О техническом оснащении кабинета физики в лицее и учебных возможностях нового оборудования
О техническом оснащении кабинета физики в лицее и учебных возможностях нового оборудования.
Если исходить из понимания, что одной из целей введения и реализации ФГОС является в том числе систематизация и стандартизация учебного процесса, позволяющая обеспечить его высокое качество в общеобразовательной школе, тогда становится очевидной необходимость и значимость соответствующего технического оснащения современного школьного урока.[1]
Основным официальным документом, на положения которого опирается школьная администрация при комплектовании и техническом оснащении классов – Приказ Минобрнауки РФ от 30.03.2006 № 336.
ФГОСом рекомендуется комплект аппаратуры и устройств, наличие которого обеспечит соответствие технического оснащения школьного кабинета современным требованиям. Среди них:
- мультимедиа или лингафонное оборудование учебного кабинета;
-
- экран для проектора, так как нормами СанПиН недопустимо проецирование изображения на стену;
- компьютеры или планшеты для коворкинга;
- комплект специализированного лабораторно-демонстрационного, интерактивного оборудования по предмету.[1]
В рамках реализации национального проекта «Образование» год назад кабинет физики пополнился новым оборудованием (более сотни наименований), что повысило уровень его технического оснащения. Логотип и QR-код с указанием источника поступления оборудования расположен на дверях кабинета.
Существующий сегодня комплекс лабораторно-экспериментального оборудования и интерактивно-информационные возможности кабинета обеспечивают в полной мере реализацию практической составляющей общеобразовательного и профильного курса физики в основной и средней школе. Кроме того, на базе кабинета-лаборатории физики школьники имеют возможность заниматься индивидуальной исследовательской и проектной деятельностью, принимать участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.
На фото: онлайн защита проектов старшеклассников в рамках X регионального конкурса исследовательских работ школьников имени В.И. Вернадского ( 3 марта)
Среди прочего оборудования инженерный класс оснащен 15 ноутбуками, которые активно используются на уроках физики в старших классах. Ниже – фотоколлаж применения нового оборудования на уроке исследовательской деятельности по теме «Звуковые волны. Свойства звука» в 9 классе.
Групповая работа с новым для ребят оборудованием позволяет им, используя теоретические знания по изученной теме, сразу на уроке подтвердить или опровергнуть возникшие гипотезы, реализовать в ходе практической деятельности полученные навыки и умения безопасной работы с оборудованием, формировать универсальные действия.
Еще один пример: изучение в 11 классе темы «Поглощение и излучение света атомами» завершается выполнением лабораторной работы [2, c.325]. С появлением новой установки для изучения газовых спектров ST-CAR (Spectrum Tube Carousel Power Supply) эта лабораторная работа приобрела элементы исследования.
Но сначала об установке. Карусельная комплектация её позволяет одновременно загружать в ячейки корпуса до восьми спектральных трубок, заполненных различными газами. Вращением добиваются переключения положения исследуемой трубки без извлечения её из корпуса. Включают установку в сеть, и после преобразования переменного напряжения питающей сети в высокочастотное высокое напряжение, газ в трубке начинает светиться. Школьники одновременно, используя плоскопараллельные призмы, наблюдают спектры излучения газа в «рабочей» трубке, а затем воспроизводят порядок и количество спектральных линий в тетрадях. Исследуемыми газами являются аргон и гелий, водород и азот, углекислый газ и воздух, неон и криптон [3].
При такой постановке практического занятия ученики знакомятся и приобретают навыки работы с современным учебным оборудованием. Одновременное наблюдение спектров позволяет плотность и эффективность урока-практикума повысить, при этом остается время для проведения дополнительных исследований, ответов на вопросы по теме.
На фото: подготовка установки к работе, деятельность учащихся по наблюдению и идентификации газовых спектров излучения
Тема «Фотоэффект» - важная тема в курсе физики, так как физический процесс лежит в основе действия систем сигнализации: аварийной и защитной, фотоэлементов у турникетов метрополитена, в системах считывания светового сигнала, проходящего через звуковую дорожку киноплёнки, военной технике и системах связи. Задания по теме «Фотоэффект» содержатся в КИМах ЕГЭ по физике.
Появление лабораторной установки «Фотоэффект» позволило изучение темы проводить на основе анализа данных прибора. При проведении учебного эксперимента учитель задает напряжение между анодом и катодом, использует различные светофильтры из комплекта, а ученики фиксируют значения силы фототока на цифровом дисплее установки. Полученные данные используются для решения поставленных учебных задач и отработки решения задач с применением уравнения Эйнштейна для фотоэффекта. Установка на ПК программного обеспечения и наличие мультимедийного комплекса в кабинете физики делает процесс изучения нового материала наглядным и зрелищным, а понимание сущности и особенностей процесса – глубинными и осмысленными. [2, с. 347]
Развитие техники и технологий, реалии жизни таковы, что современная общеобразовательная школа не может не иметь соответствующего требованиям времени учебного оборудования. Только оно, соответствующее требованиям ФГОС, оборудование в совокупности с не работающими на износ высококвалифицированными учителями и техническими специалистами в общеобразовательной школе, обеспечат требуемый уровень умений и навыков выпускников.
Привела всего три примера использования технического оснащения современного лицея, но таких примеров по мере освоения и применения на уроках и в индивидуальной внеурочной деятельности оборудования с каждым днем все больше и больше.
Проблемы использования нового оборудования в лицее есть, и связаны они, прежде всего, с перегруженностью лицея (сегодня в нем обучаются в два с половиной раз больше учеников, чем предусмотрено нормами посадки) и отсутствием в некоторые дни доступа в кабинет-лабораторию. Решаем эти вопросы, работая малыми группами в лаборантской. Да, в ущерб своему свободному времени, но во благо, на что очень надеюсь, школьников. Результаты такой работы пока не подводили.
«Школа, это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения» - А. Барбюс. От себя добавлю к этим словам, что современная школа формирует не только мысли, но и практические навыки, умения выпускников, что не в последнюю очередь определяется материально-технической базой каждой школы: от столичного образовательного центра до малокомплектной сельской школы.
Источники информации:
1. Статья «Оснащение школьных классов по ФГОС» https://fgoskomplekt.ru/blog/osnashchenie_shkolnykh_klassov_po_fgos/
2. Касьянов В. А. Физика, 11 класс. Углубленный уровень. Учебник /М., Дрофа, 2017, с. 463.
3. Технический паспорт установки для изучения газовых спектров ST-CAR (Spectrum Tube Carousel Power Supply).
Горбачёва Марина Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Гроздева Ирина
Спицына Любовь Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Гроздева Ирина
Елена Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Елена Владимировна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Спицына Любовь Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна