Коррекционно-развивающая программа «Моя профессия школьник» по развитию познавательных процессов для обучающихся 5 класса с лёгкой умственной отсталостью
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени А.В. Суворова
посёлка Новостройка муниципального района имени Лазо
Хабаровского края
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета протокол № ____ от «___»___________2022 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка _____________М.Р.Алтунина «___»___________2022 |
Коррекционно-развивающая программа
«Моя профессия школьник» по развитию познавательных процессов
для обучающихся 5 класса с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Автор-составитель: педагог-психолог
Гаврилова О.В.
Пояснительная записка
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.
Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания детей и подростков этой категории особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Для содействия в развитии познавательных процессов обучающимся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана коррекционно-развивающая программа «Моя профессия – школьник!» познавательной, здоровьесберегающей и социальной направленности. Данная программа разработана на основе программы для школьников, испытывающих трудности в обучении и поведении кандидата педагогических наук Н.Л.Васильевой. Данная система взята за основу разработанной программы.
Актуальность. У детей и подростков с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение в школе требует целенаправленной работы по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Для них характерны: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов). Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя). Речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций. Интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая. Запоминание механическое.
Методологические и теоретические обоснования программы. Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Практическая направленность: Ученики 5 (12-13 лет) коррекционного класса обучающиеся по адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) 1 вариант.
Программа противопоказана детям с органическими дефектами: умственная отсталость, отягощенная текущим психическим заболеванием (эпилептическим и шизофреническим синдромом, психопатоподобными расстройствами). Для таких детей предусмотрены индивидуальные формы работы.
Цель программы: оказание помощи для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся.
Задачи:
1.Корректировать и развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие, воображение);
2.Развивать сенсорную и моторную сферы;
3.Корректировать и развивать эмоционально – волевую сферу;
4. Развивать коммуникативные умения;
5. Повышать мотивацию к учебной деятельности.
Психофизиологическая характеристика
Общими чертами для всех детей и подростков с нарушением интеллекта помимо их позднего развития и снижения умственных способностей являются также нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций. Типичными чертами личности этих детей являются отсутствие инициативы и самостоятельности. Эмоции обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Побудить таких детей к деятельности, не затрагивающей их узких интересов, крайне трудно. Если это удается, то возникающее при этом побуждение отличается слабостью и быстро исчерпывается.
В ходе изучения самооценки школьников с умственной отсталостью установлено, что они ставят себя обычно на первое место, на второе - своего товарища, на третье - взрослого человека. Это объясняется тем, что эти дети лучше понимают друг друга, между ними возможно коллективное общение, а осмыслить интеллектуальную деятельность взрослого человека они не могут.
Школьники с умственной отсталостью испытываю трудности формирования коммуникативных навыков: ограниченный круг общения, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, отношение к себе, ситуации, связанной с общением, отсутствие речевой инициативы.
Содержание программы
Содержание программы состоит из 7 основных циклов коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов. А также в программу включены игры и упражнения на развитие эмоционально – волевой сферы, коммуникативных умений и школьной мотивации. Занятия по форме – групповые. Основная тематика циклов: «Общение», «Саморегуляция», «Развитие речи», «Внимание», «Память», «Мышление», «Восприятие». Тематика ежегодно повторяется, при этом усложняясь и расширяясь. В основу данного цикла занятий положены упражнения, разработанные педагогами и психологами Н.А. Александровой, М.А.Григорьевой, Л.Ф.Симоновой, А.Н.Вераксой, А.М. Грецова, Л.М. Фридмана, М.П. Битяновой и др. Часть игр и упражнений были разработаны нами самостоятельно, а некоторое количество игр были нами дополнены. Каждое занятие в рамках курса является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть (актуализация предыдущего занятия, игры и упражнения).
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Продолжительность программы: Программа рассчитана на 1 учебный год, с сентября по май. Учебно-тематический план (приложение 4) программы, в зависимости от календарного графика и включaют 32-34 занятия.
Продолжительность занятий зависит от психофизических, возрастных особенностей участников программы и может варьироваться от 30 до 40 минут.
Цикличность занятий: 1 раза в неделю
Условия реализации программы:
Этапы реализации программы:
- Диагностический - проведение ежегодного психологического диагностического обследования с использованием психологических методик с целью определения ведущей психологической проблемы (индивидуальное и групповое тестирование).
- Консультативный - индивидуальные консультации подростков и их родителей (законных представителей) по результатам диагностического обследования.
- Обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий. Форма проведения коррекционно-развивающих занятий групповая.
- Аналитический - оценка результатов занятий посредством анкетных и проективных методов психологического обследования.
Требования к результату усвоения программы:
Ожидаемый результат:
1.Повысится уровень развития познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие, воображение);
2.Повысится уровень сенсомоторного развития;
3. Повысится уровень развития эмоционально – волевой сферы;
4. Повысится уровень развития коммуникативных умений;
5. Повысится уровень развития мотивации к учебной деятельности.
Система организации контроля реализации программы
Определение уровня развития познавательных процессов измеряется посредством контрольно-измерительного инструментария, уровень сложности которого увеличивается с переходом в следующий класс (полное описание методик в приложении 1). Диагностирование проводится дважды: на начало реализации программы и по завершению программы (протокол исследования приложение 2). Для проведения промежуточной диагностики применяется метод наблюдения и анкетирование педагогов и родителей (законных представителей). Данные диагностического исследования вносятся в сводные таблицы (приложение 3). По окончании программы проводится сравнительный анализ первичной и контрольной диагностик.
№ |
Наименование методики |
Цель диагностики |
1 |
Методика «Общая осведомленность» авт.Е.Н.Буслаева |
Определение уровня осведомленности ребенка о себе и окружающем мире |
2 |
Методика «диагностика самооценки» авт. Дембо-Рубинштейн. Модификация Прихожан |
Определение уровня самооценки |
3 |
Методика «Рисование ножницами» авт. В.Ю.Вильдавский |
Определение уровня развития мелкой моторики |
4 |
Методика Пьерона-Рузера |
Исследования внимания и темпа деятельности |
5 |
Методика «10 слов» авт. А.Р.Лурия
|
Оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти |
6 |
Методика «Закончи предложение» авт. Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко |
Оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении |
7 |
Методика «4-й лишний» авт. Н.Л.Белопольская |
Определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения, абстрагирования, умения выделять существенные признаки, анализа у детей |
8 |
Методика «Последовательность событий» авт.А.Н. Бернштейн |
Выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок |
9 |
Методика «Исключение лишнего» авт. С.Д.Забрамная
|
Исследование словесно-логического мышления, логичности суждений испытуемого, возможность отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных |
10 |
Методика «Словарный запас» авт. С.Д.Забрамная
|
Определение словарного запаса, речевой логики, умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями |
11 |
Анкета «Определение школьной мотивации» авт. Н.Г. Лусканова |
Изучить уровень школьной мотивации |
12 |
Проективный тест «Рисунок школы» |
Определение отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности |
Список литературы
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение,1968.
Бернс Р. Я-концепция и воспитание.М.,1986
Игры для интенсивного обучения /Под ред. Петрусинского В.В./М., Прометей, 1991.
Кривцова С.В. Навыки конструктивного взаимодействия. М., 1999.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении.2009.
Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб,2000.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.,Медицина, 1977
Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. Изд-во ”Наука”, 1984.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками.М.,1999.
Александрова Н.А. Знаю, могу, делаю М.ЗАО Издательство Центрполиграф, 2011
Учебно-тематический план
5 класс
Цель программы: оказание помощи для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся.
Категория обучающихся: обучающиеся 5 коррекционного класса (12-13 лет).
Срок обучения: учебный год
Режим занятий: 1 раз в неделю.
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
1,2, 3,4 |
Вводная диагностика |
4 |
|
|
5 6 7 |
Общение. -Что такое общение? -Язык жестов и движений; -Язык эмоций и чувств; |
3 |
|
|
8 9 10 |
Саморегуляция. -Что такое саморегуляция?; -Эмоциональная саморегуляция; -Двигательная саморегуляция |
3 |
|
|
11 12 13 |
Развитие речи. -Зачем нужна речь?; - Составление предложений из заданных слов; - Работа с деформированными предложениями |
3 |
|
|
14 15 16 |
Внимание. -Зачем нужно внимание?; -Переключение внимания; -Объём внимания |
3 |
|
|
17 18 19 |
Память. -Зачем нужна память? -Слуховая память; -Логическая память |
3 |
|
|
20 21 22 23 24 |
Мышление. -Зачем нужно мышление? -Наглядно-образное мышление; -Наглядно-действенное мышление; -Словесно-логическое мышление; -Абстрактно-логическое мышление |
5 |
|
|
25 26 27 28 |
Восприятие -Зачем нужно восприятие? - Органы восприятия -Восприятие времени; -Восприятие пространства |
4 |
|
|
29,30 31,32 |
Контрольная диагностика |
4 |
|
|
33 34
|
Заключительные занятия. - Повторение пройденного -Рефлексивное занятие «Наши достижения» |
2 |
|
|
итого |
34 |
|
|
10