12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Березовская Инна36

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами. Самые первые открытия и знания мы сделали в детстве в своих играх и развлечениях.

Корней Чуковский


Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), введение которого оговорено в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273, ст. 11), предъявляет новые требования к результатам ООП НОО. Согласно ФГОС, основной результат образования – развитие личности на основе усвоения УУД, познания и освоения мира.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, целью которого является развитие личности. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации.

Реализация в учебном процессе системно-деятельностного   подхода   осуществляется через моделирование и анализ жизненных ситуаций, использование активных и интерактивных методик, участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности, вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усвоение знаний становится более качественным и прочным, значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Актуальность применения игровых технологий в начальной школе я вижу в том, что:

-игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими их элементами соревнования;

-в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

-игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением;

-включение в урок игр делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

-разнообразные игровые действия,при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.


Предлагаю проект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя существительное" раздела «Части речи», УМК «Школа России» на основе технологии смешанного обучения (модель «Ротация станций»).

Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.

Модель «Ротация станций» прекрасно работает в начальной школе, но требует наличия компьютеров или планшетов в классе, умения организовывать групповую работу. Учащиеся делятся на три группы по видам учебной деятельности, каждая группа работает в своей части класса (станции): станция работы с учителем, станция онлайн-обучения и станция проектной работы. В течение урока группы перемещаются между станциями так, чтобы побывать на каждой из них. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается с помощью компьютеров, третья разбивается на подгруппы и работает над групповыми проектами. Группы перемещаются по кругу: ученики, сначала работавшие с учителем, затем переходят к групповым проектам, а далее — в зону онлайн-обучения, где работают на компьютерах.

Переход между станциями организован следующим образом: учитель хлопает в ладоши, ученики в ответ хлопают дважды, подтверждая, что они слышали сигнал. Еще один хлопок учителя и дети перемещаются на свои новые рабочие места за 20-30 секунд и приступают к работе.

Проект урока на основе игровой технологии с использованием ИКТ.

Тема урока:«Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя существительное"

Игровая ситуация заключается в том, что обучающиеся делятся на три станции, на которых необходимо применить полученные раннее знания. При всём этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи. Игра используется для решения комплексных задач систематизации изученного материала, развития творческих способностей, формирования УУД.

Тип урока: урок систематизации и коррекции знаний и умений.

Форма работы: групповая.

Цель урока:создание условий для обобщения знаний обучающихся об имени существительном как части речи; развивать умение распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

Предметные:распознавать в речи имена существительные, классифицировать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные имена существительные, изменять имена существительные по числам.

Познавательные:развивать любознательность, мышление, речь; формировать интерес к поисковой деятельности;

Регулятивные:осуществлять пошаговый контроль по результату, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные:участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение;создавать условия для учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Личностные:способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Информационные ресурсы для работы в классе:

Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2017;

Инструменты и средства:планшеты, проектор, экран, ручки, простой карандаш, ластики, цветные карандаши,лист А3 для проектной работы.

Материалы: маршрутный лист, лист самооценки.

Проект урока разработан поэтапно.

Этап подготовки:разработка сценария, подготовка материального обеспечения.

Этап проведения:ввод в игру и проведение игры.

Этап анализа и обобщения: рефлексия, рекомендации по выполнению домашнего задания.

Сценарий урока

Организация рабочего пространства класса

В классе одновременно работает три группы. В классе:

три рабочие зоны: «круглых стола» (по две составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»,станции подписаны (на столах стоят таблички с названиями станций)

на каждой станции размещен раздаточный материал для каждой группы – группа садится и, взяв материалы, предназначенные для нее, приступает к работе; на любой станции (кроме станции Учитель), работа начинается со знакомства с инструкцией.

индивидуальные листы самооценки, маршрутный лист группы.

ручки, линейки, ластики, простые карандаши, цветные карандаши,планшеты (5 штук).

Организация урока и помощи учащимся в работе

Функции учителя-фасилитатора:

поддержка организованного проведения урока,

оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности;

Примечание. Помощь не носит характера прямой подсказки.

общее наблюдение за процессом работы групп.


Организация деятельности учащихся

Учитель вводит детей в игру и делит их на 3 группы по 5 человек в каждой группе. Формируются группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока, также учитываются личностно-психологические типы на основе диагностики психолого-педагогических особенностей учащихся класса.При этом,для успешной работы и достижения оптимального результата все группы одного уровня.Ребята получают рабочие листы самооценки и маршрутный лист группы.

Организационный этап (эмоциональный настрой).

Ну, ребята, чур- молчок.

Начинается урок.

Глаза смотрят и всё…видят

Уши слушают и всё…слышат

Сначала думаю, потом…говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнения других

Этап мотивации и целеполагания(ввод в игру).

Всему название дано и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз, -
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, -
Означено словами.

О какой части речи это стихотворение? 

На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «Имя существительное», пришло время подвести итоги. Наш урок пройдет в технологии смешанного обучения, где будем работать в группах и путешествовать по станциям. В конце урока подведем итоги путешествия и выявим лидеров.



III. Этап систематизации и коррекции знаний и умений.

Работа по станциям

Станция «Работа с учителем»

Цель станции работы с учителем — получение обратной связи от учителя. Максимальное влияние на качество образования оказывает обратная связь со стороны учителя, поэтому повышение качества обратной связи и увеличение времени контакта учителя с учеником положительно отражаются на успеваемости. На станции работы с учителем у учителя появляется возможность учесть особенности группы детей, с которыми он работает, а также их индивидуальные особенности за счёт деления на группы и уменьшения числа детей в группе.

Выполнение практической работы:

Из слов каждой строчки составь предложения и запиши их.Подчеркниимена существительные.


У, Зорьки, коровы, был, Васька, телёнок.

Петя, на, пошли, рыбалку, и, Вася.

В, протекала, селе, маленькая, Весёлая, речушка.

На, купались, реке, плескались, дети, и.


  Подбери проверочные слова так, чтобы они оказались именами существительными.


Закр.чал - ___________, пом.рились - _________, п.левой - ____________, пл.сал - ______________, сп.ртивный - ____________, ст.пной - ___________.


Для работыподобраны задания, требующие у ребенка умения думать, а не выполнять работу по образцу.

Станция «Онлайн-работы».

Цель станции онлайн-работы —создать условия для развития навыков самостоятельной работы, личной ответственности, самоорганизации, то есть дать возможность ребенку научиться учиться самостоятельно. На станции онлайн-работы учащиеся проверяютсвои знания и тренируют навыки. Учащийся получает доступ к материалам не только одного урока, но целой темы для того, чтобы дать возможность каждому идти в своём темпе.

Индивидуальная работа учащихся. Учащиеся на планшете переходят по закладке и приступают к выполнению заданий в ЯндексУчебнике. Предложено решить 5 заданий.

Яндекс. Учебник –это сервис с заданиями по математике и русскому языку для 2-4 классов с автоматической проверкой ответов и мгновенной обратной связью для учеников.

Станция «Групповая проектная работа»

Цель станции проектной работы — создание условий для применения знаний и навыков в практических ситуациях, развитие коммуникативных компетенций и получение обратной связи от одноклассников. Группам предложено на листе формата А3 составить Ментальную карту по теме «Имя существительное»Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы.

2. Защита проектных работ группами, каждый ученик обязательно участвует в защите.Сразу после защиты каждая группа проводит самооценку по технологии Д. Данилова в диалоге с учителем.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает группа)

1. Что нужно было сделать в этом задании? Какая былацель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой)?

4. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?


Взаимооценка групповых работ на полноту и правильность составления ментальных карт.

lV.Рефлексия(взаимооценка, самооценка, подведение итогов).


Этапы урока

Ориентировочное время

Организационный этап (введение в игру, инструктаж)

до 3-5 минут

Работа по станциям

30 минут

Рефлексия, подведение итогов урока

до 10-12 минут


V. Информирование о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

1) выполнить задания в тетради с печатной основой по данной теме.

2)или Карточки в Яндекс.Учебнике

 

Отчетные материалы:

Рабочие лист













Рабочий лист группы 1



Время выполнения

Задание

Станция «Проектная работа»

10 минут

На листе формата А3 составитьМентальную карту по теме «Имя существительное».

По окончании работы оцени работу своей группы (лист самооценки).

Станция «Работа с учителем»

10 минут

Выполни задание с учителем.

Задание озвучивает учитель.

Станция «Онлайн-работы»

10 минут

Открой Яндекс Учебник по закладке и зайди под своим логином и паролем.

Выполни задания «Урок 05.04.2020»


Лист самооценки 

Ф.И._____________________________

 Оцени работу своей группы. 

Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). 

 

Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? 

□ А. Да, все работали одинаково. 

□ Б. Нет, работал только один. 

□ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. 

 

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? 

□ А. Работали дружно, ссор не было. 

□ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. 

□ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 

 

Тебе нравится результат работы группы? 

□ А. Да, все получилось хорошо. 

□ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. 

□ В. Нет, не нравится. 

 

 





Рабочий лист группы 2



Время выполнения

Задание

Станция «Онлайн-работы»

10 минут

Открой Яндекс Учебник по закладке и зайди под своим логином и паролем.

Выполни задания «Урок 05.04.2020»

Станция «Проектная работа»

10 минут

На листе формата А3 составить Ментальную карту по теме «Имя существительное».

По окончании работы оцени работу своей группы (лист самооценки).

Станция «Работа с учителем»

10 минут

Выполни задание с учителем.

Задание озвучивает учитель.

Лист самооценки 

Ф.И._____________________________

 Оцени работу своей группы. 

Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). 

 

1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? 

□ А. Да, все работали одинаково. 

□ Б. Нет, работал только один. 

□ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. 

 

Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? 

□ А. Работали дружно, ссор не было. 

□ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. 

□ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 

 

Тебе нравится результат работы группы? 

□ А. Да, все получилось хорошо. 

□ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. 

□ В. Нет, не нравится. 

 












Рабочий лист группы 3



Время выполнения

Задание

Станция «Работа с учителем»

10 минут

Выполни задание с учителем.

Задание озвучивает учитель.

Станция «Онлайн-работы»

10 минут

Открой Яндекс Учебник по закладке и зайди под своим логином и паролем.

Выполни задания «Урок 05.04.2020»

Станция «Проектная работа»

10 минут

На листе формата А3 составить Ментальную карту по теме «Имя существительное».

По окончании работы оцени работу своей группы (лист самооценки).

Лист самооценки 

Ф.И.

 Оцени работу своей группы. 

Отметь  вариант ответа, с которым ты согласен (согласна). 

 

1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом? 

□ А. Да, все работали одинаково. 

□ Б. Нет, работал только один. 

□ В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше. 

 

2. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? 

□ А. Работали дружно, ссор не было. 

□ Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились. 

□ В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось. 

 

Тебе нравится результат работы группы? 

□ А. Да, все получилось хорошо. 

□ Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше. 

□ В. Нет, не нравится. 

  

 
































  

 








Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.