Урок математики в 5 классе «Все действия с десятичными дробями»

1
0
Материал опубликован 7 December 2015 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Малокрасноярская основная образовательная школа

Кыштовского района Новосибирской области

Урок математики в 5 классе

по теме

ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ

Учитель математики

Еланцева Светлана Викторовна

2015 г.

Тема урока: Все действия с десятичными дробями.

Цели:

Образовательная – обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Действия с десятичными дробями».

Развивающая – развитие логического мышления учащихся, познавательной активности, развитие самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке.

Воспитательная – воспитание чувства коллективизма, ответственности, интереса к предмету.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

Форма организации урока: урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, модель корабля, модели планет из картона.

Раздаточный материал: Карточки с заданием, листы учёта знаний (со звёздочками).

Ход урока

1. Организационный момент

(На экране демонстрация космических ракет и фотографии первых космонавтов).

Учитель читает стихотворение:

Ракета небо прочеркнула,

Ей в космос путь давно не нов.

Не слышно рокота и гула

Уж из-под облачных ковров.

И укрощенный мирный атом

Послушен разуму людей;

Над Падуном, плотиной сжатым-

Свет электрических огней!

Всё это – плод людских исканий,

Всё это создано не вдруг

Могучей силой точных знаний

И мастерством рабочих рук!

И прежде чем, заметьте кстати.

Ракете той был дан прицел,

Её маршрутом математик

На крыльях формул пролетел.

Сухие строки уравнений,

В них сила разума влилась,

В них - объяснение явлений,

Вещей разгаданная связь!

12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики, т.к. 12 апреля 1961г. Ю.А. Гагарин совершил первый полёт на космическом корабле. Этот полёт показал практическую возможность покорения человеком космоса. В развитии космонавтики лежит большая заслуга многих ученых-математиков.

В. Чкалов говорил: «Полёт – это математика». И действительно, покорение космоса не обошлось без математических расчётов.

Нам сегодня тоже предстоит совершить космическое путешествие из кабинета математики на различные планеты нашей «Школьной галактики». Путешествовать мы будем на корабле …..

Название корабля угадаете, если расположите числа в порядке возрастания: 0,81(н), 1,81(р), 0,081(э), 3,51(я), 3,15(и), 2,44(г), 0,82(е).

 

Ответ: Энергия.

Итак, мы отправляемся в полёт на корабле «Энергия». Цель нашего полёта показать инопланетянам какие знания и умения вы приобрели по теме «Десятичные дроби». За время полёта вам нужно составить свою «звёздную» карту. ( У каждого уч-ся чистый подписанный лист А4, набор звёзд трёх цветов красные-5, жёлтые-4, синие-3. Проводится самооценка или оценка учителем).

Ракета стоит на старте. Но прежде чем отправиться в путешествие нам нужно подготовиться к полёту.

Повторение теоретических знаний:

Учитель начинает предложение, учащиеся - продолжают (за учителем не повторять!)…

Чтобы сложить две десятичные дроби, …

Чтобы из одной десятичной дроби вычесть другую,…

Чтобы десятичную дробь умножить на 10,…

Чтобы десятичную дробь умножить на 0,01….

Чтобы десятичную дробь умножить на десятичную дробь,…

Чтобы десятичную дробь разделить на десятичную дробь,…

Чтобы найти среднее арифметическое двух или нескольких чисел,…

Учитель: Проведите самооценку своих знаний и наклейте звёздочку.

Устный счёт на экране (задания на все действия с десятичными дробями и некоторые приёмы устного счёта).

Учитель: Проведите самооценку своих знаний и наклейте звёздочку.

Итак, мы отправляемся в полёт!

Первая планета, на которую мы прилетели «Математическая». Вам нужно показать, как вы умеете применять изученные правила при вычислениях. (Один человек вызывается к доске, ему предлагается на выбор несколько карточек с примерами на 4 действия. Решить и объяснить решение).

 

Примеры:

1) 296,2 – 2,7 * 6,6 : 0,15

Ответ: 318,38.

2) 135,2 * 2,1 – ( 0, 083 + 0, 841) : 2,31.

Ответ: 283, 52.

3) 2,575 : 2,5 – 4,25 * 0,16 + 0,03

Ответ: 0,38.

4) 1,03 * (42,12 : 0,3 – 112,4) + 1, 26.

Ответ: 30,1.

5) 0,96 + 0,54 : ( 22, 5 – 0,8 * 22,5).

Ответ: 1,08.

Учитель оценивает работу ученика у доски (звёздочкой определённого цвета).

Продолжаем полёт. Наша ракета оказалась на планете «Историческая».

Сообщения из истории возникновения десятичных дробей приготовили учащиеся дома. (Заслушивание небольших сообщений). Самооценка.

Следующая планета, которую посетила наша ракета, «Познавательная».

Ребята, вы знаете, что освоение космического пространства началось ранее 1961 года. Первый искусственный спутник был запущен в 1957 году. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы: «Я здесь, я лечу!»

Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?

К.Э. Циалковский – отец космонавтики предполагал, что живые существа могут приспособиться к состоянию невесомости. Чтобы убедиться в этом для полёта в космос стали готовить сначала собак, белых крыс, мышей. Расшифруйте, как звали первую собаку, посетившую космос.

Решить уравнения: (Проверка решений уравнений на экране)

9х + 3,9 =31,8                    2) (у + 4,5) : 7= 1,2.               3)(у – 8,48) + 2,16 = 3,9

                  х = 3,1.                             у = 3,9.                                      у = 10,22.

 

6 * (х + 1,5) = 25,2.             5) 4у + 7у + 1,8 = 9,5.

              Х= 2,7                                   у = 0,7

е

а

б

к

л

и

н

3,9

0,7

3,1

2,7

10,22

31

27

Ответ: Белка.            Самооценка.

Наш корабль прилетел на планету «Спортивная».

Проведём физминутку (Электронная физминутка).

Ну вот и отдохнули! Отправляемся путешествовать дальше. Следующая планета «Занимательная».

Здесь вас ждут задания необычного характера.

В каком примере допущена ошибка?

А) 3,7 + 1,2 = 4,9                        _б) 7,34 + 10,1 = 17,35

В) 4,2 – 2,03 = 2,17                     _Г) 8,95 – 0,6 = 8,89

Расставьте запятые, чтобы получились верные равенства:

1) 42 + 17 = 212               3) 57 – 4 = 17

2) 63 – 27 = 603

Впишите знаки действий:

а) 8,8     10 = 88;              б) 3,3      100 = 0,033;              в) 7,5     100 = 750.

Запишите пропущенное число:

А) 42, 3 * = 423;     б) 0,05 * = 50;         в) 3800 * = 380.

Самооценка (Ответы на экране).

Следующая планета «Творческая».

Вам предстоит по рисунку составить текстовую задачу и решить её: (решение с комментированием, желательно разные способы решения). Самооценка.

Рис:

                                                            t =2,4 ч

V1 на 6,8 меньше                                                                V2 =24,6км/ч

 

           
   


             

Решение:

24,6 – 6,8 = 17,8 (км/ч)

24,6 * 2,4 = 59, 04(км)

17,8 * 2,4 = 42,72(км)

59,04 + 42,72 = 101,76 (км)

Можно другое решение: (24,6 - 6,8 +24,6)*2,4 =101,7(км)

Наш корабль прилетел на планету «Театральная». Инопланетяне предложили вам выступить с концертной программой и жюри оценило ваше выступление следующими оценками (оценки на экране):

7,2; 6,4; 8,2; 7,0; 6,6; 7,4; 7,6

Найдите среднее арифметическое и результат округлите до десятых. Ответ: 7,2 Самооценка.

Последняя планета «Финиш». Подведение итогов урока. «Звёздные карты» вывешиваются на доску. Оценивание.

Домашнее задание:

составить контрольную работу по теме «Все действия с десятичными дробями» для товарища, предварительно прорешать её.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уточнение :Цель на уроке одна, а задач несколько.

8 February 2016

Спасибо.

9 February 2016