Технологическая карта урока математики в 5 классе «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»
Технологическая карта урока
Автор |
Казанцева Людмила Викторовна, учитель математики МБОУ «Уярская СОШ № 3» |
Предмет |
Математика |
Класс |
5 класс |
УМК |
Уч. Математика. 5 кл: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович – 9-е изд.стер.-М: Мнемозина, 2009 -270с: ил |
Тема урока |
Сложение и вычитание обыкновенных дробей |
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Цели урока |
предметные - создание условий для формирования и совершенствования знаний , умений и навыков сложения и вычитания обыкновенных дробей и способов действий в измененных условиях и нестандартных ситуациях познавательные УУД: -научить в процессе реальной ситуации структурировать найденную информацию в нужной форме, выбирать подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; коммуникативные и личностные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить в паре и группе продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность, формировать учебную мотивацию. регулятивные УУД: - развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Планируемые результаты |
Обучающиеся научатся выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; формулировать новые определения; работать в паре, в группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей, начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. |
Формы работы обучающихся |
Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная. |
Организация деятельности обучающихся на уроке: |
самостоятельно выходят на проблему и решают её; самостоятельно определяют тему, цели урока; работая в группе формулируют правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, сравнивают его с правилом в учебнике; ведут диалог, отвечают на вопросы; выполняют практические задания; оценивают себя и друг друга; рефлексируют. |
Необходимое учебное оборудование |
Компьютер, проектор, экран, учебники по математике, раздаточный материал (карточки с заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point |
Этап урока и его цель |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
Формирование УУД |
|||
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
|||
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Создание благоприятного психологического настроя на работу, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку, психологический настрой на урок |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
Умение выделять нравственный аспект поведения. |
Прогнозирование своей деятельности |
Умение слушать и вступать в диалог |
Актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо») |
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. |
Устный счет. Беседа с проблемным вопросом по будущей теме. |
Решают примеры устного счета. Участвуют в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. |
Актуализация нормы пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу») |
Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов (внимание, память и т.д.) |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог |
Воспроизведение и фиксация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий |
Этап выявления места и причины затруднения. Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. |
Беседа, которая помогает обучающимся прогнозировать тему урока и сформулировать цель |
Определяют тему урока и ставят своюцель урока, в группах решают проблемные задачи. Анализирую шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговориваю вслух, что и как они делали. Фиксируют операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения) Соотносят свои действия на этом шаге с изученными способами и фиксируют, какого знания или умения недостает для решения. |
Самоопределение |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу, целеполагание, постановка учебных целей и задач. |
Аргументирование и координирование собственной позиции с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Самостоятельное выделение-формулирование темы урока и её познавательной цели. |
Этап построения проекта выхода из затруднения Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. |
Формулирует вопросы, уточняет каких знаний и умений не хватает для решения проблемы. Задает вопросы по выбору учащимися способа действия. |
Работают с учебником. Отвечают на вопросы учителя, в ходе ответа на которые решают проблемные задачи, выбирают средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. . |
Самоопределение. Смыслообразование |
Планирование, прогнозирование |
Формулирование собственного мнения и позиции. Умение слушать и вступать в диалог |
Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Построение логической цепи рассуждений. |
Этап реализации построенного проекта Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса. |
Направляет работу обучающихся, задавая вопросы. Организует коллективное обсуждение. |
Формулируют правила примения нового способа действий по решению задачи, вызвавшей затруднение. Работают в парах по карточкам. Оценивают работу одноклассника. |
Ориентация в межличностных отношениях. |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, саморегуляция, зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково |
Формулирование собственного мнения и позиции. Умение слушать и вступать в диалог, работать в паре. Коллективное обсуждение проблем |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез. Проведение аналогии на основе аргументации. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Закрепление нового способа действий при решении типовых задач. |
Организует групповую работу. Далее организует коллективное обсуждение выполнения практических заданий. |
Обучающиеся выполняют в группе решение задач на применение нового способа действий. Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку. Далее вступают в коллективное обсуждение. |
Самоопределение, смыслообразование |
Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, управление поведением партнёра, контроль, саморегуляция. |
Умение слушать и вступать в диалог, работать в группе; Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем. |
Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов задачи. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Принятие нового способа действий, применение новых знаний при решении типовых задач. |
Выступает в роли тьютора для тех ребят, кто еще не до конца понял и осмыслил материал. |
Выполняют самостоятельную работу, выполняют самопроверку и оценивание своей работы. |
Осознает смысл учения и ответственность з результат. |
Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, оценка |
Владение навыками самоконтроля, составление плана действий |
Умение создавать письменные высказывания |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Задает домашнее задание |
Обучающиеся записывают домашнее задание. |
||||
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. |
Учитель предлагает продолжить предложение: -Я научился… Я могу…Мне было трудно… Мне еще надо… Хотелось бы…Я стал… Думаю мне это пригодится… |
Оценивают свою работу, продолжая одно из предложений. |
Смыслообразование, соотнесение цели и результата работы на уроке. |
Оценка своей деятельности. |