Урок внеклассного чтения в 10 классе «Обещание Дома»

4
0
Материал опубликован 8 February 2021


Урок внеклассного чтения в 10 классе

Тема урока : «Обещание Дома»

Эпиграф урока: « Человек-то мал, а дом его — мир».
Варрон Марк Теренций

Цель:

Воспитание: развитие духовно-нравственной личности с высоким самопознанием и гражданской позицией.

Развитие: культура читательского восприятия художественного текста, понимание проблемы текста и позиции автора.

Освоение текстов художественного произведения в единстве содержания и формы.

Совершенствование навыков анализа текста, интерпретации литературного произведения.

Тип урока: практикум

Форма проведения: проблемная дискуссия.

Ход урока:

Слово учителя: Однажды было сказано со всей силой поэтической страсти: «Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты! Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта - нет! Покоя – нет!», - всё равно поэты в уюты возвращаются. Всё, даже блудные дети, мечтающие о лютой стуже бездомья и свободы. Потому что ничего главнее дома на свете нет и не бывает.

(Сообщение темы и цели урока, учитель обращает внимание на раздаточный материал, поясняет цель его использования)

Искусство вообще и литература в частности хорошо об этом знают. Тема дома и бездомья, дома и дороги, дома и мира, дома и Дома – из разряды вечных. Меняются страны и эпохи, одежды и песни, самые формы жилищ – но тяга человека к теплу очага, защищённому личному пространству, к малому космосу семьи неистребима. И это хорошо. Сегодня мы вспомним с вами любимые произведения литературы, которые оставили наиболее значимый след в нашей читательской памяти и проанализируем отрывки, которые связаны именно с домом.

Итак, к каждому дому есть определённая дорога. Мы в начале нашего пути! Перенесёмся в пятый класс. Одно из самых пронзительных произведений – повесть И.С. Тургенева «Муму».

- Вспомните сюжет, назовите героев произведения?

- Прочитайте отрывок из произведения и объясните, почему именно такое описание каморки (в данном случае дома Герасима) даёт автор? ( автор подчёркивает силу Герасима, в то же время даёт нам понять, что оторванный от собственного дома герой теперь живёт именно в каморке).

-Вспомните, какую же проблему автор поднимает в данном произведении? ( проблема ответственности за тех, кого мы приручили)

-Наша дорога подходит ещё к одному великолепному произведению. А.С. Пушкин «Станционный смотритель».

- Что вы можете сказать о героях данного произведения? ( Самсон Вырин очень любит свою дочь Дуню, но гусар Минский забирает у смотрителя самое дорогое, что есть в жизни)

- Прочитайте описание дома смотрителя, как автор сумел передать трагедию этой семьи? (Автор использует описание картинок с историей о блудном сыне)

-Чем же библейская история о блудном сыне отличается от истории смотрителя и Дуни? ( блудный сын возвращается к отцу и успевает попросить прощение, а Дуня приходит слишком поздно: отец умирает)

- Какую основную проблему ставит автор в произведении ( Взаимоотношение отцов и детей)

- Мы переходим к следующему дому – дому казака Тараса Бульбы. Прочитайте описание дома, как детали, выписанные Н.В.Гоголем, характеризуют обитателей? (Детали ярко показывают, что здесь живёт настоящий воин: венецианские, турецкие, черкесские вещи зашли сюда разными путями.)

- Вспомните сюжет произведения. Какие проблемы поднимает автор данного текста. ( Проблема предательства: Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.)

Проблема нравственного падения. Ради любви прекрасной польки Андрий
отрекается от родины, родных, товарищей, добровольно переходит на сторону врага. Эта измена усугубилась ещё и тем, что он понесся в бой против своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог его нравственного падения.

Проблема дружбы и товарищества. Тарас Бульба,
центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, выше родства по крови, выше всего земного.

- Мы продолжаем наш путь. Век 19, начало, встречаем милую Татьяну. Татьяну в доме Онегина.( читаем описание дома Онегина). Как дом характеризует хозяина ( Татьяна была поражена: здесь жил не легкомысленный повеса, а глубокий, вдумчивый, образованный человек).

-Почему же всё-таки он так поздно полюбил Татьяну? Тогда, когда она уже была замужней дамой? ( Онегин не смог оценить всю глубину чувств Татьяны, её простоту и преданность).

- Какую проблему поднимает автор? (Любви, невозможности счастья, самореализации человека. Жизнь как борьба за счастье. Жизненная драма Евгения Онегина, человека незаурядного, вызвана именно тем, что «труд упорный ему был тошен». Выросший в праздности, он не научился самому главному: терпеливо трудиться, добиваться своей цели, жить ради другого человека. Его жизнь превратилась в безрадостное существование: «без слёз, без жизни, без любви»

- Дом, стены, уют и картины.
Старый уютный диван
Где отдохнешь от рутины
Где отдыхаешь от ран.

Те раны, что жизнь наносит
На трудном тернистом пути.
И пусть тебя где- то носит
Сюда снова должен прийти.

Мы действительно всегда с наслаждением возвращаемся домой, ложимся на уютный диван, отдыхаем от трудных рабочих дней. Но был один герой в литературе, для которого диван был не просто местом для отдыха. Кто же это?

- Прочитайте описание дома Обломова, как детали характеризуют героя?

- Обломов, как и Онегин, не может бороться за своё счастье. Образ Обломова – это образ человека, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить поместье, хотел вырастить детей. Но у него не нашлось сил, чтобы эти мечты воплотились в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами. Хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». Герой романа не пришёл к душевной подлости, а пришёл к душевной деградации. Именно об этом кричат детали в описании дома.

- Ещё один дом, дом, похожий на шкаф, дом, в который не хочется возвращаться – это дом Раскольникова. Прочитайте описание. Расскажите о герое. Как каморка Раскольникова характеризует его поступок. ( Душная и бедная каморка – свидетельство нищеты хозяина. Именно бедность подтолкнула Раскольникова на злостный поступок)

- Какие проблемы поднимает автор в произведении? (Проблема соотношения цели и средств её осуществления. Нельзя идти к цели любыми средствами. Проблема милосердия, проблема пьянства. Мармеладова
пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим пороком. Кстати, именно этот герой произносит фразу «Когда некуда идти». Нет дома! Без дома человек не может жить, он нравственно деградирует, или идёт на преступление (вспомните Дубровского)

- Мы прошли долгую дорогу. Скоро вы вступаете в жизнь, и у вас обязательно должен быть Дом, свой Дом, и немаловажно, чтобы этот дом находился на своей, Родной Земле.

Учитель читает рассказ Тэффи «Городок»

Это был небольшой городок - жителей в нём было тысяч сорок, одна церковь и непомерное количество трактиров.

Через городок протекала речка. В стародавние времена звали речку Секваной, потом Сеной, а когда основался на ней городишко, жители стали называть её "ихняя Невка". Но старое название всё-таки помнили, на что указывает существовавшая поговорка: "живём, как собаки на Сене -- худо!"

Жило население скученно: либо в слободке на Пасях, либо на Ривгоше. Занималось промыслами. Молодёжь большею частью извозом - служила шофёрами. Люди зрелого возраста содержали трактиры или служили в этих трактирах: брюнеты - в качестве цыган и кавказцев, блондины - малороссами.

Женщины шили друг другу платья и делали шляпки. Мужчины делали друг у друга долги.

Кроме мужчин и женщин, население городишки состояло из министров и генералов. Из них только малая часть занималась извозом - большая преимущественно долгами и мемуарами.

Жизнь протекала очень однообразно.

Была в городишке и газета, которую тоже все желали получать даром, но газета крепилась, не давалась и жила.

Общественной жизнью интересовались мало. Собирались больше под лозунгом русского борща, но небольшими группами, потому что все так ненавидели друг друга, что нельзя было соединить двадцать человек, из которых десять не были бы врагами десяти остальных. А если не были, то немедленно делались.

Местоположение городка было очень странное. Окружали его не поля, не леса, не долины, - окружали его улицы самой блестящей столицы мира, с чудесными музеями, галереями, театрами. Но жители городка не сливались и не смешивались с жителями столицы и плодами чужой культуры не пользовались. Даже магазинчики заводили свои. И в музеи и галереи редко кто заглядывал. Некогда, да и к чему - "при нашей бедности такие нежности".

Жители столицы смотрели на них сначала с интересом, изучали их нравы, искусство, быт, как интересовался когда-то культурный мир ацтеками.

Вымирающее племя... Потомки тех великих славных людей, которых... которые... которыми гордится человечество!

Потом интерес погас.

Из них вышли недурные шофёры и вышивальщицы для наших увруаров. Забавны их пляски и любопытна их музыка...

Жители городка говорили на странном арго, в котором, однако, филологи легко находили славянские корни.

Жители городка любили, когда кто-нибудь из их племени оказывался вором, жуликом или предателем. Ещё любили они творог и долгие разговоры по телефону.

Они никогда не смеялись и были очень злы.


- Прочитав рассказ, мы можем сделать вывод: плохо остаться без родного дома и родной земли.

- К уроку у вас было задание, описать свой будущий дом. Каковы же результаты нашей работы? (Выступление психолога. Вывод: «Человек то мал, а дом – его мир» и «Тот дом хорош, где хороши обитатели».
Джордж Герберт
)

- Может быть, самое главное, что даёт литература человеку, - это обещание Дома. Она и сама этим домом становится, огромным, странноприимным домом, в котором каждый нуждающийся и обременённый обязательно найдёт комнатку и для себя. И хотя было сказано однажды со всей силой поэтической страсти: «Уюта нет!» - он есть. Надо только, по совету М.А. Булгакова, задёрнуть кремовые шторы, затеплить лампу под священным абажуром, поставить в вазу знойные розы и сесть в покойное кресло с книжкой в руках…. И вы окажетесь – Дома.


Рабочая тетрадь ученика

Автор, название произведения

Описание дома

Проблемы, поднятые автором в произведении

И.С.Тургенев «Муму»

« Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу, соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, - истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика - стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим , бывало. Поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске»



А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына…Под каждой картинкой прочел я приличные немецкие стихи. Всё это до ныне сохранилось в моей памяти, также как и горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою, и прочие предметы, меня в то время окружавшие.


«Вошед в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение».


Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Светлица была убрана во вкусе того времени…Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах -- сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами, - все это было очень знакомо нашим двум молодцам.



А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

Татьяна взором умиленным

Вокруг себя на всё глядит,

И всё ей кажется бесценным,

Всё душу томную живит

Полумучительной отрадой:

И стол с померкшею лампадой,

И груда книг, и под окном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно сквозь сумрак лунный,

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

Татьяна долго в келье модной

Как очарована стоит.



Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»


«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С—м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К—ну мосту. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок.»



И.А.Гончаров «Обломов»

«Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною... Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них... По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память... Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.