Обобщающий урок математики в 8 классе по теме «Площади многоугольников»
Урок разработан и проведён
учителем I квалификационной категории
Игошевой Светланой Витальевной
8 класс
Тема: Обобщающий урок по теме «Площади многоугольников».
Цель: В форме деловой игры «Строитель».
Учебная : Усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение полученных знаний к решению практических задач.
Воспитательная: Ориентация учащихся на профессию строителя.
Развивающая: Умение ориентироваться в реальной жизненной ситуации.
П Л А Н
Организационный момент.
Рассказ о строительном производстве.
Повторение материала;
- зашифрованные вопросы;
Решение задач по бригадам.
Разбор решения задач.
Тест
Домашнее задание: разгадать кроссворд по теме.
Итоги.
Решение задач устно по готовому чертежу.
Ход
Организационный момент.
Пожалуйста, ответьте с помощью карточек разного цвета, с каким настроением вы пришли на урок : красный цвет – хорошее, зеленый – среднее, синий – плохое.
Строительное производство сегодня — это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом.
Столяр работает в строительно – монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских . Он выполняет различные операции на станках : на круглопильных – раскрой пиломатериалов, на фуговальных – строгание, на долбежных и шипорезных – выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т.д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.
Сегодня все вы почувствуете себя в роли строителей.
Прежде, чем перейти к выполнению работы строителей, мы с вами повторим необходимый материал.
Я буду вам зачитывать зашифрованные вопросы, ваша задача угадать о каком из многоугольников идет речь и сказать определение данного многоугольника.
За правильный ответ будете получать жетоны.
Знаете ли вы меня
Хочу проверить
Любую площадь я могу измерить,
Ведь у меня 4 стороны
И все они между собой равны,
И у меня равны еще диагонали,
Углы они мне делят пополам,
На части равные разбит я сам. (Квадрат)
И у меня равны диагонали,
Хочу сказать я, хоть меня не называли.
И хоть я не зовусь квадратом,
Он мне приходится родным братом. (Прямоугольник)
Хоть стороны мои
Попарно и равны и параллельны,
Все ж я в печали, что не равны мои диагонали,
Да и углы они не делят пополам,
Но все ж , скажи, дружок, кто я? (Параллелограмм)
Мои хотя и не равны диагонали,
По значимости всем я, уступлю едва ли.
Ведь под прямым углом они пересекаются,
И каждый угол делят пополам,
И очень важная фигура я, скажу я вам. (Ромб)
Молодцы!
А сейчас, я предлагаю решить несколько задач устно по готовому чертежу.
1) В АД= 3см, ВД=1см,
2) MP=10см, NP=8см
3) d1=8см, d2=6см
Д ДС=4СМ SMNP=? Sромба=?
М
А С SАВС= ?
Хорошо, молодцы!
Задача устно.
За 2 мин. среди предложенных фигур , найти те, которые имеют одинаковую площадь. 14
(фигуры на бумаге) 3) 1,5
4
7 2) 4) ромб: Р=14
1) 4 4 8
10
Ну, а сейчас, представьте, что каждый из вас работает строителем. Требуется выполнить работу по настилке полов строящегося детского сада.
Вам предлагается произвести настилку паркетного пола в игровом зале размером 5,75м – ширина 8 м – длина (записать на доске)
Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, парал-в, и равнобоких трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на фигурках, которые я вам даю:
35 50
20 20 20
15 15 20
— Вы представляете 3 бригады:
1) Столяры
2) Поставщики
3) Паркетчики (таблички на столы написать)
— Столяры должны изготовить паркетные плитки указанных размеров, но прежде чем изготовлять необходимо рассчитать сколько плиток каждого вида потребуется. Лишних плиток не должно быть.
Причем: число треугольных плиток должно быть минимальное
(записать на доске) количество.
- а плиток в форме параллелограммов и трапеций одинаковое количество.
- 2 бр. Поставщики должны доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Им нужно также знать сколько и каких плиток должно быть.
- 3 бр. Паркетчики. Должны проконтролировать доставку и выполнить настилку , надо опять же наперед знать, сколько и каких плиток должно быть.
- В игре побеждает та команда, которая первая выполнит правильный расчет и объяснит его всем. Расчеты выполнить в тетради.
(победившей команде всем «5» в журнал)
Приступаем. На решение вам 10-13 мин.
Решение:
Длина 8м = 800см
Ширина5,75м= 575см
Sтреуг. = 20х15= 300см2 = 150 см2
Sпаралелогр. = 35 х 20 = 700см2
Sтрапеции = 50+20 . 20 = 35х 20= 700 см2
S 1 полосы длиной 575 см и шириной 20 см:
= 575 х 20 = 11500 см2
11500 : 700 = 16 ( ост. 300)
=> параллелограммов и трапеций вместе 16 штук, а так как их должно быть одинаковое количество =
параллелограммов – 8 штук и трапеций - 8 штук
300 : 150 = 2 – треугольника. Это нужно для 1 полосы.
А таких полос будет 800: 20 = 40 штук
Для настилки пола будет нужно 2х40= 80 треугольников
8 х 40=320 параллелограммов и 320 трапеций.
Ответ : 80, 320, 320.
Объясните, как вы производили расчеты.
1 человек. Остальные бригады сдайте листочки.
Хорошо, молодцы!
6. Вам предлагается выполнить тест по теме «Площади фигур и теорема Пифагора». ( 10 мин.)
7. Домашнее задание. Каждому решить кроссворд по теме.
Решение записать в тетради.
8. Итоги урока. Оценки.
Итак. Мы сегодня посмотрели, а где же в жизни применяется геометрия, увидели на примере профессии строителей, каким образом, что и как.
А главное мы с вами повторили формулы площадей многоугольников, порешали задачи.
Как вы считаете полезным был урок
9. Рефлексия.
Пожалуйста, покажите карточки, с каким настроением вы уходите с урока. Спасибо за урок, дети.