12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Анна Александровна7
Россия, Ярославская обл., г. Данилов
6

Конспект урока на тему "Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, пунктуация при них"

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ И ПУНКТУАЦИЯ ПРИ НИХ

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний.

- Начнём урок с разминки и повторим ранее пройденный материал.

Верные-неверные утверждения

+1.Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.

+2.Однородные члены равноправны по отношению друг к другу.

-3.Однородными членами могут быть слова только одной части речи.

+4.В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

-5.Однородные члены предложения относятся к разным членам предложения.

-6.Однородные члены предложения соединяются только интонацией.

Ключ: + + - + - -

Оценивание: нет ошибок –«5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более – «2».

Результаты заносятся в оценочный лист.

3. Открытие новых знаний.

А) Постановка учебной задачи.

- Как вы поняли, мы продолжаем работу, связанную с однородными членами предложения. Обратимся к последнему утверждению: однородные члены предложения соединяются только интонацией.

- А чем ещё соединяются однородные члены предложения? (Сочинительными союзами)

- Кто скажет, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

Тема урока: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них».

- Задачи, которые мы будем решать на уроке:

1.знакомство с группами сочинительных союзов;
2.усвоение правил постановки запятой перед союзами;
3.отработка соответствующих навыков.

Б) Этап сбора информации, наблюдение, анализ.

- Итак, мы сформулировали учебную задачу. Для знакомства с группами сочинительных союзов откройте учебники на стр. 148. Проанализируйте данную таблицу и ответьте на вопрос.

ЧИТАЮТ

- Как делятся сочинительные союзы по значению? 

- Обратите внимание на примеры употребления союзов: где-то союз употребляется один раз, где-то он повторяется. Как бы вы назвали такие группы союзов? (Одиночные и повторяющиеся)

- Какие группы союзов могут быть одиночными?

- Какие союзы могут быть повторяющимися?

- Союзы мы узнали. Теперь нам нужно поговорить о пунктуации при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Для этого мы поработаем с рядом предложений.

- Закроем учебники.

КАРТОЧКА

1.Нигде ни садика, ни длинного забора.

2.В воскресенье мы пойдем в музей или театр.

3.Обнялись облака и уснули без грусти.

ВОПРОС КО ВСЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ

- Назовите ОЧП. Какой союз их связывает (к какой группе относится)?

- Обратите внимание на 1 предложение. В чём его особенность? Чем оно отличается от 2 и 3?

Вывод: запятая ставится перед повторяющимися союзами. Не ставится перед одиночными соединительными или разделительными. 

1.В лесах водятся как зайцы, так и лисы.

2.Она не только работала, но и училась.

ВОПРОС КО ВСЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ

- Назовите ОЧП. Какой союз их связывает? Как называются такие союзы?

Вывод: запятая ставится перед второй частью двойных союзов

1.Олег прислушался, но услышал только толчки своего сердца.

2.Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне.

ВОПРОС КО ВСЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ

- Назовите ОЧП. Какой союз их связывает (к какой группе относится)?

Вывод: запятая ставится между противительными союзами. 

- Откроем учебник на стр. 149 и проверим наши выводы.

4.Первичное закрепление.

- Запишите предложения, подчеркните однородные члены предложения, объясните постановку запятой.

Он жил настоящим мгновением, зато уж жил вполне.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

Она не только работала, но и училась.

Олег говорил легко и не прибегал к помощи суфлера.

Он встал ни свет ни заря.

- В последнем предложении запятая не нужна. Найдите ответ на 149 стр.

Самостоятельная работа.

КАРТОЧКА

Выпишите номера предложений, в которых нужно ставить запятую при однородных членах предложения.

Не род а ум поставлю в воеводы.

Ни свет ни заря прибыли претенденты на руку царевны.

Не только мальчиком но и взрослым из всех зрелищ я больше всего любил цирк.

Они сошлись. Волна и камень. Не столь различны меж собой.

Мал золотник да дорог.

В горячем свете весело и сухо блестит под окнами сирень.

Ключ: 1, 3, 5.

Взаимопроверка. Проверка по ключу.

Нет ошибок – «5».

1 ошибка - «4».

2 ошибки – «3».

Более ошибок– «2».

Результаты заносятся в оценочный лист.

5.Домашнее задание:

6.Рефлексия.

- Сегодня мы с вами поговорили об однородных членах предложения, связанных сочинительными союзами и о знаках препинания при них. Осталось ли что-то непонятным по теме урока? Если нет, то приступим к заключительному этапу урока, на котором вам предстоит выполнить небольшой тест.

КАРТОЧКА

ТЕСТ

1. Однородными членами предложения являются такие члены, если …

1) отвечают на один и тот же вопрос;

2) относятся к одному и тому же члену предложения.

3) состоят из одних и тех же частей речи;

4) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же

члену предложения

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) подлежащие,

2) сказуемые,

3) любые члены предложения могут быть однородными,

4) определения

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

1) интонацией,

2) союзами,

3) предлогами,

4) интонацией или союзами/ интонацией и союзами

4. В каком случае между однородными членами предложения не ставится запятая?

1) если однородные члены связаны союзами а, но;

2) если однородные члены связаны союзом и;

5. Какие члены предложения являются однородными в стихотворных строчках?

Я снова чью-то песню слышу

Про отчий край и отчий дом. (С. Есенин)

1) подлежащие,

2) сказуемые,

3) второстепенные члены

Ключ: 4, 3, 4, 2, 3

Взаимопроверка. Проверка по ключу.

Нет ошибок – «5».

1 ошибка - «4».

2 ошибки – «3».

Более ошибок– «2».

Результаты заносятся в оценочный лист.


- Теперь обратимся к результатам вашей работы. Посмотрите, какие баллы вы получили по всем видам работы, внесённым в оценочный лист. Скажите, при выполнении каких заданий у вас возникли трудности? Поставьте себе оценку за урок, оцените свою работу по пятибалльной шкале.

ОЦЕНИВАЮТ

- Спасибо за урок! Надеюсь, вы усвоили новый материал.








Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.