Обобщающий урок по теме Действие с десятичными дробями
План – конспект учебного занятия ( урока)
Учитель: Тетеревенко Светлана Михайловна
Класс: 5 «б» класс
Учебный предмет: математика
Тема раздела: Десятичные дроби
Тема учебного занятия: Десятичные дроби и действия над ними
Цель: способствовать развитию умений применять математические знания, закрепление знаний, умений и навыков при решении практических задач с экономическим содержанием, а также навыков математического моделирования реальных процессов.
Тип занятия: урок - деловая игра, урок применения знаний и умений.
Технологии: Проектная технология, Игровые технологии
Материально – техническое обеспечение урока: интерактивная доска, карточки само оценивания.
Межпредметные и внутрипредметные связи:
На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения;
Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека
Связь с биологией и технологией.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Место проведения: МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2»
Деловая игра в 5 б классе
«Строительство дома»
по разделу «Десятичные дроби и действия над ними»
Тип урока: урок - деловая игра, урок применения знаний и умений.
УМК: Математика : 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.- М.: Вентана-Граф, 2013.- 304 с.: ил. ISBN 978-5-360-03677-7
Цели: способствовать развитию умений применять математические знания, закрепление знаний, умений и навыков при решении практических задач с экономическим содержанием, а также навыков математического моделирования реальных процессов.
Предметные: закрепить навыки учащихся делить десятичную дробь на натуральное число и на десятичную дробь, сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели. Создать условия для умения в процессе реальной ситуации использовать полученные знания посредством решения примеров и практических задач с экономическим содержанием.
Личностные: развивать познавательный интерес к математике,уметь работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения. Способствовать развитию творческой активности учащихся. Развивать навыки и способности критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развивать не только логическое, но и образное мышление, фантазии детей и их способности рассуждать.
Метапредметные: формировать умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Воспитание интереса к рабочим профессиям.
Планируемые результаты. Учащийся закрепит навыки деления десятичной дроби на натуральное число и на десятичную дробь, сложения и вычитания смешанных чисел, дробные части которых имеют одинаковые знаменатели.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. этап Организационный этап. 1 мин. | Друзья мои! Я очень рада. Войти в приветливый ваш класс И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз. | Включаются в деловой ритм урока. | Познавательные: анализ и классификация объектов Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
II этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. 2 мин | -Наша жизнь потребовала новых знаний. Сегодня, так сказать, бытовая математика нужна практически всем. Математику нужно знать для экономики, для повседневной жизни. - Ребята, сегодня вы будете не учениками, а строителями и будете строить дом. Строителям каждый день необходимо в различных ситуациях знание математики, а сейчас мы проверим ваши возможности в вычислительных операциях. Наш класс превращается в строительную фирму «СТРОЙКА-КЛАСС», вы все - в строителей. Работы много. Поделимся на бригады: 1-я бригада:– выбирайте бригадира_________ 2-я бригада: - выбирайте бригадира_________ 3-я бригада: - выбирайте бригадира_________ - А кто на стойке управляет, следит за всей работой, проверяет её качество? - Правильно - ПРОРАБ. - Я буду вашим прорабом. А гости будут - приёмной комиссией и в конце урока они примут у нас работу. Так давайте, постараемся! - Начиная работу, нужно пройти технику безопасности, т.е. вспомним ПРАВИЛА. А правила у нас необычные, а математические | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: построение логической цепи рассуждений Регулятивные: саморегуляция Коммуникативные: инициативное сотрудничество Регулятивные: целеполагание Личностные: умение ясно и точно излагать свои мысли |
III этап Устный счет 4 мин | Ребята выполняют устные упражнения | ||
IVэтап Систематизация и обобщения знаний 35 мин | - Нам поступил заказ на постройку дома. Как вы думаете, с чего начнём строительство дома 1)Работа в бригаде (на партах у детей карточки) -Давайте составим план: 1.Готовим площадку под строительство дома. 2. Закладываем фундамент. 3. Проект дома 4. Кладка стен. 5. Крыша. 6. Окна, двери. 7.Благоустройство территории и внутренняя отделка. - Работы много. Начали! 2) Выбор площадки под строительство - Итак, прежде чем приступить к строительству дома, нужно выбрать место под строительную площадку. Посмотрите, сколько разных деревьев вокруг. - Какие породы деревьев вы знаете? - Назовите деревья, относящиеся к хвойным. - Назовите деревья, относящиеся к лиственным. - Назовите основные части дерева- Какую часть дерева используют для изготовления пиломатериалов? - Какие пиломатериалы вы знаете? - Какие части дома изготавливают из древесины? - Итак, место выбрано. Осталось разместить строительную площадку. - Постройте в тетрадях произвольный прямоугольник. Это будет нашей стройплощадкой: ее длина 365дм, ширина 215дм - Выразите размеры стройплощадки в метрах. - Вычислите, какой длины забор нужно поставить по периметру площадки. 3) Площадка готова. Теперь нужно заложить фундамент, этим занимаются БЕТОНЩИКИ. Задача (карточка у каждой бригады на парте). При строительстве сельского дома средних размеров можно использовать один из двух типов вариантов фундамента: каменный или бетонный. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента, если выбрать самый дешевый вариант? 1 бригада: Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента? 2 бригада: Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента? . 3 бригада: Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1550 рублей, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента? 4) Физкультминутка: Зарядка для глаз 5) Творческое задание Выполнить рисунок проекта дома 9м. на 10 м. 1)Рассчитать площадь дома 2) Выполнить планировку дома 3) Рассчитать площадь каждой комнаты 4) Защита проекта | -Дети предлагают ответы. -В разброс даны карточки , ребята выставляют данные карточки в правильном порядке , по их мнению Проверяют по слайду правильность составленного плана. Ответы учеников -Хвойные, лиственные -Ели, сосна -.Крона, ствол, корни - Ствол -Брус, доска, горбыль Комментированное решение с места 2(365 +215)=1160 дм= 116м. Стоимость каменного фундамента складывается из стоимости камня 1600 ∙ 9 = 14 400 руб., а также стоимости цемента 250 ∙ 9 = 2250 руб. и составляет 2250 + 14 400 = 16 650 руб. Стоимость бетонного фундамента складывается из стоимости цемента 250 ∙ 50 = 12 500 руб.,а также стоимости щебня 780 ∙ 7 = 5460 руб. и составляет 5460 + 12 500 = 17 960 руб Стоимость каменного фундамента складывается из стоимости камня 1550 ∙ 9 = 13950 руб., а также стоимости цемента 230 ∙ 9 = 2070 руб. и составляет 2070 + 13 950 = 16020 руб. Получили 16 650 руб.; 17 960 руб.; 16020 руб., значит,16020 руб.– самый дешёвый. Выполняют зарядку Ребята составляют проект дома (на листе А2), используя линейку, цветные карандаши. Выполняют расчет, готовят защиту Защита проектов | Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели Личностные: самоопределение Познавательные: оценивание своих результатов и партнера. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения |
V этап Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 3 мин | - Теперь каждому работнику за работу – премия! - Продолжите высказывания об уроке. 1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы… 2. Я получил(а) полезную информацию о том, что … Оцени себя сам: - Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а)чувство неуверенности, боязни,что отвечу неправильно. - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. Сообщение оценок за урок. | Бригадир заполняет оценочный лист, выставляет баллы. - Ребята оценивают свою работу на уроке | Личностные: критичность мышления, интерес к учебному материалу Регулятивные: оценка-осознание качества и уровня усвоения |
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1) Готовим площадку под строительство дома.
(В разброс даны карточки , ребята выставляют данные карточки в правильном порядке , по их мнению)
Закладываем фундамент.
Проект дома
Кладка стен.
Крыша.
Окна, двери.
Благоустройство территории и внутренняя отделка.
2) Задачи для бетонщиков
1 бригада:
Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?
2 бригада:
Для бетонного фундамента необходимо 7 тонн щебня и 50 мешков цемента. Щебень стоит 780 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 250 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента?
3 бригада:
Для каменного фундамента необходимо 9 тонн природного камня и 9 мешков цемента. Тонна камня стоит 1550 рублей, а мешок цемента стоит 230 рублей. Сколько рублей придется заплатить за материал для фундамента
3) Творческое задание
1) Выполнить рисунок проекта дома 9м. на 10 м.
2) Рассчитать площадь дома
3) Выполнить планировку дома
4) Рассчитать площадь каждой комнаты
5) Защита проекта
4)Оценочный лист
Бигадир:
Ф. Имя | Устный счет План строите льства 3 балла | 1этап Площадка под строительство 3балла | 2этап Расчеты фундамента 3балла | 3этап Проект дома 3балла | Итоговая Оценка «5»-10-12б «4» - 7-9 б «3» -4-6б |
Примечание: баллы за каждый этап выставляет бригадир каждому участнику команды (наибольший балл за каждый этап 3балла)
Методическое обоснование
Проблема, раскрываемая в разработке урока: применение игровой и проектной технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Вопросы, раскрываемые в разработке: повышение интереса к предмету, уменьшение объема фронтальных форм, организации деятельности школьников.
Цель проектной технологии – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания. Что совпадает с целью урока
Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
Применение знаний в практической жизненной ситуации показывает обучающимся значимость изучения математики в повседневной жизни.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, любой выпускник должен продолжить саморазвитие и самосовершенствование, а для этого
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому я считаю, что такие уроки помогают обладать определёнными знаниями, умениями и навыками и ориентироваться в современном мире.
На данном уроке ребята работали активно, увлечено, выполняли задания. Урок прошел хорошо, был показан на методическом дне в школе.