Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для слабослышащих и позднооглохших детей с умственной отсталостью 1 специального класса на 2018-2019 учебный год

3
0
Материал опубликован 28 January 2019 в группе

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГРЯЗОВЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ПО СЛУХУ»

РЕКОМЕНДОВАНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

На заседании Методического совета. Педагогическим советом Директор

Протокол № ___ протокол __________ /

От « »________2018г от 30.08.18 №01-03/128 « »________2018г

СОГЛАСОВАНО

Зам директора по УВР

_________/

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционного курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для слабослышащих и позднооглохших детей с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)

1 специального класса

(вариант 2.3)

на 2018-2019 учебный год

Педагог-психолог: Брагина О.В.

2018 г.

Ӏ. Пояснительная записка

 

Рабочая программа коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014., 1598;

-Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью и задержкой психического развития (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2.3).

- Рекомендациями ПМПК и ИПРА (при наличии) слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы.

- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», Удалова Э.Я., Матиева Л.А. для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., 2009

- Программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения слуха», Минина О.И. рекомендована «ФПО России», 2012

Цели курса:

- Поэтапно расширять жизненный опыт и социальные контакты. Обеспечивать выявление особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением слуха и с интеллектуальными нарушениями, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии.

- Производить коррекцию и развитие нарушенных психических процессов.

- Проводить обучение с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в развитии и оптимизации социального контакта и интеграции обучающихся.

Задачи коррекционной работы:

- выявление особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

- коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, мышление и другие);

- активизация познавательной деятельности с учетом возможностей и особенностей каждого обучающегося;

- развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков;

- расширение представлений об окружающей действительности;

- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Принципы коррекционной работы.

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика организации психокоррекционной работы с обучающимися

Психокоррекционная работа с обучающимися с нарушенным слуховым восприятием и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проводится:

- в рамках образовательного процесса через содержание и организацию образовательного процесса (индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания, повторность в обучении, активность и сознательность в обучении);

- в рамках внеурочной деятельности в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий.

В учебном плане БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху» предусмотрены часы индивидуальных психокоррекционных занятий. В первом специальном классе 2 час в неделю, 66 часов в год.

В коррекционной работе педагога-психолога – занятия в сенсорной комнате (1 час в неделю, 33 часа в год). Педагог-психолог с учетом рекомендаций ПМПК, в зависимости от характера психологических, интеллектуальных, речевых и характерологических особенностей детей, комплектует группы. Количество обучающихся в группе варьируется от 4 до 6.

Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится 15-20 минут. Подгрупповые занятия проводятся педагогом - психологом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.

Индивидуальные занятия с каждым ребенком планируются с учетом установленного нарушения развития, и проводится по отдельному плану и расписанию педагога-психолога. Индивидуальная работа носит опережающий характер, направленный на подготовку ребенка к усвоению учебного материала, либо направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики основных разделов программы в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, дидактические и ролевые игры, расширяются понятия, усложняются формы социального взаимодействия.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Описание ценностных ориентиров данного курса: формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и

использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

Совершенствование движений сенсорной деятельности: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; артикуляционной моторики; ритма Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительной памяти и внимания; слухового внимания и памяти; фонетико-фонематических представлений.

Развитие основных мыслительных операций: формирование навыков относительного анализа; развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями); формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; развитие комбинаторных способностей. Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизации, чтения по ролям).

Развитие речи, владение техникой чтения.

Расширение и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Воспитание целенаправленного, устойчивого, сосредоточенного внимания.

 

В рамках реализации программы коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» определены следующие направления и формы работы:

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с нарушением слуха и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

психолого-педагогический эксперимент,

наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

беседы с учащимися, учителями и родителями,

изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС с ОВЗ.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей. В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги,

лекции для родителей,

анкетирование педагогов, родителей,

разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

4. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

занятия индивидуальные и групповые,

игры, упражнения, этюды,

психокоррекционные методики и технологии,

беседы с учащимися,

организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

5. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год.

Психолого-педагогическая диагностика, реализуемая в рамках программы коррекционного курса (психокоррекционные занятия)

Объект (диагностически значимые показатели)

Форма

(перечень диагностических средств, методик)

Периодичность

Ответственный

Задача: изучение уровня сформированности коммуникативной компетентности

Практические коммуникативные умения

- Беседа

- Наблюдение

-Анализ способности продуктивно использовать средства общения

2 раза в год

Психолог, учитель

Уровень развития средств общения и внятность речи

Логопедическое обследование

2 раза в год

Логопед, психолог

Задача: изучение особенностей двигательной сферы

Оценка

психомоторного развития

Оценка психомоторного развития

Н.О. Озерецкий, Н.И. Гуревич

2 раза в год

Психолог,

учитель ритмики

Двигательные

функции,

тактильные и

соматогностические

функции, зрительный

гнозис,

пространственные

представления

Нейропсихологический метод

изучения ВПФ

2 раза в год

Психолог

Эмоционально-волевая

регуляция,

произвольность

Лабиринты Н.И. Озерецкий

2 раз в год

Психолог

Пространственные

представления и

зрительно-моторная

координация

- Ориентировочный тест школьной

зрелости Керна-Йерасика

- Гештальт-Бендер тест

2 раз в год

Психолог,

учитель

Задача: изучение особенностей когнитивных процессов (уровень сформированности)

Внимание

2 раза в год

Методика «Шифровка» (субтесты

Векслера)

2 раза в год

Психолог

Восприятие

Нейропсихологический метод

изучения ВПФ

2 раза в год

Психолог

Память

Методика «Узнавание фигур» (Богданова Т.Г., Корнилова Т.В)

2 раза в год

Психолог

Мышление

Невербальная классификация

Матрицы Равена

Тест Амтхауэр

1 раз в год

Психолог

Креативность

Наблюдения, анализ продуктов

детской деятельности, беседы

1 раза в год

Воспитатель,

учитель, психолог

Задача: изучение особенностей эмоционально-личностной сферы

Эмоциональное

состояние,

вегетативный

коэффициент

Цветовой тест Люшера

2 раза в год

Психолог

Эмоциональное

состояние,

взаимоотношения с

родными, тревожность,

агрессивность

- Рисуночные тесты «Дом, дерево,

человек», «Рисунок семьи»

- «Выбери нужное лицо»

(Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен)

2 раза в год

Психолог,

воспитатель

Задача: выявление позитивного потенциала личности

Лучшие адаптивные

личностные

характеристики

человека

Наблюдение (Некрасова Ю.Б.)

1 раз в год

Психолог,

учитель,

воспитатель

Механизм реализации программы

Программа строится на основе дифференцированного обучения. Состав подгрупп имеет подвижный характер, определяется степенью подготовленности детей.

В структуре занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др.), в процессе которых и решаются задачи сенсорного и моторного развития детей.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

В основе программы лежит комплексный подход, который предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГОКУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана. Всего на коррекционно-развивающую область в (дополнительный первый класс ― 1доп.) 1 классах отводится 6 часов в неделю, из них 2 часа в неделю, 33 ч в год - на психокоррекционные занятия в дополнительном первом классе (I доп.), 66 ч в год в 1 специальном классе. Программа психокоррекционных занятий носит долгосрочный характер и предусматривает работу с (1доп.) 1 по 5 классы. Во 2 – 5 классах предусмотрено для реализации программы 1 час и составляет 34 часа в год в каждом классе.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей слабослышащих или позднооглохших обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида.

Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования.

Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время педагога-психолога.

При реализации программы педагогом-психологом предусмотрены задания для работы воспитателя вместе с детьми. Это упражнения на улучшение мозговой активности, подвижные игры и упражнения на координацию, ловкость, кинестетическое и кинетическое развитие, развитие моторной сферы и игровой деятельности.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Оценка эффективности коррекционной программы: осуществляется на протяжении всего учебного года и всего периода обучения. Оценка результатов проводится на начальном и заключительном этапе работы, промежуточные результаты оцениваются по результатам работы в каждом классе.

Определены следующие обязательные документы:

- Дневник наблюдения за развитием обучающихся;

- Дневник психолого-педагогического сопровождения;

- Разрабатывается «Карта оценки сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», так как согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

(дополнительный первый класс ― I доп.)I -V классы

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

Основы персональной идентичности, осознания себя как «Я»; осознание своей принадлежности к определённому полу, социально – эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

Развитие адекватных представлений об окружающем социальном мире.

Понимание собственных возможностей и ограничений, умение пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами и / или кохлеарным имплантом (КИ), умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.

Владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами

взаимодействия.

Способность к осмыслению социального окружения.

Развитие самостоятельности.

Овладение общепринятыми правилами поведения, наличие интереса к практической деятельности.

Предметные результаты:

Коррекция и развитие познавательных процессов и личностных особенностей.

Активизация познавательной деятельности обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Программа коррекционного курса включает в себя следующие разделы:

1. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

2. Развитие восприятия пространства и времени.

3.Развитие и коррекция ощущений, тактильно-двигательных восприятий, представлений. Работать над расширением зрительных и слуховых восприятий и особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств. Развивать восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Работать над восприятием и осмыслением изображенного на картине; развивать зрительное восприятие образного слова и моторного акта, связанного с его записыванием; учить быстрому соотношению воспринимаемых при посредстве зрения букв соответствующими буквами через коррекционные занятия (повторение, название букв, чтение стихов); развивать представления и творческую активность; увеличивать скорость ориентации движений взора.

4. Развитие и коррекция памяти: вырабатывать навык прочного запоминания; постепенное увеличение объема памяти; развитие логической памяти; развитие механической памяти; развитие смысловой памяти; развитие словесно-логической памяти; развитие скорости запоминания; развитие полноты запоминания; развитие сознательного запоминания; тренировать прочность и точность запоминания.

5. Развитие внимания: воспитывать целенаправленное внимание; воспитывать устойчивость внимания (не отвлекаться), наблюдательность; расширять объем внимания.

6. Коррекция мышления: классифицировать предметы (их изображение) на группы на основании родового признака; называть группы предметов (однородных) обобщенными словами; развивать умения последовательно рассуждать, делать выводы из наблюдаемых фактов, самостоятельно думать; развивать гибкость мышления; конкретизировать понятия.

7. Коррекция воображения: развивать быстроту воображения; оригинальность, необычность образов воображения; формировать эмоциональности образов.

8. Коррекция эмоционально-волевой сферы: формировать навыки нравственных и культурных потребностей; воспитывать аккуратность и настойчивость в выполнении упражнений; воспитывать волю и целенаправленность при выполнении упражнений; воспитывать чувство коллективной ответственности (личной «перед» коллективом), бережное отношение к вещам (инструменту, оборудованию), честность и доброжелательность при проведении игр.

Методы коррекционно-развивающей работы

Традиционные

- игра (дидактическая, ролевая, подвижная);

- беседа с элементами рассказа;

- предметные действия;

- конструктивная деятельность;

- рисование;

- наблюдение

Специальные

- дыхательная гимнастика

- фонетическая ритмика;

- массаж, самомассаж;

- психогимнастика

- релаксация;

- элементы арт-терапии и сказкотерапии;

- тестопластика

Специфические

- зрительных опор на этапе программирования и выполнения заданий;

- тактильно-вибрационный контроль;

- действия с реальными предметами;

- символизация;

- моделирование;

- глобальное восприятие слов;

- дактильная форма речи;

- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания;

- использование технических средств в обучении

Тематическое планирование занятий коррекционного курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в 1 специальном классе (вариант 2.3)

п/п

Кол-во часов

Тема

Цели

Форма занятия

Деятельность

учащихся

Дата

1-6

6

Психологическое обследование

Определение уровня актуального развития ребенка:

- слухо-зрительное восприятие речи, цвета, формы, размера и пр.;

- моторные навыки;

- внимание, память, мышление.

Индивидуальная диагностика

Выполнение тестовых заданий

 

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

7-8

2

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый)

Знакомство с цветом.

Узнавание цвета, сочетания цветов, оттенков цвета.

Дидактическая игра

Работа в парах

 

9-10

2

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний.

Дидактическая игра

Закрепление и применение полученных знаний.

 

11-12

2

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки подходящие по цвету»)

Закрепление и применение полученных знаний

Практическое занятие

Сравнительный анализ контрастных цветов

 

13-14

2

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний

Практическое занятие

Группировка цветов по заданному признаку

 

15-16

2

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки подходящие по цвету»)

Закрепление и применение полученных знаний

Практическое занятие

Сравнительный анализ контрастных цветов

 

17-18

2

Формирование понятий: большой – маленький, больше – меньше, одинаковые.

Восприятие: величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий;

длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий;

толщины: толстый – тонкий.

Практическое занятие

Ролевое проигрывание

Сравнительный анализ по заданному признаку

 

19-20

2

Сравнение 2 предметов по высоте и длине.

Закрепление знаний по параметрам: высота и длина

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

 

21-22

2

Сравнение 2 предметов по ширине и толщине.

Закрепление знаний по параметрам:

ширина и толщина

Практическое занятие

Сравнительный анализ по заданному признаку

 

23-24

2

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин.

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Дидактическая игра «Подбери двум куклам одежду»

Группировка предметов парных по величине и цвету (работа в группе)

 

25-26

2

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

Восприятие поверхности: гладкий – шершавый. Тактильный анализ предмета

Дидактическая игра

Анализ предмета, используя тактильный анализатор

 

27-28

2

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?»

Узнавание предметов и изображений.

Дидактическая игра

Анализ по заданному признаку

 

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

29

1

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (бросание в цель)

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Работа в группах

 

30

1

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Развитие крупной моторики

Практическое занятие

Индивидуальная работа

 

31-32

2

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа

 

33-34

2

Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики пальцев руки

Пальчиковая гимнастика.

Работа в группах

 

35-36

2

Конструирование из счетных палочек.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Инд. работа

 

37-38

2

Работа в технике «рваной» аппликации.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Работа в группах

 

39-40

2

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Практическое занятие

Инд. работа

 

Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, анализа

41-42

2

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов.

Развитие зрительного восприятия

Игра «Сравни предметы»

Инд. работа

 

43-44

2

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

Развитие зрительной памяти

Дидактическая игра

Работа в группах

 

45-46

2

Дидактическая игра «Подбери заплатку», «Найди пару каждому предмету»

Развитие зрительного восприятия, мышления

Дидактическая игра

Инд. работа

 

47

1

Определение последовательности.

Развитие мышления.

 

Инд. работа

 

Развитие концентрации внимания

48-49

2

Нахождение и зачеркивание только определённых фигур среди множества других

Развитие восприятия и концентрации внимания, понимание инструкции

Практическое занятие

Индивидуальная работа

 

50-51

2

Зачёркивание в тексте определённой буквы (А, О, У)

Развитие восприятия и концентрации внимания, понимание инструкции

Практическое занятие

Индивидуальная работа

 

52-53

2

Найди на рисунке точно такой же предмет

Развитие зрительного восприятия и концентрации внимания

Дидактическая игра

Работа в группе

 

Развитие восприятия пространства

54-55

2

Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед — назад.

Развитие восприятия пространства, знакомство с понятиями справа, слева, вверху, внизу

Практическое занятие

Выполнение движений по инструкции, за учителем.

 

56-57

2

Ориентация на картинке

Ориентировка на листе бумаги по инструкции

педагога

Развитие восприятия пространства, закрепление понятий справа, слева, вверху, внизу

Дидактическая игра «Справа-слева, сверху-снизу»

Работа в группе (паре)

 

58-59

2

Ориентация на рабочем столе.

Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

Практическое занятие

Индивидуальная работа

 

60

1

Ориентировка в помещении (школьная комната)

Развитие восприятия пространства, закрепление понятий справа, слева, вверху, внизу

 

Инд. работа

 

61-66

6

Итоговая психодиагностика

Выявить уровень развития восприятия, внимания, памяти и мышления

Диагностика

Индивидуальная работа, выполнение тестовых заданий

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);

- инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

- оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, сухой душ, сухой бассейн, тактильные дорожки и др.);

- оборудование БОС-кабинета для постановки правильного дыхания и обучения навыкам саморегуляции.

- материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши и др.);

- иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений.

- мультимедийное сопровождение, видео презентации к занятиям в соответствии с тематикой занятий.

- аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

- комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.

- тетради для работ учащихся.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

- Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии./ Е.С. Слепович, А.М. Поляков – СПб.: речь 2008.

- Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха Учебно-методическое пособие/ Под ред. И.А. Михаленковой. – СПб «Детство-Пресс».2003.

- Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей-инвалидов /под ред. И.А. Крестининой.– Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301 с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2005.

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, 1998

Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М., 2000

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988

Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М., 2005 – 96 с.

Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. Под ред. Л.А. Головчиц М., 2006

Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. М., 2004.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М., 2003

Дневник психолого-педагогического сопровождения: сборник методических материалов, под ред. И.А. Крестининой. – Киров, 2014

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребёнку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2001

Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - М: Новая школа, 1998.

Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. М., 2006

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993

Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М., 2000

Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. М., 2004

Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб., 2005

Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста. М., 2002

Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). – М., 1997.

Метиева Л.А., Удалова Э.Я. «Развитие сенсорной сферы детей». – М., 2009.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996

Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. М., 2000

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младшего школьника. Ярославль, 2003

О.М. Дьяченко, Р.И. Бардина, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко М., 1994.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995

Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М., 2006

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

- Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления (1 и 2 часть). Гаврина С.Е.,Кутявина Н.Л.

- Левое и правое. Учебно-методическое пособие для родителей и педагогов М. Серия «Карапуз», Семенова М. А.

- Обучающие карточки по темам «Цвета», «Счет», «Форма», «Времена года» и др.

- Учимся понимать время. Иванова О.М., 2007

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://w w w .school

press, ru/j orna 1/issues/razvitie/index.php

Газета "Школьный психолог"

"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http .'//festival.! septeinber.ru

Педагогическая библиотека" - http://www.pedlib.ru

"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

Разработки занятий http://raduga.rkc-74.ru/p136aa1.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.