Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и познавательных процессов» для учащихся 3–4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Программа курса коррекционных занятий
«Развитие психомоторики и познавательных процессов»
для учащихся 3 – 4 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ КУРСА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3 – 4 КЛАССОВ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
6. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
7. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями, в свою очередь, требуют создания необходимых условий для их полноценного развития, становления как субъектов учебной деятельности.
Программа курса «Развитие психомоторики и познавательных процессов» разработана в связи с включением данного предмета коррекционно – развивающую область, обусловлена потребностью оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая рассматривается как система развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание внутренних и внешних условий для раскрытия потенциальных возможностей психического развития личности ребенка и расширения границ его взаимодействия с окружающей средой.
Данный курс интегрирует в себе два раздела: психомоторные и познавательные процессы. Психомоторика - совокупность сознательно управляемых двигательных действий человека, а также "живые" движения человека, составляющие некое единство с мышечным чувством. Психомоторика предназначена для осуществления произвольных движений, целесообразных действий в процессе получения и преобразования информации.
Познавательная сфера лежит в основе развития познавательный функций: восприятия поступающей информации и накопления социоэмоционального опыта, памяти, внимания, мышления и мыслительных операций. Поэтому познавательная сфера является важнейшим механизмом, с помощью которого человек входит в окружающую среду, взаимодействует с ней и становится частью её.
Проблема психомоторного и познавательного развития детей с нарушениями развития рассматривается как одна из существенных при решении задач социально-трудовой адаптации их в специальной (коррекционной) школе и формировании жизненной компетентности.
Развитие психомоторики и познавательных процессов у обучающихся, воспитанников создаёт предпосылку для более полноценного участия их в овладении школьной программой и социальной адаптации в целом.
Курс "Развитие психомоторики и познавательных процессов" наиболее востребован в начальной школе, так как данный период является сенситивным для развития функций эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, учебной мотивации, познавательной активности, коррекции отдельных психических процессов, двигательной расторможенности, координации движений и формирования элементарных сенсорных эталонов.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО КУРСА
Цель программы:
Развитие психомоторики и сенсорных функций, познавательных процессов;
Развитие социально – эмоционального благополучия детей через формирование чувства внутренней устойчивости;
Содействие успешной и быстрой адаптации обучающихся к учебной деятельности.
Задачи программы:
1.Формирование психологического базиса для развития высших психических функций:
коррекция недостатков в двигательной сфере;
развитие мелкой и общей моторики;
создание условий для полноценного межанализаторного взаимодействия через систему специальных игр и упражнений.
2. Формирование высших психических функций:
развитие сенсорно - перцептивной деятельности и эталонных представлений;
формирование мыслительной деятельности(мыслительной активности, наглядных форм мышления, мыслительных операций, конкретно-понятийного и элементарно- умозаключительного мышления);
развитие творческой активности,
развитие свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключения, распределения, объёма;
повышение объёма памяти в зрительной, слуховой, осязательной модальностях;
3.Коррекция эмоционально - личностной сферы:
развитие способности эмоциональной регуляции своего поведения;
развитие гибкости поведения, навыков адекватного реагирования на различные жизненные ситуации;
формирование способов эффективного взаимодействия учащихся (умение договариваться, уступать, видеть успехи других, оценивать свои достоинства).
В рамках мониторинга с учащимися проводится обследование в начале и конце года. Цель обследования – изучение уровня развития высших психических функций, эмоционального развития младших школьников.
Для реализации этой цели были использованы следующие методики:
Исследование особенностей памяти, внимания
Методика "Запоминание 10 слов" (А.Р. Лурия)
Цель: исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов.
Ученику предлагается внимательно выслушивать слова, не связанные между собой по смыслу и затем повторить их. Слова читаются медленно и четко. Замечания и реплики детей не допускаются. Слова прочитываются однократно.
Методика "10 предметов"
Цель: исследование особенностей зрительного запоминания.
Ребенку предлагается для запоминания 10 карточек, на которых нарисованы разные предметы, достаточно крупные. Время экспозиции карточек 15-30 сек.
Методика "Образная память"
Цель: исследование кратковременной памяти на образы.
В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Учащимся предлагается запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы.
Методика "Опосредованное запоминание" предложена Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, разработана А.Н. Леонтьевым.
Цель: исследование уровня опосредованного запоминания.
Детям называют слова (15), к которым необходимо подобрать карточки (30), которые помогут припомнить их.
Исследование особенностей внимания
Методика "Корректурная проба" (тест Бурдона)
Цель: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.
Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенными в случайном порядке букв. Учащиеся просматривают текст ряд за рядом и вычеркивают определенные указанные в инструкции буквы.
Методика "Узнавание наложенных изображений" (фигуры Поппельрейтора)
Ребенку предлагают узнать все изображения наложенных друг на друга контуров и дать каждому из объектов свое название.
Методика "Нахождение недостающих деталей"
Цель: изучение зрительного восприятия и образного мышления.
Учащимся предлагается найти недостающие детали (части) на рисунках разных предметов, иногда достаточно важные и хорошо видные, а иногда менее выраженные, хотя и имеющие важное значение для предмета.
Исследование наглядно-образного, вербально-логического мышления
Методика: "Домики на полянке" (лабиринт)
Цель: исследование степенью овладения действиями наглядно-образного мышления.
На листах изображены "полянки" с разветвленными деревьями и домиками на их концах. К каждой полянке предлагаются карточки ("письма"), которые изображают условно путь к одному из домиков. Ребятам необходимо найти нужный домик и пометить его.
Методика "Нелепицы" (узнавание конфликтных изображений нелепиц) предложена М.Н. Забрамной.
Цель: исследование особенностей зрительного гнозиса, образно-логического мышления, выявление у ребенка чувств юмора.
Учащимся предлагают рассмотреть "нелепые" изображения и определить, что перепутал художник.
Исключение понятий
Цель: исследование вербально-логического мышления.
Ребенок выделяет одно "неподходящее" понятие и объясняет, по какому признаку (принципу) он это сделал. Кроме того, он должен подобрать ко всем остальным словам обобщающее слово.
11. Методика "Дорисовывание" (авт.: Гилфорд и Торренс)
Цель: исследование образного воображения (образной креативности).
Ребенку предлагают дорисовать картинку, которую "художник" не успел дорисовать. Для дорисовывания детям обычно предлагают по очереди 3-4 контура (по мере выполнения). После выполнения каждого из заданий ребенка спрашивают, что именно нарисовано на картинке.
Для диагностики психического развития учащихся 4 класса были предложены эти же методики, но для изучения уровня развития мышления была предложена методика Э.Ф. Замбацявечене. Цель методики: определение уровня умственного развития.
Используемые методики для изучения эмоционально – личностных особенностей:
Проективная методика «Несуществующее животное»;
Тест изучения тревожности (Амен, Дорки);
Методика изучения социальных эмоций (Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонина);
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Примерный недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-IV классы |
|||||||||||
Предметные области |
Классы Учебные предметы |
Количество часов в год |
Всего |
||||||||
I |
II |
III |
IV |
||||||||
Обязательная часть |
|||||||||||
1. Язык и речевая практика |
1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика |
3 3 2 |
3 4 2 |
3 4 2 |
3 4 2 |
12 15 8 |
|||||
2. Математика |
2.1.Математика |
3 |
4 |
4 |
4 |
15 |
|||||
3. Естествознание |
3.1.Мир природы и человека |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|||||
4. Искусство |
4.1. Музыка 4.2. Изобразительное искусство |
2 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
5 4 |
|||||
5. Физическая культура |
5.1. Физическая культура |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
|||||
6. Технологии |
6.1. Ручной труд |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
|||||
Итого |
21 |
20 |
20 |
20 |
81 |
||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений |
- |
3 |
3 |
3 |
9 |
||||||
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
21 |
23 |
23 |
23 |
90 |
||||||
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): |
6 |
6 |
6 |
6 |
24 |
||||||
Внеурочная деятельность |
4 |
4 |
4 |
4 |
16 |
||||||
Всего к финансированию |
31 |
33 |
33 |
33 |
130 |
Курс «Развитие психомоторики и познавательных процессов» входит в коррекционно-развивающую область. На изучение курса «Развитие психомоторики и познавательных процессов» в 3 - 4 классах выделяется 68 часов. В настоящей рабочей программе на коррекционно – развивающий курс отводится 62 часа (2 часа в неделю, 34 учебные недели) с учетом диагностики обучающихся, которая проводится в течение двух недель в начале сентябре и конце мая.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Развитие мелкой моторики
Включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук, кинезиологические упражнения, зрительно – моторной координации.
Раздел 2. Развитие зрительного восприятия
Занятия направлены на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина предметов), развитие восприятия предметов в необычном ракурсе (наложенных, зашумлённых, недорисованных изображений), пространственных представлений ( упражнение на формирование устойчивой дифференциации левой и правой стороны, употребление предлогов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов) и временных отношений (определение дней недели, части суток, времён года)
Раздел 3. Развитие внимания
Включает в себя практические упражнения на развитие внимания и его характеристик (устойчивость, концентрация, переключение, распределение).
Раздел 4. Развитие памяти
Данный раздел направлен на развитие зрительного, слухоречевого, образного запоминания, развитие приёмов памяти.
Раздел 5. Развитие мышления
Занятия направлены на развитие мыслительных процессов: обобщения, исключения, классификации, сравнения, нахождения простых закономерностей, установление причинно следственных связей, аналогий
Раздел 6. Развитие воображения и мышления
Включает в себя игры и упражнение на развитие невербального воображения, творческого мышления.
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижение определенных личностных и предметных результатов.
Личностные результаты:
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
формирование адекватных представлений о собственных возможностях
Предметные результаты 3 класс:
Развитие зрительного восприятия:
Учащиеся должны знать:
названия основных цветов, их оттенки;
названия положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
названия дней недели их последовательность;
Учащиеся должны уметь:
группировать предметы по заданным признакам формы, цвета;
ориентироваться на листе бумаги
определять положение предметов в пространстве, выражать пространственные отношения с помощью предлогов
Находить нереальные элементы «нелепых» картинок
целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога
Развитие памяти
Учащиеся должны уметь:
запоминать несколько предметов (5,6) и порядок их размещения
выполнять определённые задания по образцу;
удерживать в памяти 5,6 слов, предметов, цветов
Развитие внимания
В процессе коррекционной работы с учащимися 3, 4 класса развиваются такие свойства внимания, как объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость при постановке и решений посильных задач
Развитие мышления
Учащиеся должны уметь:
объединять предметы в группы по существенным признакам
устанавливать простые закономерности
проводить отбор и классификацию предметов
узнавать предметы на основе описательных признаков
Развитие воображения:
Учащиеся должны уметь:
Подмечать в исследуемом объекте многообразие деталей, свойств, сторон, качеств;
Создавать образ на основе описания.
Предметные результаты 4 класс:
Развитие зрительного восприятия
Учащиеся должны знать:
последовательность времён года и их признаки
названия пространственных отношений
названия месяцев и их последовательность
Учащиеся должны уметь:
определять противоположные качества предметов
моделировать расположение предметов в заданном пространстве
узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям
различать предметы в необычном ракурсе
анализировать конкретные предметы, определять его свойства
Развитие памяти
Учащиеся должны уметь:
запоминать до 8 предметов и порядок их размещения
выполнять определённое задание по словесной инструкции
удерживать в памяти до 8 слов, предметов и воспроизводить их спустя, некоторое время
Развитие внимания
В процессе коррекционной работы с учащимися 3, 4 класса развиваются такие свойства внимания, как объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость при постановке и решений посильных задач
Развитие мышления
Учащиеся должны уметь:
уметь сравнивать предметы, выделяя существенные признаки
устанавливать простые аналогии
устанавливать причинно – следственные связи ( с помощью взрослого)
использовать родо – видовые понятия при обобщении предметов и явлений
находить противоположные признаки предметов
Развитие воображения:
Учащиеся должны уметь:
Сопоставлять предметы и явления, устанавливать их сходства и отличия;
Видеть объект в многообразии его признаков, наличие нескольких точек зрения на объект.
6. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности обучающихся.
Дети с умственной отсталостью характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. При умственной отсталости оказывается нарушенной уже первая ступень познания - восприятие. Темп восприятия замедлен, объем узкий. Они с трудом выделяют главное или общее на картинке, в тексте, выхватывая лишь отдельные части и не понимая внутренней связи между частями, персонажами. Также характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает этим детям ориентироваться в окружающем. Все мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) недостаточно сформированы. Слабость памяти проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько в ее воспроизведении (особенно словесного материала). У детей с нарушением интеллекта, внимание неустойчивое, переключаемость его замедленна.
Программа рассчитана на учащихся 3, 4 класс и включает в себя задания на активизацию познавательной деятельности, пальчиковые игры, кинезиологические упражнения, игры на развитие коммуникативных навыков
Занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учётом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. В процессе занятия у детей развивается речевая деятельность, активизируются познавательные процессы, обогащается эмоциональный опыт, нивелируются негативные тенденции.
На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию базовых учебных действий, которые формируют у школьников осознанное отношение к обучению и содействуют становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик –ученик, ученик – класс, учитель − класс);
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности
7. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ занятия |
Раздел Тематика занятий |
Количество часов |
|
Раздел 1 Развитие мелкой моторики |
9 |
1 |
Совершенствование точности движений |
1 |
2 |
Рисование бордюров по образцу |
1 |
3 - 6 |
Графический диктант |
4 |
7 - 9 |
Обводка контурных изображений, штриховка в разных направлениях |
3 |
|
Раздел 2 Развитие восприятия |
9 |
10 |
Разнообразие форм |
1 |
11 |
В мире цвета |
1 |
12 - 13 |
Путешествие в пространстве |
2 |
14 - 17 |
Машина времени (времена года) |
|
14 |
Осень |
1 |
15 |
Зима |
1 |
16 |
Весна |
1 |
17 |
Лето |
1 |
18 |
Дни недели |
1 |
|
Раздел 3 Развитие внимания |
13 |
19 - 20 |
Концентрация внимания, саморегуляция и самоконтроль |
2 |
21 - 23 |
Упражнения на развитие концентрации внимания. Графический диктант |
3 |
24 - 25 |
Распределение и переключение внимания |
2 |
26 - 28 |
Устойчивость внимания |
3 |
29 - 31 |
Повышение объёма внимания, умение действовать по инструкции |
3 |
|
Раздел 4 Развитие памяти |
7 |
32 - 33 |
Учимся запоминать |
2 |
34 - 35 |
Тренируем память |
2 |
36 – 37 |
Кто больше запомнит |
2 |
38 |
Запоминаем рисуя |
1 |
|
Раздел 5 Развитие мышления, мыслительных операций |
12 |
39 |
«Назови одним словом» |
1 |
40 - 41 |
«Четвёртый лишний» |
2 |
42 - 44 |
Сравнение предметов |
3 |
45 |
Учимся решать, стараясь рассуждать |
1 |
46 |
Решаем логические загадки |
1 |
47 |
Поиск закономерностей |
1 |
48 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
49 - 50 |
Выделение существенных признаков |
2 |
|
Раздел 6 Развитие воображения и мышления |
12 |
51 - 52 |
Невербальная фантазия |
2 |
53 - 54 |
Неоконченный рисунок |
2 |
55 - 57 |
Мы – художники! |
3 |
58 - 62 |
Цепочка занимательных заданий |
5 |
|
Итого |
62 часа |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс
№ занятия |
Раздел Тематика занятий |
Количество часов |
|
Раздел 1 Развитие мелкой моторики |
9 |
1 |
Совершенствование точности движений |
1 |
2 - 5 |
Графический диктант |
4 |
6 |
Вычерчивание геометрических фигур |
1 |
7 - 9 |
Дорисовывание симметричной половины изображения |
3 |
|
Раздел 2 Развитие восприятия |
9 |
10 |
Времена года, их закономерная смена |
1 |
11 |
Дидактическая игра «Когда это бывает» |
1 |
12 |
Восприятие времени суток |
1 |
13 - 15 |
Восприятие пространства |
3 |
16 - 18 |
Восприятие целостного образа предметов |
3 |
|
Раздел 3 Развитие внимания |
13 |
19 - 21 |
Упражнения на развитие способности к переключению внимания |
3 |
22 - 23 |
Развитие концентрации внимания и его устойчивости |
2 |
24 - 25 |
Развитие произвольного внимания |
2 |
26 - 27 |
Развитие объёма внимания |
2 |
28 - 31 |
Тренинг внимания |
4 |
|
Раздел 4 Развитие памяти |
7 |
32 - 33 |
Развитие зрительной памяти |
2 |
34 - 35 |
Развитие слуховой памяти |
2 |
36 – 37 |
Развитие смысловой памяти |
2 |
38 |
Развитие вкусовой и осязательной памяти |
1 |
|
Раздел 5 Развитие мышления, мыслительных операций |
13 |
39 |
«Загадки для умственной зарядки» |
1 |
40 - 41 |
«Что лишнее» |
2 |
42 |
Сходство и различие |
1 |
43 - 45 |
Логически – поисковые задачи |
3 |
46 |
Выделение существенных признаков |
1 |
47 - 48 |
Поиск закономерностей |
2 |
49 |
«Что сначала, что потом» |
1 |
50 - 51 |
Простые аналогии |
2 |
|
Раздел 6 Развитие воображения и мышления |
11 |
52 |
Развиваем воображение и фантазию |
1 |
53 - 55 |
«Волшебные картинки». |
3 |
56- 57 |
«Поможем художнику» |
2 |
58 |
Мастерская форм |
1 |
59 – 62 |
Цепочка занимательных заданий |
4 |
|
Итого 62 часов |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На коррекционно – развивающих занятиях используются:
· Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
· Индивидуальный раздаточный материал по развитию высших психических функций
· Разрезные картинки на 2-4-6-8 частей
· Наборы тематических предметных карточек «Посуда», «Овощи», «Деревья», «Животные», «Птицы», «Мебель», «Бытовые приборы», «Растения», «Одежда», «Насекомые»,
· Набор плоскостных геометрических фигур
· Карточки с эмоциями
· Плакат «Времена года»
· Шумовые, музыкальные инструменты для развития слухового восприятия
· Пособия для развития мелкой моторики (массажные мячи, шишки, скрепки, прищепки, мячики Су – джок, шнуровки, счётные палочки);
· Муляжи фруктов и овощей
· Игрушки (мяч, мягкие игрушки, кубики)
· Образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности;
· Наборы аромобаночек
· Пластилин
· Технические средства обучения (презентации)