Урок обобщения и контроля знаний для 7 класса коррекционной школы VIII вида по теме «Имя существительное»
Урок контроля знаний обучающихся в 7 классе.
Краткая аннотация.
Организация преподавания детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, имеет ряд особенностей. Необходимо учитывать специфику развития этих детей в выборе форм и методов работы. Данный урок построен так, чтобы обучающиеся имели возможность повторить материал по изученной теме «Имя существительное» перед выполнением контрольного задания в виде теста. Плавный переход после выполнения заданий к самой контрольной не создаст стрессовой ситуации для школьников. Дети воспринимают тест как еще одно задание, и выполняют его успешно. Особое внимание в ходе урока уделено здоровьесберегающим технологиям. В урок включены гимнастика для глаз, физминутка для снятия напряжения с мышц спины, шеи, ног.
Роль учителя заключается в организаци различных форм работы учеников,а при необходимости-в оказании помощи.
Цели и задачи урока:
-систематизация и обощение знаний,умений и навыков, полученных в процессе изучения темы «Имя существительное».
Воспитательные:
-развитие интереса к изучению русского языка
-развитие навыков общения
-совершенствование коммуникативных навыков обучающихся.
Коррекционные:
-развитие памяти,мышления, воображения, внимания.
Оборудование:
Учебники (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Русский язык 7 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений,Москва «Просвещение» 2013.
Раздаточный материал, тесты для каждого учащегося на бумажном носителе.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.
Ход урока:
Организационный момент. (5 мин) Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, рапорт дежурного.
Сообщение темы и цели урока.
Имя существительное.
Слово учителя: «Ребята, сегодня на уроке мы должны обобщить все, что изучили по теме «Имя существительное». У вас будет возможность показать свои знания при выполнении теста, чтобы у вас все получилось удачно и успешно, мы выполним несколько заданий перед тестированием. Это будет разминкой. Итак, мы начинаем с определения имени существительного как части речи. (проговаривается вслух всем классом)
Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?
Учитель. Сейчас на доске для вас первая подсказка, на этой схеме собраны все сведения об имени существительном. (см. приложение 1)
Подсказка 2. Демонстрируется плакат.
И.П. кто?что?
Р.П. кого?чего?от, из, с, до, без, около
Д.П. Кому?чему?к, по
В.П. кого?что? на,за, под, над, между
Т.В. кем?чем?с, за, под, над, между
П.П. о ком, о чем? О, об, в (во), на, при
Впрос классу. Как называется изменение существительного по падежам? (склонение)
Перечислите одушевленные и неодушевленные существительные, какие видите на картинке.(Приложение 3)
А теперь задание. В текст,записанный на доске,вставить вопросы, сверяясь с плакатом, выделить окончание в слове рябина, определить падеж. (см приложение 2)
У нас была красивая (….) рябина.
Все любовались (…7) рябиной.
Осенью (на…?) рябине много ягод.
У доски по очереди работают 3 ученика.
Учитель. Самым сложным стало определение склонение существительных для правильного ответа вам поможет подсказка №3. (приложение №4)
Запись слов с комментированием под диктовку,определение рода по цепочке.(Вода.лес,озеро,луна,меч,вещь,обруч,мечта,ночь,дача,болото,луч)
Учитель. Вы хорошо показали свое умение работать в группе,а сейчас вам предстоит поработать индивидуально, выполнив тест.
Тест составлен в соответствии с программой коррекционной школы VIII вида. В нем 15 вопросов, единственно правильный ответ на каждый из которых предлагается выбрать из 4 вариантов. Оценивается каждое задание в 1 балл. Оценка «5» выставляется за 14-15 баллов,за 13-12 баллов «4», 11-9 баллов –«3». Не будем забывать о поощрении особенных детей.
Физкультминутка
Вот мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу
Руки согнули,кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки,плавно помашем.
Это к нам птицы летят
Как они тихо садятся,покажем
-Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Далее учитель предлагает выполнить тест,выбрав из 4 вариантов только один.
Тест
Роль имени существительного в речи –
А) Называть признак предмета
Б) Называть все предметы окружающего мира
В) Указывать на предметы, но не называть их.
Г)Указывать на действия
2. Укажи существительное, на конце которого пишется мягкий знак
А) Грач..
Б) Меч..
В) Лож..
Г)Мимо дач..
Какое существительное является нарицательным?
А) Волга
Б) Океан
В) Россия
Г.)Дон
В каком словосочетании в окончании существительного пишется Е?
А) Гнездо ласточк..
Б) Рисовать на асфальт..
В) Выйти без шапк..
Г)Стоять на площад..
В какой строчке все существительные относятся к 3-му склонению?
А) Окно, стол, печь
Б) Конь, вода, стол
В) Степь, площадь, речь
Г)Берег,земля.обруч,
О ком так говорят?
Воды не замутит –
А) О неразлучных друзьях
Б) О скромном, тихом человеке
В) О том, кто чувствует себя свободным
Г)О врагах
Найди строку, где все существительные относятся ко 2-му склонению
А) Окно, болото, речка
Б) Бассейн, стадион, тренер
В) Чемпион, роса, степь
Г)Монтаж,государство,вещь
Тренер – это
А) Специалист, который руководит подготовкой спортсменов
Б) Работник, который отпускает товар покупателям
В) Рабочий, который обрабатывает металл, дерево на станке
Г)Специалист по подбору кадров
Укажи имя существительное в родительном падеже
А) В тетради
Б) За океаном
В) Вокруг деревни
Г)На площади
Укажи слово, где не пишется мягкий знак
А) Ноч..
Б) Туч..
В) Реч..
Г)Пустош..
Найди речевую ошибку в словосочетаниях:
А) Семь уток
Б) Пять гусей
В) Шесть курей
Г)Семь яблок
Укажи окончания имен существительных.
На ринг.. буду я борцом!
В бассейн.. стану я пловцом!
На стадион.. – футболистом!
А) е, и, е
Б) е, е, е
В) е, е, и
Г)и,е,е
Закончи пословицу.
Москва – всем городам ……
А) Пример
Б) Мать
В) Богатство
Г)Указ
Укажи предложение, где выделенное имя существительное стоит во множественном числе, творительном падеже
А) Королевич с любопытством осмотрелся.
Б) Водой не разольешь.
В) Вилами по воде писано.
Г)Повторенье-мать ученья.
15.Выберите предложение,где существительные имеют форму только единственного числа
А)Брюки висели на спинке стула.
Б)Смелость города берет.
В)Бабушка потеряла очки.
Г)Школьники интересно провели каникулы.
После выполнения теста учитель предлагает выполнить гимнастику для глаз, а потом еще раз проверить тест и сдать на проверку.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Работа над словарными словами, изученными по теме «Имя существительное».
Приложение
Ключ к тесту.
1-Б 2-В 3-Б 4-Б 5-В 6-Б 7 –Б 8-А 9-В 10 –Б 11 –В 12 –Б 13-Б 14-В 15 -Б
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Склонение имен существительных
1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
М.р. ж.р. м.р. и ср.р ж.р.
а я - о и е на ь знак
дядя земля меч озеро поле ночь