Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для слабослышащих и позднооглохших детей с умственной отсталостью 1 специального класса на 2018-2019 учебный год
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГРЯЗОВЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»
РЕКОМЕНДОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании Методического совета. Педагогическим советом Директор
Протокол № ___ протокол __________ /
От « »________2018г от 30.08.18 №01-03/128 « »________2018г
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
_________/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для слабослышащих и позднооглохших детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
1 специального класса
(вариант 2.3)
на 2018-2019 учебный год
Педагог-психолог: Брагина О.В.
2018 г.
Ӏ. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014., 1598;
-Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.3).
- Рекомендациями ПМПК и ИПРА (при наличии) слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы.
- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», Удалова Э.Я., Матиева Л.А. для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2009
- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха», Минина О.И. рекомендована «ФПО России», 2012
Цели курса:
- Поэтапно расширять жизненный опыт и социальные контакты. Обеспечивать выявление особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха и с интеллектуальными нарушениями, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии.
- Производить коррекцию и развитие нарушенных психических процессов.
- Проводить обучение с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в развитии и оптимизации социального контакта и интеграции обучающихся.
Задачи коррекционной работы:
- выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
- коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, мышление и другие);
- активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося;
- развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков;
- расширение представлений об окружающей действительности;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Принципы коррекционной работы.
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика организации психокоррекционной работы с обучающимися
Психокоррекционная работа с обучающимися с нарушенным слуховым восприятием и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:
- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);
- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.
В учебном плане БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху» предусмотрены часы индивидуальных психокоррекционных занятий. В первом специальном классе 2 час в неделю, 66 часов в год.
В коррекционной работе педагога-психолога – занятия в сенсорной комнате (1 час в неделю, 33 часа в год). Педагог-психолог с учетом рекомендаций ПМПК, в зависимости от характера психологических, интеллектуальных, речевых и характерологических особенностей детей, комплектует группы. Количество обучающихся в группе варьируется от 4 до 6.
Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 15-20 минут. Подгрупповые занятия проводятся педагогом - психологом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.
Индивидуальные занятия с каждым ребенком планируются с учетом установленного нарушения развития, и проводится по отдельному плану и расписанию педагога-психолога. Индивидуальная работа носит опережающий характер, направленный на подготовку ребенка к усвоению учебного материала, либо направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики основных разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального взаимодействия.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Описание ценностных ориентиров данного курса: формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и
использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
Совершенствование движений сенсорной деятельности: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; артикуляционной моторики; ритма Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительной памяти и внимания; слухового внимания и памяти; фонетико-фонематических представлений.
Развитие основных мыслительных операций: формирование навыков относительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).
Развитие речи, владение техникой чтения.
Расширение и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Воспитание целенаправленного, устойчивого, сосредоточенного внимания.
В рамках реализации программы коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» определены следующие направления и формы работы:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с нарушением слуха и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.
В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:
сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),
психолого-педагогический эксперимент,
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,
беседы с учащимися, учителями и родителями,
изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.
оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).
2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС с ОВЗ.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей. В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:
индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,
лекции для родителей,
анкетирование педагогов, родителей,
разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
4. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:
занятия индивидуальные и групповые,
игры, упражнения, этюды,
психокоррекционные методики и технологии,
беседы с учащимися,
организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).
5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.
Психолого-педагогическая диагностика, реализуемая в рамках программы коррекционного курса (психокоррекционные занятия)
Объект (диагностически значимые показатели) |
Форма (перечень диагностических средств, методик) |
Периодичность |
Ответственный |
Задача: изучение уровня сформированности коммуникативной компетентности |
|||
Практические коммуникативные умения |
- Беседа - Наблюдение -Анализ способности продуктивно использовать средства общения |
2 раза в год |
Психолог, учитель |
Уровень развития средств общения и внятность речи |
Логопедическое обследование |
2 раза в год |
Логопед, психолог |
Задача: изучение особенностей двигательной сферы |
|||
Оценка психомоторного развития |
Оценка психомоторного развития Н.О. Озерецкий, Н.И. Гуревич |
2 раза в год |
Психолог, учитель ритмики |
Двигательные функции, тактильные и соматогностические функции, зрительный гнозис, пространственные представления |
Нейропсихологический метод изучения ВПФ |
2 раза в год |
Психолог |
Эмоционально-волевая регуляция, произвольность |
Лабиринты Н.И. Озерецкий |
2 раз в год |
Психолог |
Пространственные представления и зрительно-моторная координация |
- Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасика - Гештальт-Бендер тест |
2 раз в год |
Психолог, учитель |
Задача: изучение особенностей когнитивных процессов (уровень сформированности) |
|||
Внимание 2 раза в год |
Методика «Шифровка» (субтесты Векслера) |
2 раза в год |
Психолог |
Восприятие |
Нейропсихологический метод изучения ВПФ |
2 раза в год |
Психолог |
Память |
Методика «Узнавание фигур» (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В) |
2 раза в год |
Психолог |
Мышление |
Невербальная классификация Матрицы Равена Тест Амтхауэр |
1 раз в год |
Психолог |
Креативность |
Наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, беседы |
1 раза в год |
Воспитатель, учитель, психолог |
Задача: изучение особенностей эмоционально-личностной сферы |
|||
Эмоциональное состояние, вегетативный коэффициент |
Цветовой тест Люшера |
2 раза в год |
Психолог |
Эмоциональное состояние, взаимоотношения с родными, тревожность, агрессивность |
- Рисуночные тесты «Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи» - «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен) |
2 раза в год |
Психолог, воспитатель |
Задача: выявление позитивного потенциала личности |
|||
Лучшие адаптивные личностные характеристики человека |
Наблюдение (Некрасова Ю.Б.) |
1 раз в год |
Психолог, учитель, воспитатель |
Механизм реализации программы
Программа строится на основе дифференцированного обучения. Состав подгрупп имеет подвижный характер, определяется степенью подготовленности детей.
В структуре занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного и моторного развития детей.
Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.
В основе программы лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГОКУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Всего на коррекционно-развивающую область в (дополнительный первый класс ― 1доп.) 1 классах отводится 6 часов в неделю, из них 2 часа в неделю, 33 ч в год - на психокоррекционные занятия в дополнительном первом классе (I доп.), 66 ч в год в 1 специальном классе. Программа психокоррекционных занятий носит долгосрочный характер и предусматривает работу с (1доп.) 1 по 5 классы. Во 2 – 5 классах предусмотрено для реализации программы 1 час и составляет 34 часа в год в каждом классе.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей слабослышащих или позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида.
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.
Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время педагога-психолога.
При реализации программы педагогом-психологом предусмотрены задания для работы воспитателя вместе с детьми. Это упражнения на улучшение мозговой активности, подвижные игры и упражнения на координацию, ловкость, кинестетическое и кинетическое развитие, развитие моторной сферы и игровой деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Оценка эффективности коррекционной программы: осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе.
Определены следующие обязательные документы:
- Дневник наблюдения за развитием обучающихся;
- Дневник психолого-педагогического сопровождения;
- Разрабатывается «Карта оценки сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», так как согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
(дополнительный первый класс ― I доп.)I -V классы
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
• Основы персональной идентичности, осознания себя как «Я»; осознание своей принадлежности к определённому полу, социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
• Развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире.
• Понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и / или кохлеарным имплантом (КИ), умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
• Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами
взаимодействия.
• Способность к осмыслению социального окружения.
• Развитие самостоятельности.
• Овладение общепринятыми правилами поведения, наличие интереса к практической деятельности.
Предметные результаты:
• Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей.
• Активизация познавательной деятельности обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Программа коррекционного курса включает в себя следующие разделы:
1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
2. Развитие восприятия пространства и времени.
3.Развитие и коррекция ощущений, тактильно-двигательных восприятий, представлений. Работать над расширением зрительных и слуховых восприятий и особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. Развивать восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Работать над восприятием и осмыслением изображенного на картине; развивать зрительное восприятие образного слова и моторного акта, связанного с его записыванием; учить быстрому соотношению воспринимаемых при посредстве зрения букв соответствующими буквами через коррекционные занятия (повторение, название букв, чтение стихов); развивать представления и творческую активность; увеличивать скорость ориентации движений взора.
4. Развитие и коррекция памяти: вырабатывать навык прочного запоминания; постепенное увеличение объема памяти; развитие логической памяти; развитие механической памяти; развитие смысловой памяти; развитие словесно-логической памяти; развитие скорости запоминания; развитие полноты запоминания; развитие сознательного запоминания; тренировать прочность и точность запоминания.
5. Развитие внимания: воспитывать целенаправленное внимание; воспитывать устойчивость внимания (не отвлекаться), наблюдательность; расширять объем внимания.
6. Коррекция мышления: классифицировать предметы (их изображение) на группы на основании родового признака; называть группы предметов (однородных) обобщенными словами; развивать умения последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать; развивать гибкость мышления; конкретизировать понятия.
7. Коррекция воображения: развивать быстроту воображения; оригинальность, необычность образов воображения; формировать эмоциональности образов.
8. Коррекция эмоционально-волевой сферы: формировать навыки нравственных и культурных потребностей; воспитывать аккуратность и настойчивость в выполнении упражнений; воспитывать волю и целенаправленность при выполнении упражнений; воспитывать чувство коллективной ответственности (личной «перед» коллективом), бережное отношение к вещам (инструменту, оборудованию), честность и доброжелательность при проведении игр.
Методы коррекционно-развивающей работы
Традиционные |
- игра (дидактическая, ролевая, подвижная); - беседа с элементами рассказа; - предметные действия; - конструктивная деятельность; - рисование; - наблюдение |
Специальные |
- дыхательная гимнастика - фонетическая ритмика; - массаж, самомассаж; - психогимнастика - релаксация; - элементы арт-терапии и сказкотерапии; - тестопластика |
Специфические |
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения заданий; - тактильно-вибрационный контроль; - действия с реальными предметами; - символизация; - моделирование; - глобальное восприятие слов; - дактильная форма речи; - речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания; - использование технических средств в обучении |
Тематическое планирование занятий коррекционного курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 специальном классе (вариант 2.3)
№ п/п |
Кол-во часов |
Тема |
Цели |
Форма занятия |
Деятельность учащихся |
Дата |
||
1-6 |
6 |
Психологическое обследование |
Определение уровня актуального развития ребенка: - слухо-зрительное восприятие речи, цвета, формы, размера и пр.; - моторные навыки; - внимание, память, мышление. |
Индивидуальная диагностика |
Выполнение тестовых заданий |
|||
Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов |
||||||||
7-8 |
2 |
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый) |
Знакомство с цветом. Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета. |
Дидактическая игра |
Работа в парах |
|||
9-10 |
2 |
Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов. |
Закрепление и применение полученных знаний. |
Дидактическая игра |
Закрепление и применение полученных знаний. |
|||
11-12 |
2 |
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету») |
Закрепление и применение полученных знаний |
Практическое занятие |
Сравнительный анализ контрастных цветов |
|||
13-14 |
2 |
Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов. |
Закрепление и применение полученных знаний |
Практическое занятие |
Группировка цветов по заданному признаку |
|||
15-16 |
2 |
Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки – подходящие по цвету») |
Закрепление и применение полученных знаний |
Практическое занятие |
Сравнительный анализ контрастных цветов |
|||
17-18 |
2 |
Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые. |
Восприятие: величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий; длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий; толщины: толстый – тонкий. |
Практическое занятие |
Ролевое проигрывание Сравнительный анализ по заданному признаку |
|||
19-20 |
2 |
Сравнение 2 предметов по высоте и длине. |
Закрепление знаний по параметрам: высота и длина |
Практическое занятие |
Сравнительный анализ по заданному признаку |
|||
21-22 |
2 |
Сравнение 2 предметов по ширине и толщине. |
Закрепление знаний по параметрам: ширина и толщина |
Практическое занятие |
Сравнительный анализ по заданному признаку |
|||
23-24 |
2 |
Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин. |
Закрепление знаний по восприятию величины и цвета |
Дидактическая игра «Подбери двум куклам одежду» |
Группировка предметов парных по величине и цвету (работа в группе) |
|||
25-26 |
2 |
Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»). |
Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета |
Дидактическая игра |
Анализ предмета, используя тактильный анализатор |
|||
27-28 |
2 |
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» |
Узнавание предметов и изображений. |
Дидактическая игра |
Анализ по заданному признаку |
|||
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков |
||||||||
29 |
1 |
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель) |
Развитие крупной моторики |
Практическое занятие |
Работа в группах |
|||
30 |
1 |
Формирование чувства равновесия («дорожка следов») |
Развитие крупной моторики |
Практическое занятие |
Индивидуальная работа |
|||
31-32 |
2 |
Развитие мелкой моторики пальцев руки. |
Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков |
Пальчиковая гимнастика. |
Индивидуальная работа |
|||
33-34 |
2 |
Пальчиковые игры. |
Развитие мелкой моторики пальцев руки |
Пальчиковая гимнастика. |
Работа в группах |
|||
35-36 |
2 |
Конструирование из счетных палочек. |
Развитие мелкой моторики пальцев руки. |
Практическое занятие |
Инд. работа |
|||
37-38 |
2 |
Работа в технике «рваной» аппликации. |
Развитие мелкой моторики пальцев руки. |
Практическое занятие |
Работа в группах |
|||
39-40 |
2 |
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. |
Развитие мелкой моторики пальцев руки. |
Практическое занятие |
Инд. работа |
|||
Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, анализа |
||||||||
41-42 |
2 |
Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов. |
Развитие зрительного восприятия |
Игра «Сравни предметы» |
Инд. работа |
|||
43-44 |
2 |
Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета) |
Развитие зрительной памяти |
Дидактическая игра |
Работа в группах |
|||
45-46 |
2 |
Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Найди пару каждому предмету» |
Развитие зрительного восприятия, мышления |
Дидактическая игра |
Инд. работа |
|||
47 |
1 |
Определение последовательности. |
Развитие мышления. |
Инд. работа |
||||
Развитие концентрации внимания |
||||||||
48-49 |
2 |
Нахождение и зачеркивание только определённых фигур среди множества других |
Развитие восприятия и концентрации внимания, понимание инструкции |
Практическое занятие |
Индивидуальная работа |
|||
50-51 |
2 |
Зачёркивание в тексте определённой буквы (А, О, У) |
Развитие восприятия и концентрации внимания, понимание инструкции |
Практическое занятие |
Индивидуальная работа |
|||
52-53 |
2 |
Найди на рисунке точно такой же предмет |
Развитие зрительного восприятия и концентрации внимания |
Дидактическая игра |
Работа в группе |
|||
Развитие восприятия пространства |
||||||||
54-55 |
2 |
Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад. |
Развитие восприятия пространства, знакомство с понятиями справа, слева, вверху, внизу |
Практическое занятие |
Выполнение движений по инструкции, за учителем. |
|||
56-57 |
2 |
Ориентация на картинке Ориентировка на листе бумаги по инструкции педагога |
Развитие восприятия пространства, закрепление понятий справа, слева, вверху, внизу |
Дидактическая игра «Справа-слева, сверху-снизу» |
Работа в группе (паре) |
|||
58-59 |
2 |
Ориентация на рабочем столе. |
Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу. |
Практическое занятие |
Индивидуальная работа |
|||
60 |
1 |
Ориентировка в помещении (школьная комната) |
Развитие восприятия пространства, закрепление понятий справа, слева, вверху, внизу |
Инд. работа |
||||
61-66 |
6 |
Итоговая психодиагностика |
Выявить уровень развития восприятия, внимания, памяти и мышления |
Диагностика |
Индивидуальная работа, выполнение тестовых заданий |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»
Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);
- инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
- оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, сухой душ, сухой бассейн, тактильные дорожки и др.);
- оборудование БОС-кабинета для постановки правильного дыхания и обучения навыкам саморегуляции.
- материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши и др.);
- иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений.
- мультимедийное сопровождение, видео презентации к занятиям в соответствии с тематикой занятий.
- аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
- комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.
- тетради для работ учащихся.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
- Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии./ Е.С. Слепович, А.М. Поляков – СПб.: речь 2008.
- Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха Учебно-методическое пособие/ Под ред. И.А. Михаленковой. – СПб «Детство-Пресс».2003.
- Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей-инвалидов /под ред. И.А. Крестининой.– Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301 с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998
Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2000
Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988
Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М., 2005 – 96 с.
Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц М., 2006
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. М., 2004.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М., 2003
Дневник психолого-педагогического сопровождения: сборник методических материалов, под ред. И.А. Крестининой. – Киров, 2014
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001
Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.
Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М., 2000
Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. М., 2004
Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2005
Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. М., 2002
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М., 1997.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей». – М., 2009.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. М., 2000
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младшего школьника. Ярославль, 2003
О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко М., 1994.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995
Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М., 2006
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (1 и 2 часть). Гаврина С.Е.,Кутявина Н.Л.
- Левое и правое. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов М. Серия «Карапуз», Семенова М. А.
- Обучающие карточки по темам «Цвета», «Счет», «Форма», «Времена года» и др.
- Учимся понимать время. Иванова О.М., 2007
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school
press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php
Газета "Школьный психолог"
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru
Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Разработки занятий http://raduga.rkc-74.ru/p136aa1.html