12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Леся Петровна Бакун161 город Омск.
Образование - высшее педагогическое (музыка, история, логопедия).
БОУ "Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным изучением отдельных предметов" - учитель-логопед.
Совмещение с работой в центрах раннего развтития
Опыт работы -5 лет. Россия, Омская обл., Омск Материал размещён в группе «Особое обучение» |
Об особенностях работы с гласными звуками у детей с ламбдацизмом и параламбдацизмом
Светлой памяти
педагога, хормейстера
студии «Школьные годы» г. Омска
Платоновой Ольги Анатольевны
Об особенностях работы с гласными звуками
у детей с ламбдацизмом и параламбдацизмом
В статье не ставится задача пересказа уже сложившихся в логопедической практике эффективных приемов постановки, автоматизации и дифференциации звуков [Л] и [ЛЬ] при ламбдацизме и параламбдацизме у детей. Имея небольшой временной (4 года), но вместе с тем интенсивный опыт логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, автор обращает внимание читателей на часто встречающиеся случаи нарушения звукопроизношения гласных второго ряда, особенно - Е, Ё, Ю, а также согласного Й, - сопутствующих неправильному произношению Л, ЛЬ.
Бесспорен факт, что основной причиной акустической и артикуляционно-акустической дисграфии учеников начальных классов является отсутствие у них навыков слуховой дифференциации проблемных звуков, и как следствие – смешивание данных звуков не только в речи, но и на письме. Этап акустической дифференциации необходим до начала обучения в школе, но, к сожалению, не все родители задумываются о последствиях нарушения звукопроизношения своих детей и своевременном обращении к логопеду, что и приводит к негативным результатам обучения. Несколько примеров из практики на школьном логопункте. В работе с детьми с ламбдацизмом и параламбдацизмом не раз приходилось встречать вот такие примеры написания в словарных диктантах: вместо слова ЕЛЬ – ЛЕЙ, вместо слова ЮЛА – ЛЮРА, ЛЮЙА, вместо слова ЁЛКА – ЛЁРКА, вместо ТАЕТ - ТАВЕТ и т.п. А на этапе автоматизации Л, ЛЬ и дифференциации с Й, Р, школьникам с трудом удается верное произношение слов типа: ЛЕЙ (получается ЛЕЛЬ) или ЮЛЬКА (получается ЛЮЛЬКА), ВЕЕР (получается ВЕЛЕР), УЛЕЙ (получается УЛЕЛЕЛЬ), ВЕСНА (получается ЛЕСНА) и др. Подобное искажение звукопроизношения гласных не всегда замечают логопеды, занимающиеся постановкой звуков Л, ЛЬ у дошкольников вследствие того, что от последних не требуется навыка написания слов. Напротив, у младших школьников подобное нарушение обнаруживается очень часто. Интересен также факт, что дети с нарушениями звукопроизношения Л, ЛЬ нередко не слышат гласные Е, Ё, Ю, Й в слогах и словах различного типа, и как следствие, не справляются со звуко-буквенным анализом, т.е. не соотносят данные звуки с буквами.
Исходя из этого, в собственной практике на начальном этапе использую приемы уточнения и коррекции звукопроизношения Е, Ё, Ю, Й, ЛЬ и у дошкольников, и у обучающихся начальных классов.
Музыкальное образование (первое профессиональное образование – музыкальный руководитель, учитель музыки, а также увлеченность хоровоым пением в школьном возрасте) способствовало выбору приема пропевания гласных. С особой теплотой вспоминается детство и любовь к занятиям в хоре в музыкальной студии «Школьные годы» под руководством замечательного детского хормейстера Платоновой Ольги Анатольевны (70-е годы XX в.). Утрачены, к сожалению, в современном мире «прививки» правильного звукопроизношения, дыхания, дикции, лексических и грамматических норм, которыми так щедро исцеляли детей в системе дополнительного музыкального воспитания советской школы. …
Именно сейчас понимаю, что и в моем детстве были частые случаи логопедических нарушений (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), дизартрические нарушения, проявляющиеся прежде всего тихим голосом, прерывистым слабым дыханием и пр. И как со всеми этими проблемами профессионально справлялись педагоги, применяя методы музыкального воспитания, в частности, пропевание гласных.
И сегодня все дети без исключения любят петь и с радостью воспринимают, когда на логопедическом занятии используется прием пропевания гласных на едином выдохе, под фонограмму или живое музыкальное сопровождение, даже на незамысловатом металлофоне. С удовольствием дошкольники и школьники разучивают распевки, небольшие попевки с движением на речевом материале с гласными. А ведь радостный отклик детей – это основное условие и наиважнейшая предпосылка успешной коррекционной работы логопеда.
Итак, исходя из вышеизложенного, выстраиваю коррекционную работу по алгоритму:
1. Уточнение звукопроизношения Е, Ё, Ю, И, Й, Ль.
2. Объяснение артикуляционного уклада и показ звукопроизношения изолированно.
3. Совместное с ребенком пропевание Е, Ё, Ю, И и звукоизвлечение Й, Ль в медленноим темпе (следить за правильным артикуляционным укладом).
4. Совместное с ребенком пропевание Е, Ё, Ю, И в медленноим темпе в слогах типа: Е-Л, Ё-Л, Ю-Л, И-Л; Е-ЛЬ, Ё-ЛЬ, Ю-ЛЬ, И-ЛЬ.
5. Дифференциация Й-Ль в односложных словах типа: БОЛЬ-БОЙ.
6. Написание и соотнесение букв и звуков изолированно, в слогах, в односложных словах.
7. Придумывание небольших попевок в сочетании ОЙ-ЕЙ-ЁЙ-ЕЛЬ-ЮЛЬ и т.п.