Технологическая карта урока математики в 5 классе «Обыкновенные дроби»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Класс: 5
Предмет: математика
Тема урока: обыкновенные дроби
Дидактическая цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Сравнение, сложение и вычитание дробей.»
Тип урока: урок применения изученного материала
Планируемые результаты.
Предметные: учащиеся имеют представление об обыкновенных дробях, умеют читать и записывать обыкновенные дроби, решать вычислительные примеры на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, распознавать правильные и неправильные дроби; отмечать их на координатном луче и применяют полученные знания для решения задач и уравнений, используя понятия: определение правильной и неправильной дроби,
Метапредметные:
- познавательные УУД: учащиеся умеют самостоятельно планировать путь достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- регулятивные УУД: учащиеся умеют корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией, владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- коммуникативные УУД: учащиеся умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре, находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Личностные: учащиеся готовы и способны к саморазвитию и личностному самоопределению, способны ставить цели и строить жизненные планы, у учеников сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Образовательная цель: способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний
Развивающая цель: развивать и совершенствовать умения применять имеющиеся у учащихся знания в измененной ситуации; развивать логическое мышление обобщить и систематизировать знания по теме
Воспитательная цель: воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения, чувство ответственности, самостоятельность и чувство сопереживания успехам и неудачам товарищам
Педагогические технологии: игровая технология
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Средства обучения: карточки с заданиями (каждому ученику), презентация
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | |||||
| Познавательные | Личностные | Коммуникативные | Регулятивные | |||||
| Организационный | Создаёт благоприятную атмосферу. Включает учащихся в деятельность. | Настраиваются на работу. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Организация своей учебной деятельности | ||||
| Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему и задачи урока; ход урока /Приложение 2/ акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Предлагает проверить домашнее задание | Формулируют тему урока. Определяют цели. /Приложение 1/ Самопроверка домашнего задания по образцу. | Самостоятельное формулирование темы и задач урока. Умеют осознано и произвольно строить умозаключение | Самоопределение Мотивация учения | Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Выбор и принятие целей | Слайд 3-5 | |
| Актуализация знаний | Проводит графический диктант «Верю – не верю» с самопроверкой. /Приложение 3/ | Выполняют предложенные задания, затем их проверяют | Построение логической цепи рассуждения; выдвижение гипотез, обобщение, конкретизация, анализ | Самопознание Формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками | Организовывают совместную деятельность с учителем и сверстниками | Оценивают достигнутый результат. Владеют основами самоконтроля | Слайд 7 | |
| Обобщение и систематизация знаний | Организует работу по применению полученных знаний при решении различных заданий /Приложение 4/ /Приложение 5/ | Выполняют задания и коллективно проверяют | Анализируют условия заданий, устанавливают закономерности и используют их при выполнении заданий | Рефлексия | Взаимопроверка Задают вопросы с целью получения нужной информации | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | Слайд 8-10 | |
| Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | Слайд11 | |||||
| Применение знаний и умений при решении задач и в новой ситуации | Раздаёт карточки и предлагает выполнить задание с карточки. /Приложение 6/ | Выполняют задания с карточки | Работают с учебными моделями, обобщают, делают выводы | Самоопределяются, осознают ответственность за работу группы | Объединяют усилия для решения поставленной задачи, учитывают мнение учащихся группы, вступают в диалог | Проверяют результаты вычислений | Слайд 12-15 | |
| Рефлексия (подведение итогов урока) | Подводит итоги работы класса в целом и отдельных учащихся | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | Осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности | Оценивают собственную учебную деятельность на уроке | Организовывают совместную деятельность с учителем | Оценивают личные достижения и уточняют пробелы в знаниях. | Слайд 16 | |
| Информация о домашнем задании | Организовывает обсуждение домашнего задания. Поясняет выбор творческого (составить задачи на с/х тематику, найти ответ в словаре) домашнего задания. | Записывают задание в дневник | Фиксируют и самостоятельно выбирают домашнее задание | Слайд17 | ||||
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат дробь, магниты, эстафета на листочке
Организационный момент
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Загадка:
Чудо-птица, алый хвост,
Полетела в стаю звезд.
Сегодня у нас необычный урок. Мы будем готовиться к путешествию по звездному небу. На ракете! (закройте глаза представьте это небо)
В полёт на ракете отправляется весь класс, а следить за подготовкой будет центр управления полётом – наши гости. Определим цель нашего урока, нашего «путешествия» (Приложение 1)(учащиеся заполняют таблицу)
| Цели урока | Какую я цель выбрал | Достиг ли я своей цели | 
Мы продолжаем работать с обыкновенными дробями (Слайд 1)
У вас столах «бортовые журналы», (Приложение 2)в которых вам нужно фиксировать свою работу на уроке.
| Знаю! Умею! Я молодец! | Иногда делаю ошибки. | Не получается. | |
Далее учитель сообщает цель урока. (Слайд 2)
Запишем начало нашего путешествия. /уч-ся пишут число и тему урока/
«Подготовка к полёту»/ проверить свою готовность, исправность корабля и устранить все неполадки/
Актуализация знаний
Сначало проверим нашу готовность(Слайд 4)
Проверка домашней работы по образцу. /ОТМЕТИТЬ В БОРТОВОМ ЖУРНАЛЕ/
а) сосчитать сколько треугольников на чертеже, какую часть всей «ракеты» составляет один треугольник. (Слайд 4)
б)  Какую часть «ракеты» закрашена, незакрашена
Какую часть «ракеты» закрашена, незакрашена
Учащиеся называют дробь, называют её числитель и знаменатель и что они означают.
в)(Слайд 5)
Переходим к загрузке корабля (Слайд 6)
Какие из дробей правильные (учащиеся называют правильные дроби, дают определение)
Проверка блока памяти Математический диктант «Да,нет» парная работа /Отметить в бортовом журнале) (Приложение 3) (Слайд 7)
Обобщение и систематизация знаний
Устранение неполадок / сложение дробей сравнение/( Приложение 4) (Слайд 8-9)
Проверка работы процессора/решение задачи/ (Слайд 10)
Физкультминутка. (Слайд 11)
Вращение глазами
 
 
 
Применение знаний и умений при решении задач и в новой ситуации
Пролетая по орбите, космонавт поддерживает связь с Землей, сообщает о своих наблюдениях, отчитывается о работе, получает новые задания.
Проверка работы связи/ Решение уравнений, координаты точки нахождение числа по дроби/( Приложение 5) (Слайд 12-14)
Внештатная ситуация/Сравнительная диаграмма масс планет Солнечной системы (Приложение 6 )(Слайд 15)
Рефлексия (подведение итогов урока) (Слайд 16)
 
Информация о домашнем задании
 
Слайд 17
 
Все начинается со школьного звонка:
Дорога к звездам!
Тайны океана! 
Все это будет, поздно или рано.
А сегодня за партой начинаются старты
Начинаются старты вашей мечты.
 
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
| Цели урока | Какую я цель выбрал | Достиг ли я своей цели | 
| Пообщаться с учителем | ||
| Пообщаться с товарищем | ||
| Показать свои знания | ||
| Получить новые знания | ||
| Повторить материал | ||
| Другая цель________________________ __________________________________ | 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
| Знаю! Умею! Я молодец! | Иногда делаю ошибки. | Не справился. | |
| Проверка д/з | |||
| Графический диктант | |||
| Сложение и сравнение дробей | |||
| Нахождение дроби от числа | |||
| Решение уравнений | |||
| Нахождение дробей на координатном луче | |||
| Нахождение числа по значению его дроби | |||
| Итого | 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Графический диктант «Верю - не верю»
1. Число, записанное над чертой дроби, называется числителем.
2. Правильная дробь - это дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
3. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
4.Неправильная дробь меньше 1.
4. Чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить их числители и знаменатели
5. Чтобы найти дробь от числа, надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель.
6.Правильные дроби находятся на координатной прямой слева от 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
| 
 | 
 | 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
 

 
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Сравнительная диаграмма масс планет Солнечной системы
 
| 
 | Масса планеты Юпитер самая большая. Земля- третья по величине массы планета солнечной системы. Уран самая «легкая» планета. Масса Сатурна составляет ¼ суммарной массы всех планет Масса Юпитера составляет более ¾ суммарной массы всех планет | 
 
                                    


















 
                                 
                                 
                                 
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                        