Доклад «Объективность оценки и качества знаний учащихся на современном этапе развития образования»

3
0
Материал опубликован 4 December 2022

Педсовет

«Объективность оценки и качества знаний учащихся

на современном этапе развития образования»

ЦЕЛЬ: определить сущность видов оценивания и учиться навыкам разработки критериев успеха для  улучшения обучения, достичь понимания таких понятий как самооценивание, взаимооценивание и критериальное оценивание, оказать важность этих видов оценивания в учебном процессе, их объективности.

Приветствие

«В педагогическом мастерстве учителей сердцевину образует

их способность оценивать прогресс учеников».

Майкл Барбер 

(профессор ВШЭ г. Москва

и Высшей педагогической школы Гарвардского университета).

Разминка  «Выбери меня» 

Скоро весна, мы все снимем сапоги и ботинки, начнем переобуваться. У каждого учителя на столе картинки с изображением мужской и женской обуви, участникам необходимо выбрать только одну пару, оценить свой выбор по пятибалльной шкале, передать картинку с изображением обуви соседу по парте для выставления им оценки. Забрать картинки обратно.

Обсуждение:

1. Легко ли было сделать выбор. Если нет, то почему?

2. По какому принципу выбирали обувь?

3. Согласны ли вы с оценкой соседа?

4. Отличались ли ваша оценка и оценка соседа?

5. Легко ли было оценивать?

6. Какие виды оценивания вы использовали? (Самооценка, взаимооценка, оценка по критериям).

Вывод:

Вначале  вы  самооценили себя, оценили друг друга, а потом  оценили свои  работы по своим критериям. Оценки отличаются друг от друга, так как при самооценивании  вы были самокритичны и поставили низкую оценку (?),  легче всего  было бы оценить по критериям, она была бы более объективной. Как легче оценивать?

Бывают ли ситуации на уроке, когда вы сомневались, какую отметку поставить ученику?

ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=X3YSh7MCyOc&t=142s (время 0.25-3.42)


Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе

Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.

Эта цель в первую очередь связана с определением качества усвоения обучающимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой по предмету.

Во-вторых, конкретизация основной цели контроля связана с обучением учеников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле.

В-третьих, эта цель предполагает воспитание у обучающихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.

Оценивание

Очень часто от родителей учащихся мы можем услышать: «Моему ребенку поставили не ту оценку! Мой ребенок учится лучше, у него не может быть тройки!» Почему-то многие считают, что оценивать качество знаний учащихся очень просто. И даже любой из родителей, прослушав, как отвечает ребенок, может объективно оценить его.

Со стороны кажется, что ничего сложного в этом нет. Ведь есть школьная программа, в которой четко расписано: что, в каком объеме должен знать и уметь ученик. Также есть планирование учителя, в котором подробно указано, чему на каждом уроке должен научиться ученик, что он должен узнать и уяснить. Никто из них не задумывается над тем, как же определить, усвоил ученик знания полностью или не в полном объеме? Научился он чему-нибудь или нет. Может, он все знает, но сегодня у него болит голова или зуб, поэтому он не может раскрыть свои возможности в полном объеме. Или вопрос задан так, что даже сам автор вопроса не смог бы ответить на него.

Оценивание знаний учащихся — это все же сложнейшая педагогическая проблема.

Оценки и отметки — это та тема, которую учителя готовы обсуждать бесконечно. Потому что школьная отметка — это не только результат работы ученика. В ней соединяются характер, настроение, личные качества педагога, его отношение к ученику, стиль работы учителя. Без оценивания работы ученика не возможен никакой процесс усвоения. Оно оказывает большое влияние на учащихся, на его отношение к предмету, учителю, школе и окружающему миру в целом. Поэтому к процессу оценивания качества знаний учащихся предъявляются достаточно серьезные требования. Анализ многочисленных исследований по данной проблеме приводит к выводу, что основным требованием к качеству оценивания является его объективность. Что же подразумевается под понятием «объективность оценивания»?

Проблемы при оценивании:

Недостаточная разработанность критериев и методов оценивания. За последнее время достаточно часто менялись и учебные программы, вводились новые стандарты образования, но четких критериев оценивания, которые бы отвечали всем современным требованиям, так и не появилось. При проверке качества освоения темы, курса или его отдельных частей учитель ориентируется на свое понимание и интуицию: сколько вопросов задать, в какой последовательности, какие важны, а какие второстепенны.

Игнорирование учителем условий работы в классе. Каждый классный коллектив имеет свои особенности, направленность и специфику поведения. Это все должно учитываться при отборе заданий для проверки качества знаний учащихся.

Субъективизм учителя по отношению к учащимся: деление учеников на группы «слабые» и «сильные», завышение или занижение оценок, личное отношение к ученику.

Оценивание может быть только критериальным.

Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

Оценивать можно только то, чему учат!!

Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Различают две формы критериального оценивания:

Формативная

Суммативная.

Обе формы оценивания актуальны и необходимы в современной системе образования. 

Под формативным оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель – ученик.

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижений образовательных результатов, т. е. на дальнейшее обучение и развитие.

Целью суммативного оценивания обучения является суммирование всего объема материала, изученного учеником на конкретный момент.

Если формативное оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей, то суммативное оценивание осуществляется, как правило, внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. При формирующем оценивании, шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей, при суммативном оценивании используется общепринятая государственная шкала оценивания.

Требования к оцениванию знаний обучающихся:

1.Объективность оценивания.

2.Самоконтроль и самооценка учащимися своей деятельности.

3.Систематичность и регулярность контроля знаний.

4.Обоснованное (с комментариями) выставление оценок.

5.Проверка всех знаний учащихся, определенных программой.

6.Оценивание всех учащихся.

7.Индивидуальный подход.

8.Использование разнообразных форм и методов контроля.

Результаты анкетирования

Правила оценки:

Оценку даём сначала в форме развёрнутого суждения, а затем называем её.

Оцениваем не ребёнка, а его деятельность.

Ученика сравниваем только с ним самим.

Оцениваем результаты учебной деятельности учеников на основе индивидуального и дифференцированного подходов.

Создавая ситуацию успеха для конкретного ученика, необходимо учитывать его интересы, увлечения, способности.

Не допускаем отсутствия оценки со стороны учителя.


Выводы

Таким образом, из выше казанного можно сделать выводы, что:

 ​​​​​​​Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения.

Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание.

Формативное оценивание и преподавание неразделимы.

От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом.

«Отсутствие оценки для ребенка несравненно большая беда, чем двойка». В.А.Сухомлинский.


Проект решения педагогического совета

 1. Считать приоритетным объективность оценивания при осуществлении контроля знаний учащихся (Постоянно).

2. Посещать уроки в рамках внутришкольного контроля на предмет использования разнообразных форм контроля и объективности выставления оценки (В течение учебного года).

3. Запланировать проведение классно-обобщающего контроля в классах с низким уровнем качества знаний и умений. 

4. Рассмотреть на заседаниях школьных методических объединений критерии оценивания достижений учащихся по предметам (По графику работы ШМО).

5. Продолжить применение эффективных методов и форм контроля знаний и умений обуч ающихся  (В течение учебного года).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.