Статья на тему «Воспитание коммуникативной компетенции младших школьников»
«Воспитание коммуникативной компетенции младших школьников»
«Воспитание не только должно развивать разум человека и давать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь не может быть ни достойной, ни счастливой». К.Д. Ушинский.
В психологическом аспекте воспитание – это процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды, в том числе специально организованной целенаправленной деятельности родителей и педагогов.
В широком педагогическом смысле под воспитанием понимают – специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемых в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающих весь учебно-воспитательный процесс.
Как сказал Иммануил Кант: «Человек может стать человеком, только благодаря воспитанию».
Основной задачей системы начального образования является подготовка младших школьников к жизни в обществе, наделение их необходимыми знаниями и коммуникативными навыками. Следовательно, педагогам и родителям необходимо рассматривать формирование коммуникативной компетенции школьников как основу для успешной социальной активности.
Под коммуникативной компетенцией понимают сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другим. К таким навыкам относят: грамотность речи, владение ораторским искусством и способность наладить контакт с разными типами людей. Также важно помнить, что все это возможно при владении определенными знаниями, умениями и навыками.
Школа - это стартовое место для развития коммуникативной компетенции. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками из-за особой чувствительности к языковым явлениям, представляющим интерес для понимания опыта речи, коммуникации. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика является актуальной проблемой в учебном процессе начальной школы.
Воспитание коммуникативной компетенции позволяет школьникам чувствовать себя более уверенными. Ведь общение – это основа взаимодействия между людьми. Поэтому её формирование – первостепенная задача в сфере обучения.
Известный французский писатель как-то сказал: «Единственная настоящая роскошь – роскошь человеческого общения». И ведь на самом деле, самая большая роскошь – это умение правильно общаться. А правильно это делать младший школьник научится только с помощью старших (родителей или учителя).
Жизнь человечества невозможна вне коммуникативной деятельности. Мы постоянно запрашиваем, храним и передаем информацию, независимо от возраста, пола, образования, территориальной и национальной принадлежности, социального положения и многих других показателей, характеризующих личность человека.
В настоящее время большую роль играет способность людей взаимодействовать между собой – именно от этого зависит продуктивность работы, качество взаимоотношений. Главным компонентом благополучного речевого общения на личностном уровне служит сформированная, коммуникативная компетенция. «Наличие у человека коммуникативной компетенции позволяет ему взаимодействовать с другими людьми в бытовой, учебной, производственной, культурной и других сферах жизнедеятельности, используя, различные знаковые системы» [10, c. 147]. Термин «коммуникативная компетенция» был введён американским антрополингвистом Д. Хаймсом, думавшим, что высказыванию принадлежат свои правила, от которых зависят правила грамматики, и запоминание которых обеспечивает возможность пользоваться языком в процессе коммуникации.
Каждое общение – это, в основном, коммуникация, т.е. передача информации, важной для участников общения.
Опираясь на принятую в социальной психологии систему общения, которая включает персептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты, то можно рассматривать коммуникативную компетенцию, как составляющую общения [20, c. 36]. Таким образом, коммуникативный процесс рассматривается как «информационный процесс между людьми как активными субъектами, с учётом отношений между партнерами» [9, c. 32-33]. Из этого следует «узкое» понятие «коммуникация». Часто, «коммуникацию» представляют как синоним общения.
Русский писатель А.Б. Добровский, рассматривает коммуникативную компетенцию, как готовность к постоянному контакту. Всё это объясняется им с позиции сознания и мышления. Мыслящий человек живет в режиме диалога, при этом он обязан учитывать изменчивую ситуацию в соответствии с интуитивными ожиданиями, а также с ожиданиями своего партнера [1, c. 9].
Признаки коммуникативной компетенции:
точная и быстрая ориентировка во взаимодействии;
желание понять друг друга в контексте конкретной ситуации;
уклон в контакте не только на дело, но и на партнёра;
уверенность в себе, адекватно включённая в ситуации;
владение ситуациями, стремление проявить инициативу;
удовлетворённость в общении и снижение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;
навык эффективного общения в разных статусно-ролевых позициях.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования второго поколения определяет коммуникативную компетенцию, как умение ставить и решать задачи определённого коммуникативного типа: находить цели коммуникации, учитывать способы и намерения коммуникации партнера, оценивать ситуацию, быть готовым к изменениям собственного речевого поведения. Первейшим компонентом коммуникативной компетенции является навык установления и поддержки необходимых контактов с другими людьми, удовлетворительное владение конкретными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами этикета, вежливости и др.) [20, c. 16-17].
Оптимальный период прогрессивного обучения социальному поведению, усвоению коммуникативных и речевых умений, искусству общения между детьми разного пола, способов различения социальных ситуаций – младший школьный возраст.
С поступлением в школу, ребёнок обнаруживает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. Появляются новые обязанности, вызванные учебной деятельностью. Родственники, учителя и посторонние люди общаются с ребёнком, как с взявшим на себя ответственность учиться, взрослым человеком. В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин отмечают, что ребёнок в начальной школе осваивает специальные психические и психофизические действия, физкультуру, чтение, ручной труд, рисование и различные другие виды учебной деятельности. На основе этого, при плодотворных условиях обучения и удовлетворительном уровне умственного развития ребёнка, появляются предпосылки к теоретическому мышлению и сознанию.
У младших школьников, достаточно хорошо развиты рефлексивные способности: мотив «Я хочу» долго уступает мотиву «Я». Кроме усвоения специальных умственных действий, ученик под руководством учителя, приступает к овладению содержанием основных форм человеческого сознания (искусства, морали, науки и др.) и учится поступать в соответствии с новыми социальными ожиданиями людей и их традициями [5, c. 123].
Школа предъявляет ребёнку массу новых требований в отношении речевого развития: отвечая на уроке, речь должна быть краткой, чёткой по мысли, грамотной, выразительной; речевые построения при общении должны быть согласованы со сложившимися в культуре ожиданиями, и именно всё это имеет существенное значение, для развития коммуникативных способностей.
Ребёнку необходимо брать на себя ответственность, за свою речь и правильную её организацию, для того чтобы установить отношения со сверстниками и учителем. Таким образом, формирование коммуникативных способностей ребёнка возникает на основе владения языковыми средствами: способностью легко выражать свои мысли средствами речи, использовать при этом предложения разного типа, соблюдать логику передаваемой информации, так как главным фактором образования коммуникативной деятельности является умения и потребность пользоваться средствами языка в речевой практике. Как у ребенка, так и у взрослого человека, речь является специфической формой человеческого сознания и вместе с этим её наглядным выразителем. Из того, как ребёнок говорит в диалоге свободного общения (т.е. рассказывает о поразивших его явлениях, событиях, отвечает на вопросы), можно составить представление о том, как он воспринимает и осмысливает окружающий его мир, думает [17, c. 30-34].
Именно в младшем школьном возрасте возникает перестройка отношений с людьми. Индивидуальное поведение возникает именно в коллективной жизни. Две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок - дети» взаимодействуют между собой через иерархические связи.
Занимаясь исследованием этой сферы детской психики, В.С. Мухина выделяет, что в сфере « ребёнок – взрослый» и «ребенок – родители», обнаруживаются новые отношения «ребенок-учитель», повышающие для ребенка уровень общественных требований к его поведению. Нормативные требования в учителе для ученика, воплощаются с большей определенностью, чем в семье, так как в условиях первичного общения сложно выделить себя и дать оценку характеру своего поведения. Предъявляя требования к ученику, учитель может оценить его поведение к стандартизации в системе социального пространства. Дети в начальной школе принимают новые условия, представляемые учителем, и неукоснительно следуют правилам. Фигурой для ребенка становится учитель, определяющий его психологическое состояние не только на уроке и в классе, но и в общении с одноклассниками и членами семьи.
Для того чтобы социальная адаптация младших школьников прошла успешно, необходимо сформировать такие личностные качества, как эмпатичность, доброжелательность и контактность. Под контактностью мы понимаем возможность детей вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Всё это проявляется в способности не бояться первым начать общение с незнакомыми детьми, с учителем, применяя при этом правила этикета; быть активным в беседе; начинать совместную деятельность со сверстниками (познавательную, игровую, трудовую и т.д.) и проявлять в ней творчество и инициативу.
Первым компонентом коммуникативной компетенции младших школьников является интеллектуально-познавательный компонент, имеющий познавательный и интеллектуальный критерии. Мы знаем, что коммуникативная компетенция – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности.
Второй компонент коммуникативной компетенции младших школьников личностно-смысловой, включающий в себя характерологические и личностные особенности ученика и эмоциональное любопытство к процессу взаимодействия.
Потребность договориться друг с другом, заранее спланировать свою деятельность, возникает у учащихся в процессе коммуникации, поэтому третьим компонентом коммуникативной компетенции младших школьников является деятельностный компонент, который включает в себя организационные, исполнительские и мотивационные особенности школьника. Главным компонентом деятельности служит мотивация, определяющая интерес к непосредственному общению.
В образовательном процессе, коммуникативная компетенция рассматривается как условие благополучия и эффективности ученика на сегодняшний момент, а так же как необходимый ресурс благополучия и эффективности его взрослой жизни.
Коммуникативная компетенция включает в себя:
- чтение;
- слушание;
- говорение;
- понимание информации;
- письмо.
Мы знаем, что большую часть времени на уроке занимает речь учителя. Всё это тем или иным образом связано с причинами объективного характера (трудности содержания программы, сокращение количества часов). Но имеются причины, относящиеся к неумению правильно распределять время урока, верно, выбрать методы и формы работы, позволяющие развиваться учащимся. Именно это создаёт незаинтересованность и пассивность в работе, приводит к агрессивному поведению и убивает речь учащихся.
Социокультурный контекст обучения технологии в России, значительно поменялся в начале нового века. Существенно изменилась их самообразовательная и образовательная функция в школе, тем самым увеличивая мотивацию в изучении предмета. Таким образом, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования были выделены главные результаты: личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: « Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Учащиеся получают всё это путём активного и сознательного накопления социального опыта [12, c. 112].
Задачи нового характера планируют изменения в условиях к определению новых подходов в содержании материала, уровню владения технологией. Программа школьного курса определяется целями и задачами коммуникации на всех этапах обучения. В данном курсе обучение направляется на формирование социокультурной образованности школьников и их коммуникативной культуры, именно это даёт им возможность быть равными в учебно-профессиональной, культурной и бытовой сфере.
Задачей учителя для развития коммуникативной компетенции, является создание таких условий, которые соответствуют высокому уровню общения, при которых школьники получают умения и навыки. Способности к общению содержат в себе:
стремление вступать в контакт с другими людьми;
знание правил и норм, которыми нужно пользоваться при общении с окружающими;
способность организовать общение, которая включает в себя умение слушать собеседника, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации, умение эмоционально сопереживать.
В любой сфере жизнедеятельности, компетенция и грамотность в общении является главным фактором успеха. Если у школьника отсутствуют элементарные навыки общения, это может привести к множеству конфликтов не только в школьном коллективе, но и в дальнейшей жизни. Для того чтобы быть успешным в общении, школьнику нужно быть более активным, компетентным в социальном плане, хорошо ориентироваться в социальной действительности, уметь управлять характером общения.
Все мы знаем, что всё чему учится человек, он использует на протяжении всей своей жизни. Из этого следует, что учителю необходимо готовить учащихся к процессу общения уже в условиях, созданных в классе.
Воспитывать коммуникативную компетенцию можно с помощью следующих приёмов:
- использовать различные игровые задания, к примеру: можно взять «Шляпу Мудрости», как предмет передачи от ученика к ученику. В момент передачи, каждый ребенок должен сказать одно слово, которое ассоциируется у него с новой темой урока;
- творческие задания, цель которых развить воображение детей. К примеру, позволить им сочинить сказку к теме урока, составить рассказ от имени предмета неживой природы: «Жизнь иглы портного» и т.д.
- дать ученикам возможность быть «контролёрами» ошибок в ответах других;
- проводить экскурсии в различные творческие мастерские, краеведческие музеи, музеи искусства, где несколько учеников играют роль экскурсоводов;
- проведение интервью, создание вопросов и презентации для него.
Для удаления агрессии были разработаны следующие рекомендации:
Самое главное, нужно провести беседу с родителями, выяснить, как ведёт себя данный ребенок дома.
Если агрессия проявляется не в значительных вещах, то можно не обращать на неё внимание.
Можно дать школьнику какое-нибудь поручение, таким образом, отвлекая его.
Когда ученик ведет себя агрессивно, нужно постараться вести себя спокойно, не повышать на него голос.
Таким образом, каждый педагог должен знать, что работа по воспитанию коммуникативной компетенции и удалению агрессии, должна осуществляться в системе уроков и внеклассных мероприятий. Успешность этой работы будет осуществляться от того, насколько точно и верно были использованы различные приёмы и методы, которые воздействовали на учащихся. На разных школьников воспитание оказывает различное влияние, всё будет зависеть от факторов окружающей среды и личности самого школьника.
Список используемой литературы:
Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.М. Алифанова. – Волгоград : Дис.кан.пед.наук, 2008.- 15 с.
Баранов Г. Н. Развитие речи в школе / Г. Н. Баранов. – М. : Проспект, 2008. – 435 с.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. – М. : Инфра-М, 2008.-272 с.
Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников / Л.Н. Булыгина. – НТГСПА, 2010.-177 с.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев.- М. : Просвещение, 2011.-233 с.
Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности/ Л.В. Епишина // Начальная школа. - 2008. №11- 32-33 с.
Зимняя И.А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные задачи / И.А. Зимняя. – М. : Речь,2009.-244 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М. : Просвещение,- 2009.- 43 с.