12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Шатрова Ольга Михайловна109
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
0

Рабочая программа логопедических занятий обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 4, 6 классов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа № 5 «Новые надежды»

«Согласовано»                                    «Согласовано»                              «Утверждаю»

Руководитель МО                           Заместитель директора                Директор МКОУ С(К)Ш

                                                                                                         № 5 «Новые надежды»

________________                     ____________________                _________ Я.В. Ушакова

«__» _____20___ г.                     «__» __________20__ г.                   «__» _______ 20__ г.

Рассмотрено

на Педагогическом совете

Протокол № ___ от______20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

для 4, 6 классов

Составила: учитель-логопед

Шатрова Ольга Михайловна

высшая квалификационная

категория

Год обучения

2018-2019

Объём занятий по программе, всего

4 класс - 60 часов (+ 8 часов логопедическое обследование)

6 класс – 60 часов (+ 8 часов)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Логопедическая работа в школе для детей с интеллектуальным нарушением является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребёнка. У одних детей недоразвитие речи может быть обусловлено уровнем интеллектуального недоразвития, у других кроме недоразвития речи могут наблюдаться различные речевые расстройства.

Р.И. Лалаева (1998) отмечает, что преобладающим в структуре речевых нарушений умственно отсталых детей является семантический дефект, и расстройства речи проявляются на фоне нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Нормативно-правовая база:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014г.

- Сан Пин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ» от 10 июля 2015 года № 26

- Письмо МО РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»

 

Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.

Основными направлениями логопедической работы является:

- диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

- диагностика и коррекция лексической стороны речи;

- диагностика и коррекция грамматического строя речи(синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

- коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

- коррекция нарушений чтения и письма;

- расширение представлений об окружающей действительности;

- развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Коррекционная работа с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

―в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

―в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (коррекционно-развивающие и логопедические занятия, занятия ритмикой);

―в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся.

Характеристика основных направлений коррекционной работы

Основными направлениями коррекционной работы являются:

Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной общеобразовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

―развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

―развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

―определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении программы;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

―сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

―психолого-педагогический эксперимент,

―наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

―беседы с учащимися, учителями и родителями,

―изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

―оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

―составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

―формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся,

―организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие,

―разработку оптимальных для развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) групповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями,

―организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

―развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

―социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

―занятия индивидуальные и групповые,

―игры, упражнения, этюды,

―психокоррекционные методики и технологии,

―беседы с учащимися,

―организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

― консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

―консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг,

анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает:

―проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

―оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

―психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

―психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

―индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

―лекции для родителей,

―анкетирование педагогов, родителей,

―разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Механизмы реализации программы коррекционной работы

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации в процессе реализации адаптированной основной общеобразовательной программы – один из основных механизмов реализации программы коррекционной работы.

Взаимодействие специалистов требует:

― создания программы взаимодействия всех специалистов в рамках реализации коррекционной работы,

― осуществления совместного многоаспектного анализа эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся с целью определения имеющихся проблем,

― разработки и реализации комплексных индивидуальных и групповых программ коррекции эмоционально-волевой, личностной, коммуникативной, двигательной и познавательной сфер учащихся.

Взаимодействие специалистов общеобразовательной организации с организациями и органами государственной власти, связанными с решением вопросов образования, охраны здоровья социальной защиты и поддержки, трудоустройства и др. обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Социальное партнерство – современный механизм, который основан на взаимодействии общеобразовательной организации с организациями культуры, общественными организациями и другими институтами общества.

Социальное партнерство включает сотрудничество (на основе заключенных договоров):

― с организациями дополнительного образования культуры, физической культуры и спорта в решении вопросов развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

― со средствами массовой информации в решении вопросов формирования отношения общества к лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

― с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и другими негосударственными организациями в решении вопросов социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

― с родителями учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в решении вопросов их развития, социализации, здоровьесбережения, социальной адаптации и интеграции в общество.

Характеристика обучающихся

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.

Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют сложную структуру и носят системный характер. В целом речь страдает как функциональная система. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи.

Характеристика учащихся с системным недоразвитием речи лёгкой степени при умственной отсталости (по Р.И.Лалаевой)

 

Нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; словарный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.

Организация работы по программе

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составленному с учётом классных расписаний. Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.

Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке, коррекции звуков.

Группы комплектуются по признаку однородности речевого нарушения, из обучающихся одного класса. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 человека.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму, чтению, развитию речи и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Занятия носят комплексный характер, осуществляется работа над развитием психических процессов, графомоторных навыков, артикуляционной и общей моторики, просодических компонентов, используются логоритмические упражнения, направленные на развитие восприятия, слухового внимания и слуховой памяти.

Планирование составлено таким образом, чтобы коррекционно-логопедическая работа осуществлялась над речевой системой в целом. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложнения речевого материала, форм звукового анализа и синтеза.

В структуру занятия входят:

Формирование фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза.

Формирование звукопроизношения.

Развитие лексико-грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Коррекция нарушений чтения и письма

Развитие познавательных процессов

На коррекционные индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия по расписанию выделяются часы, как в первую, так и во вторую половину дня. На занятия отводится, как правило, по 20 минут. На групповые занятия 40 минут.

Занятия проводятся:

4 класс - 2 раза в неделю;

6 класс - 2 раза в неделю.

Программа рассчитана на:

4 класс - 60 часов (+ 8 часов логопедическое обследование в начале и в конце учебного года)

6 класс – 60 часов (+ 8 часов)


 

Материально-техническое и информационное обеспечение.

В МКОУ С(К)Ш №5 «Новые надежды» создан логопедический кабинет и оборудован в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению логопедического кабинета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Пособие для логопеда. М.,2002;

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия (Вып.1). М., 2008;

3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных. (Вып.2, часть2). М., 2005%

4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., Владос, 1998;

5. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный , 1 -4 классы/ под ред. В.В. Воронковой; М.: Просвещение;

6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб. пособие. М., 1995;

7. Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007;

Тематическое планирование

4класс «Коррекция нарушений чтения и письма»

1четверть – 12 ч, 2 четверть - 14 ч, 3 четверть – 20 ч, 4 четверть 14ч,

Всего - 60 ч

Тема

Количество часов

1 четверть

12ч

1.Гласные и согласные звуки.

2

2.Гласные и согласные звуки.

 

3.Мягкие и твёрдые согласные.

2

4.Мягкие и твёрдые согласные.

 

5. Буква Ь.

2

6.Буква Ь.

 

7. Дифференциация звуков Б – П.

2

8.Дифференциация звуков Б – П.

 

9. Дифференциация звуков В – Ф.

2

10. Дифференциация звуков В – Ф.

 

11. Дифференциация звуков Г – К.

2

12.Дифференциация звуков Г – К.

 

2 четверть

14ч

1.Дифференциация звуков Д -Т.

2

2.Дифференциация звуков Д -Т.

 

3.Дифференциация звуков З – С.

2

4.Дифференциация звуков З – С.

 

5.Дифференциация звуков Ж – Ш.

2

6.Дифференциация звуков Ж – Ш.

 

7.Ударение. Ударная гласная.

2

8.Ударение. Ударная гласная.

 

9.Ударные и безударные гласные А –О, Е –И, И –Я.

2

10.Ударные и безударные гласные А –О, Е –И, И –Я.

 

11.Практическое усвоение имён существительных.

2

12.Практическое усвоение имён существительных.

 

13.Практическое усвоение глаголов.

2

14.Практическое усвоение глаголов.

 

3 четверть

20ч

1.Согласование глагола с существительным.

2

2.Согласование глагола с существительным.

 

3.Практическое усвоение имён прилагательных.

2

4.Практическое усвоение имён прилагательных.

 

5.Согласование имён прилагательных с именами существительными.

2

6.Согласование имён прилагательных с именами существительными.

 

7.Использование в речи имён собственных.

2

8.Использование в речи имён собственных.

 

9.Практическое усвоение предлога.

2

10.Практическое усвоение предлога.

 

11.Употребление имён существительных с предлогами.

2

12.Употребление имён существительных с предлогами.

 

13.Разделительный Ъ.

2

14.Разделительный Ъ.

 

15.Родственные слова. Корень слова.

4

16.Родственные слова. Корень слова.

 

17.Родственные слова. Корень слова.

 

18.Родственные слова. Корень слова.

 

19.Предложение.

2

20.Предложение.

 

4 четверть

14 ч

1.Распространение и грамматическое оформление простого предложения.

 

2.Распространение и грамматическое оформление простого предложения.

 

3.Распространение и грамматическое оформление простого предложения.

 

4. Распространение и грамматическое оформление простого предложения.

 

5.Употребление предложений с разной интонацией.

 

6.Употребление предложений с разной интонацией.

 

7.Употребление предложений с разной интонацией.

 

8. Употребление предложений с разной интонацией.

 

9.Практическое нахождение основы предложения.

 

10.Практическое нахождение основы предложения.

 

11.Практическое нахождение основы предложения.

 

12. Практическое нахождение основы предложения.

 

13.Практическое нахождение второстепенных членов предложения.

 

14.Практическое нахождение второстепенных членов предложения.

 

Тематическое планирование

6 класс «Коррекция нарушений чтения и письма»

1 четверть - 12ч, 2 четверть – 14, 3 четверть – 20ч, 4 четверть – 14ч,

Всего –60 ч

Тема

Количество часов

1 четверть

12ч

1. Гласные и согласные звуки.

1

2. Родственные слова. Корень слова.

2

3. Родственные слова. Корень слова.

 

4. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

2

5. Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

 

6. Морфологический состав слова.

1

7. Дифференциация звонких и глухих согласных.

2

8. Дифференциация звонких и глухих согласных.

 

9. Дифференциация приставок и предлогов.

2

10. Дифференциация приставок и предлогов.

 

11. Слова, обозначающие предметы и действия предметов.

1

12. Слова, обозначающие признаки предмета.

1

2 четверть

14ч

1. Употребление имён существительных ед. числа 1 склонения в косвенных падежах.

2

2. Употребление имён существительных ед. числа 1 склонения в косвенных падежах.

 

3. Употребление имён существительных единственного числа 2 склонения в косвенных падежах.

2

4. Употребление имён существительных единственного числа 2 склонения в косвенных падежах.

 

5. Употребление имён существительных единственного числа 3 склонения в косвенных падежах.

2

6. Употребление имён существительных единственного числа 3 склонения в косвенных падежах.

 

7. Употребление имён существительных множественного числа Дательном падеже.

1

8. Употребление имён существительных множественного числа Творительном падеже.

1

9. Употребление имён существительных множественного числа Предложном падеже.

1

10. Употребление имён существительных множественного числа Родительном падеже.

1

11. Употребление имён существительных множественного числа в косвенных падежах.

2

12. Употребление имён существительных множественного числа в косвенных падежах.

 

13. Употребление имён существительных только единственного или множественного числа.

2

14. Употребление имён существительных только единственного или множественного числа.

 

3 четверть

20ч

1. Согласование прилагательных с существительными в числе

2

2. Согласование прилагательных с существительными в числе

 

3. Словоизменение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными в роде.

2

4. Согласование прилагательных с существительными в роде.

1

5. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

3

6. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

 

7. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

 

8. Употребление имён прилагательных мужского и среднего рода в И. В. падежах.

1

9. Употребление имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.

1

10. Употребление имён прилагательных мужского и среднего рода в Д. Т. падежах.

1

11. Употребление имён прилагательных мужского и среднего рода в П.п.

1

12. Употребление имён прилагательных женского рода в Р.Д.Т.П. падежах.

2

1. 3Употребление имён прилагательных женского рода в Р.Д.Т.П. падежах.

 

14 . Употребление имён прилагательных женского рода В. п.

2

15. Употребление имён прилагательных женского рода В. п.

 

16. Употребление имён прилагательных женского рода.

2

17. Употребление имён прилагательных женского рода.

 

18. Употребление имён прилагательных множественного числа.

3

19. Употребление имён прилагательных множественного числа.

 

20. Употребление имён прилагательных множественного числа.

 

4 четверть

14ч

1. Использование в речи однородных членов предложения.

4

2. Использование в речи однородных членов предложения.

 

3. Использование в речи однородных членов предложения.

 

4.Использование в речи однородных членов предложения.

 

5. Однородные члены предложения с союзами и, а, но.

4

6. Однородные члены предложения с союзами и, а, но.

 

7. Однородные члены предложения с союзами и, а, но.

 

8. Однородные члены предложения с союзами и, а, но.

 

9. Сложные предложения.

2

10. Сложные предложения.

 

11. Использование в речи обращений.

3

12. Использование в речи обращений.

 

13. Использование в речи обращений.

 

14. Обобщение знаний

1

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.