Обобщающий урок в 8 классе по алгебре по теме «Квадратные уравнения»

3
0
Материал опубликован 11 June 2018

Пояснительная записка к презентации

Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения»

8 класс

Подготовила : учитель математики

МОУ «СОШ с. Марьино – Лашмино»

Новобурасского района

Саратовской области

Майорова Любовь Александровна

2018 год


 


 

Цели урока:

Образовательные: закрепление и обобщение знаний учащихся полученные при изучении темы, отработка умений и навыков по решению квадратных уравнений различного вида различными способами, выработка умения выбрать нужный рациональный способ решения.

Развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания, умений сравнивать и обобщать, умения выступать с самостоятельными суждениями и отстаивать их.

Воспитательные: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры, умение работать в группах, развивать познавательную активность и логическое мышление учащихся, развития интереса к предмету.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, карточки для проведения рефлексии, карточки с заданиями, индивидуальные координатные плоскости, карты результативности учащихся, тесты

На доске:

«Посредством уравнений, теорем

Я уйму всяких разрешил проблем»

Английский поэт средних веков – Чоссер

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настроимся на урок.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех видеть вас сегодня и надеюсь на совместную плодотворную работу .

Готовясь к сегодняшнему уроку, я натолкнулась на одну интересную историю: несколько десятилетий назад в Америке была объявлена премия тому автору, который напишет книгу «как человек без математики жил». Премия осталась не выданной. Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся). Да, вы правы ни один из авторов не смог доказать, что человеку математика не нужна, никто не смог изобразить жизнь человека без применения каких-либо математических знаний. Вот и нам с вами на уроке не обойтись без набора определенных знаний и умений.

Какую тему мы изучили? Как выдумаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?( ответы обучающихся) Да. Сегодня у нас последний урок по теме «Квадратные уравнения» и наша цель – обобщить и систематизировать знания по данной теме. Мы с вами будем говорить о квадратных уравнениях; вспомним определение квадратного уравнения, его виды и остановимся на решении квадратных уравнений с помощью известных вам формул. Каждый из вас должен уметь правильно и рационально решать квадратные уравнения.

II. Проверка домашнего задания.

Давайте проверим домашнее задание: каждой группе было задано четыре уравнения. Сверим ответы. Внимание на экран! (слайд)

(На экране высвечиваются три группы уравнений с ответами)

 

Уравнения

Ответы

1 группа

х2- 3х – 10 = 0

х2 – 7х + 10 = 0

х2 – 6х + 8 = 0

х2 – 3х - 4 = 0

(-2; 5)

(2; 5)

(2; 4)

(-1; 4)

2 группа

х2 – 1 = 0

х2 – 3х + 2 = 0

х2 + х - 6 = 0

х2 + 5х + 6 = 0

(-1;1)

(2; 1)

(2; -3)

(-2; -3)

3 группа

х2 + 4х + 4 = 0

х2 + х - 2 = 0

4х2 – 4х = 0

-2х2 – 4х = 0

(-2; -2)

(1; -2)

(1; 0)

(-2; 0)

А теперь каждый возьмите индивидуальную координатную плоскость и отметьте все найденные корни, как координаты точек, последовательно их соединяя. Последнюю точку соедините с первой. Справились? Что у вас получилось?

- Да, у вас получилась «пятерка» - любимая оценка всех учеников. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня получит эту оценку за работу на уроке.

III. Основная часть урока

- Ребята, откройте тетради, запишите число и отложите тетради. У вас на столе лежат карты результативности, в которые вы будете вносить свои результаты в течение урока. Сейчас мы вспомним некоторые понятия, которые мы изучили.

1. Актуализация изученного материала:.

По одному члену из каждой группы выходят и берут по 2 карточки , отвечают на вопросы. Группа может помогать.

- Какое же уравнение называется квадратным уравнением?

(ах2+ вх + с =0)

- Как называются числа а, в и с в квадратном уравнении? (старший коэффициент, второй коэффициент, свободный член)

- А как называется уравнение, у которого старший коэффициент равен1?.(приведенным)

-Как называются квадратные уравнения, у которых хотя бы один из коэффициентов в или с =0 (неполное)

- Что необходимо найти, чтобы решить уравнение ? (дискриминант).

-Какие формулы для его нахождения вам известны? Молодцы! Вспомнили.

2.Устная работа.

- Я предлагаю вам поиграть, как в детстве в игру «Найди лишнее». Вам предстоит в каждой группе уравнений выбрать лишнее и объяснить свой выбор (слайд)

.

 

 

Уравнения

Ответы

1 группа

2х2 + 4х – 7 = 0

9х2 – 6х + 9 = 0

5х2 – 2х = 0

7х2 + 10х - 9 = 0

Лишнее третье уравнение, так как оно является неполным квадратным уравнением

2 группа

3х2 – 6х = 0

-х2 + 9 = 0

2х2 + 5х = 0

х2 - 6х - 7 = 0

Лишнее четвертое уравнение, так как оно является полным квадратным уравнением

3 группа

х2 - 3х + 4 = 0

-5х2 - х + 1 = 0

х2 + 6х + 7 = 0

х2 + 5х + 12 = 0

Лишнее второе уравнение, так как оно имеет коэффициент а, отличный от нуля

 

 

-Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять виды квадратных уравнений. Вашему вниманию предлагается тест, в котором нужно определить вид пяти предлагаемых уравнений. Напротив каждого уравнения вы ставите «плюс» в той колонке, какому виду оно принадлежит (слайд)

Написать на доске теорему Виета для приведенного и неприведенного квадратного уравнения.

слайд.

Не решая уравнение,

Найдите:

Сумму корней:

Произведение корней:

в) Корни данного уравнения.

Молодцы! Вспомнили. Переходим к следующему этапу урока.

3. Буквоград. Проанализируйте высказывания. Зачеркните в таблице буквы, обозначающие ложные высказывания (номер высказывания совпадает с порядковым номером буквы). Из оставшихся букв получите слово.

1. Уравнение x2+9=0 имеет два корня.

2.В уравнении x2-2x+1=0 единственный корень.

3. В уравнении x2-5x+3=0 сумма корней равна - 5.

4. В уравнении x2+3x=0 один из корней – отрицательное число.

5. В уравнении x2=0 дискриминант равен 0.

6. Уравнение x2-8x-3=0 не имеет корней.

7. Корнями уравнения x2-100x+99=0 являются числа 99 и 1.

8. Произведение корней уравнения x2-11x+9=0 равно - 9.

9. Корни уравнения x2 – 0,16 = 0 равны .?

10. Уравнение x2-9x+8=0 является неполным.

11. Если дискриминант уравнения – число отрицательное, то уравнение не имеет корней.

12. Корни уравнения x2-4х =0 являются противоположными числами.

13. Уравнение x2 =0 имеет один корень.


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


М


О


Д


Т


Л


Р


И


К


Ч


Г


Н


А


О

В результате вычёркивания букв должно получиться: ОТЛИЧНО

4. этап урока.

А сейчас вы все испытаете на себе роль учителя. Перед вами лежат примеры решенных уравнений нерадивым учеником (карточка № 2). Вам нужно найти ошибки (если они есть) и исправить их. Работа в парах. Взаимопроверка.

1) 2)

3)

Все проверили данные уравнения? И выставили оценку ученику? Кто он - отличник или двоечник?


 

5. Решение задач


 

В начале урока мы говорили , о том что каждому человеку без знаний математики в жизни не обойтись. И сегодня мы убедимся, что без умения решать квадратные уравнения, невозможна жизнь современного человека.

Ребята! Как вы помните 2017 год – Год экологии был. А знаете, ли вы каким годом объявлен 2018 ? ( ответы обучающихся). Совершенно верно! Объявлен Годом добровольца и волонтера. А кто скажет, кто такие волонтеры, добровольцы?( ответы обучающихся).

Мы с вами живем в селе. У всех жителей есть земельные участки. Хотя вы дети, но вы можете сделать доброе дело, например, для Самойловой М.В., Пожилые люди очень нуждаются в помощи. Как вы думаете, в чем оно будет заключаться? Правильно: весной можно вскопать огород бабушке. А сейчас давайте решим следующую задачу:

Участок, который мы будем копать, имеет форму прямоугольника, длина которого на 6 м больше ширины. Площадь участка 135 м2. Найти размеры участка.

Работа в группах. ( 2 мин. на обсуждение). Решение. Проверка.( слайд )

Ребята! Каждый из нас должен заботиться не только о людях, но и бережно относится к природе, к животному миру. Я предлагаю построить вольер, для животного из Красной книги . Может быть, вы узнаете его?

Слайд

Это камышовый кот. Его уникальность в том, что он любит подводную охоту. Для этого в вольере строители выкопали пруд круглой формы, в котором нашему коту трудно загнать рыбу в угол. Ребята, давайте поможем нашему коту и решим проблему с формой пруда, для чего рассмотрим следующую задачу.


 


 


 

Вывод: Построить можно.

Около нашей школы есть памятник односельчанам, отдавшим жизнь в годы Великой Отечественной войны. Каждую весну мы ремонтируем изгородь, красим, приводим в порядок территорию, т. е. участвуем в акции «Памяти павшим». Я предлагаю решить задачу.

Вычислить длину забора около памятника, если длина на 31 м больше ширины, а диагональ прямоугольника равна 41м. Решение задачи по группам.

Уравнение: (х + 31)2 + х2 = 412

Ширина - 9м

Длина – 40 м.

Р = (40 + 9) ∙ 2= 98 м т.е. длина забора, который нужно покрасить к дню Победы.

Ребята, если каждый из нас будет добровольно помогать людям, принимать участие в таких важных делах, то все мы вместе сделаем мир добрее. Если ХОЧЕШЬ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЧЕЛОВЕКОМ — ПОМОГИ ДРУГОМУ! Спешите делать добро!

Наверное ,вы устали. Давайте немного отдохнем.

6) Физминутка

- Ребята, пришло время немного отдохнуть.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте, вы – птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Направо, налево, вокруг посмотрели…

Ну что, дорогие, снова за дело!

Молодцы! Вспомнили. Переходим к следующему этапу урока.

7) Из истории математики (слайд)

- Ребята, вы знаете, что математика – очень древняя наука. Но спорим, вы не знаете, когда появились первые квадратные уравнения? Их решали в Вавилоне еще до нашей эры. Но в Европе квадратные уравнения стали известны только в 1202 году, когда итальянский ученый Леонард Фибоначи изложил формулы для решения квадратных уравнений. Так что 2012 год был для квадратных уравнений юбилейным. Правда, только в17 веке, благодаря Исааку Ньютону и Рене Декарту, формулы приняли современный вид. И раз мы говорим об истории, я предлагаю решить старинную задачу с помощью квадратного уравнения (задача индийского ученого Бхаскары) (слайд.

Обезьянок резвых стая,

Всласть поевши, развлекалась.

Часть восьмая их в квадрате

На поляне забавлялась.

А двенадцать по лианам…

Стали прыгать, повисая…

Сколько ж было обезьянок,

Вы скажите, в этой стае?

Вопрос: С чего придется начать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Составить уравнение)

Что необходимо для составления уравнения? (ввести неизвестную)

Что мы обозначим за х? (количество всех обезьян)

Как обозначить часть восьмую обезьян?

А в квадрате? ()2

Что еще известно об обезьянках? (12 прыгали)

А как узнать сколько их всего было? (()2 + 12)

А сколько обезьян было всего по условию ? ( х)

Слайд 4

Самостоятельно составьте уравнение. Сравните его.

Какой вид оно имеет? (квадратное)

Решение уравнения у доски.


 

Ребята! Урок наш подходит к концу. Мне хочется еще раз убедиться, что вы все умеете решать квадратные уравнения. Я предлагаю вам выполнить такую работу. Каждой группе нужно решить по 6 уравнений , т.е. каждому из вас – по 2 уравнения. Корни уравнения – это координаты точек, отметив их и последовательно соединив, кроме последней в координатной плоскости ,вы должны получить какую – то фигуру. Приступаем выполнять.

 

х2 -3х =0 2) х2 – 7х +6 =0 3) х2-9 =0 4)х2 +3х – 4 =0

5) х2 + 8х +16 =0 6)х2 +5х + 6 = 0 7) х2 +8х -12 =0 8)х2 +5х – 6 =0

9) х2 –х – 6 =0 10) х2 +3х – 18 =0 11)х2 – х – 12 =0 12)х2-2х -35 =0

13) х2 -3х – 18 =0 14)х2 – 8х +7 =0 15)х2- 7х +10 =0

16)х2 –х -2 =0 17)х2 -3х +2 =0 18)х2 -4х -5=0

 

Ответы

1)(3;0) 2)(6;1) 3) (3;-3) 4) (1;-4) 5)(-4;-4) 6) (-2;-3) 7)( -6;-2)

8) (-6;1) 9) (-2;3) 10) (-6;3) 11) (-3;4) 12)(-5;7) 13) (-3;6) 14) (1;7) 15) (2;5) 16) (-1;2) 17) (1;2) 18) (-1;5)


 


 

Рефлексия

Урок мне хочется закончить словами:

Спешите делать добрые дела,

И многие проблемы разрешатся.

Душа и сердце пусть у вас всегда,

От зла и лести будут очищаться!

Спешите делать добрые дела,

За подвиги награды не просите.

Добро дороже ценится тогда,

Когда мы забываем о корысти.

Спешите делать добрые дела,

Добро само собой не совершится,

Кому-то другом станешь навсегда,

А кто-то за тебя будет молиться!

Домашнее задание: составить пять квадратных уравнений


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

Уравнения

1 группа

2х2 + 4х – 7 = 0

9х2 – 6х + 9 = 0

2 – 2х = 0

7х2 + 10х - 9 = 0

2 группа

3х2 – 6х = 0

-х2 + 9 = 0

2х2 + 5х = 0

х2 - 6х - 7 = 0

3 группа

х2 - 3х + 4 = 0

-5х2 - х + 1 = 0

х2 + 6х + 7 = 0

х2 + 5х + 12 = 0

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


квадратные уравнения
PPTX / 980.5 Кб

Предварительный просмотр презентации

Обобщающий урок в 8 классе по теме « Квадратные уравнение» Подготовила : учитель математики МОУ «СОШ с. Марьино – Лашмино» Новобурасского района Саратовской области Майорова Любовь Александровна

Уравнения Ответы 1 группа х2 - 3х – 10 = 0 х2 – 7х + 10 = 0 х2 – 6х + 8 = 0 х2 – 3х - 4 = 0 (-2; 5) (2; 5) (2; 4) (-1; 4) 2 группа х2 – 1 = 0 х2 – 3х + 2 = 0 х2 + х - 6 = 0 х2 + 5х + 6 = 0 (-1;1) (2; 1) (2; -3) (-2; -3) 3 группа х2 + 4х + 4 = 0 х2 + х - 2 = 0 4х2 – 4х = 0 -2х2 – 4х = 0 (-2; -2) (1; -2) (1; 0) (-2; 0)

Уравнения 1 группа 2х2 + 4х – 7 = 0 9х2 – 6х + 9 = 0 5х2 – 2х = 0 7х2 + 10х - 9 = 0 2 группа 3х2 – 6х = 0 -х2 + 9 = 0 2х2 + 5х = 0 х2 - 6х - 7 = 0 3 группа х2 - 3х + 4 = 0 -5х2 - х + 1 = 0 х2 + 6х + 7 = 0 х2 + 5х + 12 = 0

Уравнения полное неполное приведённое неприведённое х + 8х+3=0 6х + 9= 0 х – 3х = 0 -х + 2х + 4 = 0 3х + 6х +7 = 0 Уравнения полное неполное приведённое неприведённое х + 8х =0 6х + 9х -7 = 0 х – 3х + 15 = 0 -х - 3х + 14 = 0 3х - 6х = 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Уравнения полное неполное приведённое неприведённое х + 8х+3=0 6х + 9= 0 х – 3х = 0 -х + 2х + 4 = 0 3х + 6х +7 = 0 Уравнения полное неполное приведённое неприведённое х + 8х =0 6х + 9х -7 = 0 х – 3х + 15 = 0 -х - 3х + 14 = 0 3х - 6х = 0 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Не решая уравнение х2 −8х + 7 = 0. Найдите: а) сумму корней: б) произведение корней: в) корни данного уравнения:

Задача знаменитого математика 12 века Бхаскары (1114-ок. 1178) Обезьянок резвых стая Всласть поевши, развлекалась. Их в квадрате часть восьмая На поляне забавлялась. А двенадцать по лианам Стали прыгать, повисая. Сколько ж было обезьянок, Ты скажи мне, в этой стае?

Проверь себя: Ответ: 48 или 16 обезьянок.

Можно ли в котлован круглой формы диаметром 1,6 м поместить ёмкость для бассейна прямоугольной формы со сторонами, равными корням данного уравнения? х2 – 2х + 1 = 0

Теорема Пифагора d =1,6 м ? 1м 0,8 м 0,8 м с2 =a² + b²

Квадратные уравнения в Багдаде (9 век): Впервые квадратные уравнения появились в городе Багдаде, их вывел приглашённый математик из Хорезм(Ныне территория Узбекистана) Мухаммед бен-Муса Ал-Хорезми. В отличие от греков, решавших квадратные уравнения геометрическим путем, он мог решить любые квадратные уравнения по общему правилу (найти положительные корни). Если у греков было геометрическое решение, то метод Ал-Хорезми почти алгебраический.

Квадратные уравнения в Древнем Вавилоне: Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени ещё в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а так же с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000 лет до нашей эры вавилоняне. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения: х2 + х = х2 ─ х = Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила, Почти все найденные до сих пор клинописные тексты, приводя только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены, Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилонии, в клинописных текстах отсутствует понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.

Квадратные уравнения в Индии Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 499 году. В Древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: “Как солнце блеском своим затмевает звёзды, так учёный человек затмит славу другого в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи”.

Квадратные уравнения в Европе в 13-17 веках: Формулы решения квадратных уравнений в Европе были Впервые изложены в 1202 году итальянским математиком Леонардо Фибоначчи. Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду аx2 + bx + c = 0,было Сформулировано в Европе лишь в 1544 Году немецким математиком Михаэлем Штифелем.

Виды квадратных уравнений Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных Уравнений (х2 + х = а) умели решать Некоторые виды квадратных уравнений решали древнегреческие математики, сводя их решение к геометрическим построениям. Правило решения квадратных уравнений, приведенных к виду aх2 + bx + c = 0, где а ≠ 0,дал индийский ученый Брахмагупта(7век). Вывод формулы корней квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако он признавал только положительные корни. Итальянские математики 16 веке учитывают помимо положительных и отрицательные корни. Лишь в 17 веке благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других учёных способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.

1)(3;0) 2)(6;1) 3) (3;-3) 4) (1;-4) 5)(-4;-4) 6) (-2;-3) 7)( -6;-2) 8) (-6;1) 9) (-2;3) 10) (-6;3) 11) (-3;4) 12)(-5;7) 13) (-3;6) 14) (1;7) 15) (2;5) 16) (-1;2) 17) (1;2) 18) (-1;5)

Дан участок прямоугольной формы, площадь которого 135 м2. Найти стороны этого участка, если известно, что одна сторона больше другой на 6 м. х (х+6)=135

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.