12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Леся Петровна Бакун161
город Омск. Образование - высшее педагогическое (музыка, история, логопедия). БОУ "Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным изучением отдельных предметов" - учитель-логопед. Совмещение с работой в центрах раннего развтития Опыт работы -5 лет.
Россия, Омская обл., Омск
Материал размещён в группе «Особое обучение»
3

Об особенностях работы с гласными звуками у детей с ламбдацизмом и параламбдацизмом

Светлой памяти

педагога, хормейстера

студии «Школьные годы» г. Омска

Платоновой Ольги Анатольевны


Об особенностях работы с гласными звуками

у детей с ламбдацизмом и параламбдацизмом


В статье не ставится задача пересказа уже сложившихся в логопедической практике эффективных приемов постановки, автоматизации и дифференциации звуков [Л] и [ЛЬ] при ламбдацизме и параламбдацизме у детей. Имея небольшой временной (4 года), но вместе с тем интенсивный опыт логопедической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, автор обращает внимание читателей на часто встречающиеся случаи нарушения звукопроизношения гласных второго ряда, особенно - Е, Ё, Ю, а также согласного Й, - сопутствующих неправильному произношению Л, ЛЬ.

Бесспорен факт, что основной причиной акустической и артикуляционно-акустической дисграфии учеников начальных классов является отсутствие у них навыков слуховой дифференциации проблемных звуков, и как следствие – смешивание данных звуков не только в речи, но и на письме. Этап акустической дифференциации необходим до начала обучения в школе, но, к сожалению, не все родители задумываются о последствиях нарушения звукопроизношения своих детей и своевременном обращении к логопеду, что и приводит к негативным результатам обучения. Несколько примеров из практики на школьном логопункте. В работе с детьми с ламбдацизмом и параламбдацизмом не раз приходилось встречать вот такие примеры написания в словарных диктантах: вместо слова ЕЛЬ – ЛЕЙ, вместо слова ЮЛА – ЛЮРА, ЛЮЙА, вместо слова ЁЛКА – ЛЁРКА, вместо ТАЕТ - ТАВЕТ и т.п. А на этапе автоматизации Л, ЛЬ и дифференциации с Й, Р, школьникам с трудом удается верное произношение слов типа: ЛЕЙ (получается ЛЕЛЬ) или ЮЛЬКА (получается ЛЮЛЬКА), ВЕЕР (получается ВЕЛЕР), УЛЕЙ (получается УЛЕЛЕЛЬ), ВЕСНА (получается ЛЕСНА) и др. Подобное искажение звукопроизношения гласных не всегда замечают логопеды, занимающиеся постановкой звуков Л, ЛЬ у дошкольников вследствие того, что от последних не требуется навыка написания слов. Напротив, у младших школьников подобное нарушение обнаруживается очень часто. Интересен также факт, что дети с нарушениями звукопроизношения Л, ЛЬ нередко не слышат гласные Е, Ё, Ю, Й в слогах и словах различного типа, и как следствие, не справляются со звуко-буквенным анализом, т.е. не соотносят данные звуки с буквами.

Исходя из этого, в собственной практике на начальном этапе использую приемы уточнения и коррекции звукопроизношения Е, Ё, Ю, Й, ЛЬ и у дошкольников, и у обучающихся начальных классов.

Музыкальное образование (первое профессиональное образование – музыкальный руководитель, учитель музыки, а также увлеченность хоровоым пением в школьном возрасте) способствовало выбору приема пропевания гласных. С особой теплотой вспоминается детство и любовь к занятиям в хоре в музыкальной студии «Школьные годы» под руководством замечательного детского хормейстера Платоновой Ольги Анатольевны (70-е годы XX в.). Утрачены, к сожалению, в современном мире «прививки» правильного звукопроизношения, дыхания, дикции, лексических и грамматических норм, которыми так щедро исцеляли детей в системе дополнительного музыкального воспитания советской школы. …

Получив педагогическое образование, и уже в зрелом возрасте, пройдя переподготовку в области логопедии, постоянно делюсь теми навыками, которые были сформированы еще в детстве. Педагогические знания и опыт позволяют выделить приемы хормейстеров, которые очень необходимы в работе логопедам. Так, например, только став логопедом, намного ярче и понятнее вспоминаются случаи дефектов звукопроизношения у детей, моих сверстников, которые занимались в хоре, и как на глазах происходили чудеса: у начинающих петь детей, еле открывающих рот, с тихими и "задавленными" голосами, с «кашей» во рту происходили перевоплощения в талантливых солистов и конкурентный состав исполнителей разнообразного по сложности и стилям репертуара. Именно в хоре нас учили правильно сидеть (прямая спина, ноги в «позе кучера»), правильно стоять (подтянутый корпус), формировался речевой вдох и выдох; огромное значение уделялось дикции, фразовому пению на диафрагмальном дыхании, выразительности интонации, динамике, эмоциональному исполнению. Особенно мне нравился этап распевания, который был обязательным в начале каждого занятия. Хормейстер Ольга Анатольевна очень терпеливо, настойчиво и системно формировала у каждого из нас звукопроизношение именно гласных, объясняя артикуляционный уклад  А, О, У и других «красных» звуков. Помимо пения нас приучали много слушать музыки высокого качества исполнения, анализировать собственное и пение других хористов. Этот навык сформировал способность слышать едва уловимые нюансы звукопроизношения, что помогает мне в логопедической практике выделять проблемные зоны в речи ребенка.

Именно сейчас понимаю, что и в моем детстве были частые случаи логопедических нарушений (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), дизартрические нарушения, проявляющиеся прежде всего тихим голосом, прерывистым слабым дыханием и пр. И как со всеми этими проблемами профессионально справлялись педагоги, применяя методы музыкального воспитания, в частности, пропевание гласных.

И сегодня все дети без исключения любят петь и с радостью воспринимают, когда на логопедическом занятии используется прием пропевания гласных на едином выдохе, под фонограмму или живое музыкальное сопровождение, даже на незамысловатом металлофоне. С удовольствием дошкольники и школьники разучивают распевки, небольшие попевки с движением на речевом материале с гласными. А ведь радостный отклик детей – это основное условие и наиважнейшая предпосылка успешной коррекционной работы логопеда.

Итак, исходя из вышеизложенного, выстраиваю коррекционную работу по алгоритму:

1. Уточнение звукопроизношения Е, Ё, Ю, И, Й, Ль.

2. Объяснение артикуляционного уклада и показ звукопроизношения изолированно.

3. Совместное с ребенком пропевание Е, Ё, Ю, И и звукоизвлечение Й, Ль в медленноим темпе (следить за правильным артикуляционным укладом).

4. Совместное с ребенком пропевание Е, Ё, Ю, И в медленноим темпе в слогах типа:  Е-Л, Ё-Л, Ю-Л, И-Л; Е-ЛЬ, Ё-ЛЬ, Ю-ЛЬ, И-ЛЬ.

5. Дифференциация Й-Ль в односложных словах типа: БОЛЬ-БОЙ.

6. Написание и соотнесение букв и звуков изолированно, в слогах, в односложных словах.

7. Придумывание небольших попевок в сочетании ОЙ-ЕЙ-ЁЙ-ЕЛЬ-ЮЛЬ и т.п. 





Опубликовано в группе «Особое обучение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.