
Познавательные: при поступлении учащиеся имели низкий уровень представлений о сенсорных эталонах, целостный образ предметов и картин, низкий уровень пространственных и временных представлений, сниженный уровень сформированности основных ВПФ. в процессе обучения дети овладевают сенсорными эталонами для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов и способами ориентирования; у них появляется точность восприятия, формируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, тем самым создаются условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
Коммуникативные: поступившие дети при обследовании показали низкий уровень словарного запаса, связной речи, умений вербального и невербального общения. в процессе обучения школьники учатся с помощью взрослого выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладевают монологической и диалогической формами речи на элементарном уровне. коррекционный курс представляет благоприятный контекст для формирования таких коммуникативных действий, как умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; работать в парах и малых группах; а также, вербальных и невербальных способов коммуникации.
Уровень сенсорного и психомоторного развития. С сентября 2012 по май 2017 уч г.

Во время обследования заполняется протокол, в котором отражаются результаты выполнения заданий учащимися. Для удобства протокол составляется в виде таблицы. Затем данные баллы переносятся на индивидуальные графики: «Уровень сенсорного и психомоторного развития», на которых хорошо просматривается динамика каждого учащегося. Выводится средний балл по всем диагностическим методикам, который легко можно перевести в проценты: 1 балл соответствует 20%, а проценты в уровни: 0-20%-низкий уровень, 20-40%-ниже среднего, 40-60%-средний уровень, 60-80%-хороший уровень, 80-100%-высокий.

Динамика развития сенсорной и психомоторной сферы у учащихся 4а класса за период 2019-2024 уч. год.


Ф.И. класс

2019 %

Май 2020 %

Май 2021%


Май

2022

%

Май

2023

%


Май

2024

%

Динамиказа весь период обучения %

уровень

1

Б. Г.

16 дек.19г

22

34

40

46

52

36

Средний

2

К. В.

30

40

52

64

-

-

34

Хороший ( снята с учёта с полож. динам май 2022.)

3

Г. В.

-

18 дек. 2020

24

34

44

50

32

Средний

4

С. А.

-

28сент. 2020

42

62

-

-

34

Хороший (снят с учёта в конце 1 полугодия)

5

П. В.

-

26сент. 2020

50

62

-

-

36

Хороший (снята с учёта с положит. динам.) май 22


6

П. Н.

-

-

-

44 от 09.21

48

52

60

16

Приближена к хорошему уровню

7

Р. М.

-

-

-

42

Прибыл в сент. 2022

50

54

12

средний



В 4 а классе за период обучения в начальной школе коррекционно-развивающие занятия по сенсорному и психомоторному развитию посещало 7 учащихся, при поступлении уровень сенсорного и психомоторного развития у 2 уч. (28,6%) был низкий, у 3уч. (42,8%) ниже среднего, у 2 учащихся (28,6%) средний, к завершению обучения в начальной школе(май 2024г.) уровень повысился у 3 уч. (42,8% ) до среднего, у 1 уч. (14,4%) приблизился к хорошему, у 3 уч.-(42,8%) до хорошего уровня.

t1720417839aa.gif

Обследуемые функции и процессы

Май 2019

Май 2020

Май

2021

Май2022

Май2023

Май 2024

Динамика

1

Восприятие цвета

40

60

65

73

73

76

36

2

Восприятие формы

20

35

50

60

70

73

53

3

Восприятие величины

5

15

35

40

50

50

45

4

Пространственная ориентация

10

20

30

30

46

56

46

5

Общая координация

30

35

40

40

45

45

15

6

Мелкая моторика

35

40

40

46

50

55

20

7

Равновесие

30

35

45

56

56

60

30

8

Целостное восприятие

10

20

30

30

33

40

30

9

Временные связи

5

15

30

33

33

46

41

10

Внимание

20

20

25

30

33

40

30

11

Память

30

40

45

45

50

50

20


Отслеживая результаты по предложенной системе, можно отметить стабильную положительную динамика. При поступлении все обследуемые функции и процессы находятся на низком и ниже среднем уровне развития, а на конец обучения в 4 классе уровень сенсорных, психомоторных, познавательных процессов повышается в основном до среднего, а некоторые до хорошего уровня.

Наибольшая динамика прослеживается в развитии восприятии цвета,формы, величин, пространственной ориентации, мелкой моторике, временной ориентации, умении удерживать равновесие.

У учащихся расширяется правильное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

За время обучения у детей значительно повышается уровень зрительного восприятия, они учатся анализировать предметы и явления по внешним признакам по категории цвета, формы, величины. Улучшается пространственная и временная ориентация, при незначительной организующей помощи, стали определять пространственные и временные характеристики. Процессы запоминания повышаются в среднем на 10-20%. Активизируются свойства внимания. Улучшается координация общей и мелкой моторики. Повышается целостное восприятие предметов и картин. Учащиеся успешно справляются с программным материалом.

Динамика развития сенсорных и психомоторных процессов у всех учащихся положительная.

Разработанный курс позволяет получить стабильные положительные результаты в развитии психомоторной и сенсорной сферы.

Педагог-психолог: Цуканова И.В. МБОУ «Колыванская школа-тнтернат»





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации