Обобщающий урок русского языка «Однородные члены предложения и пунктуация при них. Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов» (8 класс)

7
0
Материал опубликован 25 April 2021

Пояснительная записка к презентации

МОУ «Средняя общеобразовательная школа « 50» г. Дно




Открытый урок по русскому языку в 8 классе



«Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения и пунктуация при них.

Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов»


t1619366708aa.png


Автор разработки:

Кириллова Олеся Михайловна

 учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная

                                                          школа № 50» г. Дно





Пояснительная записка​​​​​​​

Сочетание глубины учебного материала с поэтичностью организации урока побуждает учащихся к активной работе на протяжении всего урока, за-вершающейся созданием поэтических этюдов (домашнее стихотворение).

Интеграция уроков русского языка и литературы – необходимое условие для воспитания любви к родному языку, поэтическому слову.


Тема: Однородные члены предложения (обобщающий урок). (Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов).

Цель: Определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме "Однородные члены предложения и пунктуация при них".

Задачи:

Повторить материал по теме;

Развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к текстам художников слова г. Дно;

Расширить представление о местных литераторах и об их творчестве;

Формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.

Оборудование:

- презентация;

- фонограммы произведений на стихи дновских поэтов;

- компьютер;

- мультимедийная установка

Тип урока: интегрированный, урок-игра

Ход урока:

1.Органиационный момент.

Учитель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на экран и прочи-тайте слова известного французского математика Лапласа, которые являют-ся эпиграфом к нашему уроку. Каждый читает про себя, а ……… вслух.

(СЛАЙД 2)

То, что мы знаем, – ограниченно, а то, что мы не знаем, - бесконечно.


- Как вы понимаете данное высказывание?

- Вы с ним согласны?


Учитель. Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом и будем стремиться к совершенствованию своего языка, своей речи.

(СЛАЙД 3)

2. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока: Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов. (СЛАЙД 4)


Цель урока: Обобщение материла, изученного в разделе «Однородные члены предложения».

Задачи урока:

Повторить материал по теме;

Развивать эстетический вкус, повышать культурный уровень через обращение к текстам художников слова г. Дно;

Расширить представление о местных литераторах и об их творчестве;

Формировать умение строить устное высказывание в форме выступления.


3. Работа с классом:

- Прежде чем мы приступим непосредственно к теме нашего урока, да-вайте послушаем небольшое сообщение, которое для нас подготовила ТВаша одноклассница.

Дновские поэты, чьи стихотворения мы будем сегодня анализировать на уроке, это поэты не профессионалы, а любители. Единственное исключе-ние - Игорь Николаевич Фадеев (кстати, дедушка нашего одноклассника  Акима), который является Членом Союза писателей России. В основном, наши поэты – это педагоги и журналисты, работники железной дороги и сферы культуры. (СЛАЙД 5)

Сегодня же мы для нашей работы возьмём стихотворения не только известных дновцев, но и учеников и выпускников нашей школы, обучающихся и закончивших «Областную школу юных поэтов». Мы обратимся к творчест-ву и Игоря Фадеева, и Евгения Шеметовского, и учеников и выпускников нашей школы и многих других поэтов. (СЛАЙД 6, 7)

Иногда стихотворения наших земляков по-детски наивны, а порою по-философски глубоки. Но всех их объединяет одно качество: желание в своём творчестве рассказать о своих чувствах, а также о своей любви к родным местам. Слова И.Н. Фадеева о провинциальном поэте (СЛАЙД 8)

Не нужны мне слова и награды,

Лишь жила б и пела во мне Русь.

Я поэт районного масштаба.

Этим званьем, земляки, горжусь! (И. Фадеев «Поэт»)


И первое задание будет связано как раз с этим четверостишьем:

- Выполните устный синтаксический разбор первого предложения.

- Какую особенность вы видите в 3 предложении?

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, 1 и двусоставные, распространённые). В 3 предложении – обращение.


Как уже было сказано Лизой, материалом для нашего урока служат стихотворения наших земляков. Но сначала мы повторим всё, что знаем об однородных членах предложения.

ТЕОРИЯ:

Какие члены предложения называются однородными?

Какие члены предложения могут быть однородными?

Как однородные члены связаны между собой, т.е. друг с другом?

Какими союзами связаны между собой однородные члены?

Назовите группы сочинительных союзов с примерами.

(СЛАЙД 9)

М.В. Ломоносов говорил: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются и так подобны они гвоздю и клею…» Как вы понимаете слова Ломоносова и согласны ли вы с ним?

Как можно различить однородные и неоднородные определения?

Когда ставится запятая между однородными членами предложения?

Когда не ставится запятая между однородными членами предложения?

Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.


А теперь от теории переходим к практической части урока.

Пока мы выполняем следующие задания, 4 ученика выполнят задания по карточкам.

Задание 1

Учитель. Найдите предложения с однородными членами:


1. Я образ мамы благородный (СЛАЙД 10)

В душе храню, как талисман.

Меня от бед он охраняет

И в знойный день, и в ураган. (Анна Пулит «Моей матери»)


2. При встрече с нами жизнь свою обсудит, (СЛАЙД 11)

Попросит нас почаще навещать.

Запомните, Учитель не забудет!

Запомните, Учитель будет ждать! (Степанова Екатерина «Посвящается Учителю»)


3. Птичьим полетом унес (СЛАЙД 12)

Ветер былые тревоги

За позаросший откос

Старой железной дороги. (Е. Шеметовский. «Дновский вальс»)


4. Это чистое, мирное небо, (СЛАЙД 13)
Запах трав и цветов на лугах,
Закрома золотистого хлеба –
Это счастье всё в наших руках.
Милая Псковщина». Данила Иванов)

Стужится, стужится, стужится. (СЛАЙД 14)

Льдинки искрятся на лужицах. («Дно золотое». Е.Шеметовский)


Задание 2

Расставить знаки препинания (устно):


1. Куда ж занесло тебя, немец проклятый, (СЛАЙД 16)

Каких матерей вы сыны?!

Неужто старухи, деды да ребята

Виновники страшной войны? (Игорь Фадеев «Горушка»)


2. Я вышел на дорогу, а там звери: (СЛАЙД 15)

Лисицы и зайцы, олени и змеи,

Орёл, ястребок, сорока, синица,

Петух, бельчонок и красивая горлИца! (Аким Петров «Чудная дорога»)


3. Мне их поток не удержать,

Он мне, поверь, как воздух нужен.

Хочу я босиком бежать

По голубым весенним лужам! (Игорь Фадеев «Тёплые дожди»)


4. … Что вновь когда-нибудь споём (СЛАЙД 17)

И о судьбе, и о любви, и о былом! (Николай Иванов «Не торопи!


Задание 3.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Не птицы лесные, а пули запели

Смертельную песню свою… (Игорь Фадеев «Горушка»)

Задание № 4

Графический диктант.

На экране вы видите отрывки из стихотворений. Вы внимательно читаете, а затем в тетрадях рисуете схемы предложений.

1. Старость тихо подходит, поспешно, неслышно… (А. Коняшкина «Старость»)


2. Бегали, играли,

Прыгали, скакали,

Ездили, купались,

Много развлекались. (Петров Аким. «Моё лето»)


3. Что Пушкин жив, я это точно знаю.

Его присутствие я сердцем ощущаю

Везде, во всём: в усадьбах и в стихах.

Он здесь, а не на небесах. (Строки, навеянные посещением пушкинских мест… В.Ж.)


4. Дом – наша круглая земля,

Леса, и горы, и поля.

Но мы покинем все однажды общий дом…. (Николай Иванов «Не торопи!»)

Задание 5

Какая из схем, предложенных на доске, соответствует предложению, которое Вы видите на слайде?

То было братство боевое:
Делились чёрным сухарём,
Водой со дна походной фляжки,
Махорки горстью и огнём.
(Анна Пулит «Наша победа» ) 2+

Задание 6

Учитель. А теперь немного отдохнём и поиграем в игру «ДА – НЕТка». Я задаю вопрос. А вы отвечаете: а) да или б) нет.

Однородные члены всегда относятся к одному и тому же слову.

Не все члены предложения могут быть однородными.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

Однородные члены предложения могут быть словами разных частей речи.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Если однородные члены соединены союзами, то запятая между ними не ставится. [ О: например, О, О, О ]. [ , как О, так и О].

Ответы: 1А, 2Б, 3А, 4А, 5А, 6

6. Вывод:

Учитель: Ну, что ж наш урок подходит к концу, и давайте подведём итоги урока.

- Какую тему мы с вами повторяли на сегодняшнем уроке?

- Что вам показалось интересным?

- Узнали ли вы что-нибудь новое на сегодняшнем уроке?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?


Сегодня на уроке мы провели достаточно большую работу: закрепили знания по теме «Однородные члены предложения» и познакомились с творчеством поэтов-земляков.

Я благодарна всем вам, ребята, за работу, и обещаю, что к творчеству дновских поэтов мы вернёмся ещё не раз.

Домашнее задание.

Написать стихотворение на тему: «Моя любимая школа» с включением в него однородных членов предложения

Тест для индивидуальной работы

1. Однородными членами предложения являются:

а) повторяющиеся для большей выразительности слова;

б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному

члену предложения;

в) слова, относящиеся к одному и тому же члену предложения, но отвечающие на разные вопросы

2. В каком предложении определения однородные (запятые не проставлены):

а) Купим удобный широкий стол.

б) Купим удобный письменный стол.

3. Найдите предложение с однородными членами:

а) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

б) Луна была за тучками, и сугробы казались синими.

в) С утра шел дождь, и небо было затянуто тучами.

4. Ставится ли запятая между однородными членами, соединенными союзами, в устойчивых сочетаниях.:

а) да;

б) нет.

5. Двоеточие при обобщающих словах ставится:

а) если обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

б) если обобщающее слово стоит после однородных членов.

6. Найдите предложение, соответствующее схеме: О : О, О, О -…

(запятые не проставлены).

а) В корзине лежали разные фрукты яблоки груши виноград персики.

б) Из морской рыбы трески сельди палтуса можно приготовить много вкусных блюд.

в) Утро рассеивает все страх усталость волнения.

(за каждый правильный ответ 1 балл)


Предварительный просмотр презентации

Интегрированный урок по русскому языку в 8 классе по теме «Однородные члены предложения» Учитель: О.М. Кириллова МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 50» г. Дно

То, что мы знаем, – ограниченно, а то, что мы не знаем, - бесконечно. П. Лаплас

Тема урока: Однородные члены предложения. Однородные члены предложения в творчестве дновских поэтов

Цель урока: Обобщение материла по теме «Однородные члены предложения» Задачи урока: Повторить материал по теме; Повышать культурный уровень через обра- щение к текстам художников слова г. Дно; Расширить представление о местных поэтах и об их творчестве; Формировать умение строить устное выска- зывание в форме выступления

Не нужны мне слова и награды, Лишь жила б и пела во мне Русь… Я поэт районного масштаба, Этим званьем, земляки, горжусь! И. Фадеев «Поэт»

«Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются, и так подобны они гвоздю и клею…» М.В. Ломоносов

Я образ мамы благородный Я образ мамы благородный В душе храню, как талисман. Меня от бед он охраняет И в знойный день, и в ураган. Анна Пулит «Моей матери»

При встрече с нами жизнь свою обсудит, При встрече с нами жизнь свою обсудит, Попросит нас почаще навещать. Запомните, Учитель не забудет! Запомните, Учитель будет ждать! Степанова Екатерина «Посвящается Учителю»

Птичьим полетом унес Ветер былые тревоги За позаросший откос Старой железной дороги. Е. Шеметовский «Дновский вальс»

Это чистое, мирное небо, Запах трав и цветов на лугах, Закрома золотистого хлеба – Это счастье всё в наших руках. «Милая Псковщина» Данила Иванов

Стужится, стужится, стужится. Льдинки искрятся на лужицах… «Дно золотое». Е. Шеметовский

Куда ж занесло тебя, немец проклятый, Куда ж занесло тебя, немец проклятый, Каких матерей вы сыны?! Неужто старухи деды да ребята Виновники страшной войны? Игорь Фадеев «Горушка»

Я вышел на дорогу, а там звери Я вышел на дорогу, а там звери Лисицы и зайцы олени и змеи Орёл ястребок сорока синица Петух бельчонок и красивая горлИца! Аким Петров «Чудная дорога»

Мне их поток не удержать, Мне их поток не удержать, Он мне, поверь, как воздух нужен. Хочу я босиком бежать По голубым весенним лужам! Игорь Фадеев «Тёплые дожди

… Что вновь когда-нибудь споём И о судьбе и о любви и о былом! Николай Иванов (Авэн) «Не торопи!»

Выполните синтаксический разбор предложения Выполните синтаксический разбор предложения Не птицы лесные, а пули запели Смертельную песню свою… Игорь Фадеев «Горушка»

Старость тихо подходит, поспешно, Старость тихо подходит, поспешно, неслышно… Алёна Коняшкина «Старость» 2. Бегали, играли, Прыгали, скакали, Ездили, купались, Много развлекались. Петров Аким. «Моё лето»

3. Что Пушкин жив, я это точно знаю. 3. Что Пушкин жив, я это точно знаю. Его присутствие я сердцем ощущаю Везде, во всём: в усадьбах и в стихах. Он здесь, а не на небесах. «Строки, навеянные посещением пушкинских мест…» Вадим Жуков

4. Дом – наша круглая земля, Леса, и горы, и поля. Но мы покинем все однажды общий дом…. Николай Иванов «Не торопи!»

То было братство боевое: Делились чёрным сухарём, Водой со дна походной фляжки, Махорки горстью и огнём. Анна Пулит «Наша победа»

Мои шаги отчеканят пульс По дорогам и мостовым, Я не знаю, когда вернусь В день сегодняшний, но другим. Ветром пьяным, шальной грозой, Летом солнечным в кимоно, Обниму багряной зарёй Тихий город с названием Дно.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.