Урок обобщение по теме «Имя существительное» в 9 классе коррекционной школы

1
0
Материал опубликован 2 March 2017 в группе

Тема урока: Обобщение по теме «Имя существительное».

Класс: 9б

Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5 – 9 классы.

Учебник: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Русский язык. 9 класс. Учебник: Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Место урока в системе уроков:12-й урок по теме « Имя существительное» в разделе «Части речи»

Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»

Задачи урока:

1.Личностные:

- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;

- развивать и формировать коммуникативные навыки общения учащихся;

- развивать ответственность учащихся не только за свои результаты, но и за результаты своих одноклассников.

2.Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- высказывать свою версию выбора изученной орфограммы, предлагать способ её проверки;

- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, интерактивная доска, алгоритм );

- определять успешность выполненного задания самостоятельно и в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания: извлекать представленную информацию, создавать схемы ответа (текст, кластер, таблица);

- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

-повышать уровень речевого развития, уметь видеть свои и чужие ошибки;

- слушать и понимать речь других;

- уметь работать в парах;

- участвовать в беседе на уроке.

3.Предметные:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний имени существительного;

- совершенствовать орфографические навыки в определении основных признаков имени существительного;

- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;

- формировать умения правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- прививать интерес к изучению русского языка на основе связи с жизнью и литературой.

Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД

Вид используемых на уроке средств:

1. Учебник Русский язык 9 класс Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская;

2. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку 5-9 класс;

3. Презентация к уроку;

4. Индивидуальные карты успеха.

5. Карточки для дифференцированной работы по группам возможности.

6. Опорные схемы, алгоритмы написания орфограмм, обобщающие таблицы.

Структура урока:

Организационный момент.

Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний: 1.Проверка домашнего задания.

2.Фронтальный опрос «Имя существительное». Решение теста.

Повторение и анализ основных грамматических орфограмм имени существительного:

Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для выполнения практических заданий . Работа с презентацией.

Физкультминутка.

Практическая деятельность учащихся. Групповая работа.

Творческая работа. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Итог урока: 1. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Домашнее задание.

Оценки.

Технологическая карта урока

Этапы

урока

Дидактические задачи урока,

Средства обучения.

Содержание урока

Методы и приёмы по каждому этапу и виду деятельности учащихся.

Формируемые универсальные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивационно – целевой этап.

Организационный момент.

Проверить готовность к уроку. Настроить детей на положительную работу на уроке, заинтересовать их.

Слайд №2

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть. Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Поздоровались с гостями. Улыбнулись друг другу, ведь от улыбки станет всем теплей, поднимется настроение. Я желаю вам добра и успехов на уроке.

Возьмитесь все за руки. У нас сегодня всё получится, всё будет хорошо

Проверка готовности учащихся к уроку (тетрадь, учебник, ручка, карандаш)

- Что мы должны с вами делать, чтобы урок получился интересным?

- На парте у каждого ученика лежит персональная карта успеха, и вы, ребята, будете сами следить за тем, как она будет заполняться, т.е. будете сами себя оценивать. Работать будем с презентацией на интерактивной доске.

Приветствие учащихся с гостями

Слушают, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с картой успеха

Ответы учеников (думать, наблюдать, вспоминать, обобщать)

Словесный метод:

Личностные (Л):

- самоорганизация;

-прием «Ладошка к ладошке»

Регулятивные (Р):

- способность регулировать свои действия.

- определять успешность выполненного задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные (К):

- слушать и понимать речь других;

2.Объявление учащимся темы, цели, задачи урока.

Слайд №3-4

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой

учебной задачи

Слайд №6-7

-Отгадав загадку, вы сможете назвать ту часть речи, которую нам предстоит повторить.

- Это имя существительное, верно. Сегодня у нас урок повторения. Мы вспомним все, что узнали об имени существительном как части речи. Существительное – это самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Ваша задача – проявить себя, показать свои знания и умения.

- А информацию об имени существительном, которую мы получили на уроках и дома, оформим графически в виде схемы. Называется эта схема кластер, попробуем записать основные грамматические категории существительного.

Учащиеся открывают тетради и записывают число, классная работа.

Отгадывают загадку, формулируют тему урока, цели Слайд №5

Знакомятся с понятием кластер, самостоятельно заполняют вариант схемы, проговаривая признаки существительного.

Словесный метод

Р.- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- учиться планировать учебную деятельность на уроке;

- выражать свои мысли

Метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

3. Актуализация опорных знаний и умений:

3.1 Проверка выполнения домашнего задания.

3.2. Фронтальный опрос. Решение теста

4. Повторение, закрепление и анализ основных грамматических орфограмм имени существительного.

4.1.Работа на интерактивной доке. Выполнение практических заданий.

Выявление степени усвоения учащимися способов постановки пропущенных орфограмм в различных частях слова

Слайд №8

Обобщение знаний об изученных признаках существительных

Решение теста

Слайд №9-11

Слайд №13

Поиск и отбор необходимой информации для решения толстых и тонких вопросов.

Слайд №14-15

Повторение правила правописания собственных имен существительных

Слайд №16-17

.

1.Предлагаю проверить выполненное домашнее задание.

Посмотрите, так ли вы вставили пропущенные буквы?

- В каких частях слова мы будем находить знакомые орфограммы?

Зеленым цветом Головко Наташа выделит приставки, Еременко Артур обозначит орфограммы в корне синим , а Лаптев Денис – окончания черным цветом.

Молодцы! А теперь в «карте успеха» поставьте себе оценку за домашнее задание.

-Посмотрите на кластер, давайте вспомним основные грамматические признаки существительного.

- Как определить одушевленность?

( по вопросу кто? что?).

-Назовите начальную форму существительного.

-Приведите примеры существительных 3-го склонения.

-На какой вопрос отвечает подлежащее?

Молодцы! Справились.

- Ребята, на доске вы видите имена существительные. Образуйте от них форму множественного числа.

-Какие слова вызывают затруднения? Почему?

-Вспомните, как пишутся имена собственные. На карте успеха вычеркните лишнее слово, оставьте правильный, на ваш взгляд, вариант.

- Используя таблицу, определите склонение существительных.

- Укажите в карточках только цифру склонения существительных. Какой темой можно объединить слова?

(Осень)

Ребята сверяют выполненное домашнее задание с доской, исправляют ошибки карандашом.

-В приставках, корнях, окончаниях

(ответ ребят)

На интерактивной доске выделяют орфограммы Головко Н., Еременко А., Лаптев Д.

Заполняют «карты успеха»

В «карте успеха» заполняют таблицу «Тест», вносят свои ответы, а затем обмениваются листами для взаимопроверки.

Ключ содержит номера заданий и правильные ответы. Слайд №12

Учащиеся выставляют оценки за этот вид работы.

У доски работает Коденко Таня, записывает образованные слова множественного числа.

Ребята делают вывод , что существительные, написанные с большой буквы, не изменяются по числам.

Учащиеся работают самостоятельно.

Проверяют правильность выполнения.

Выставляют оценки в индивидуальных картах.

Ребята выполняют цифровой диктант, фиксируют результат в карте успеха, устно составляют предложения на тему «Осень», используя слова диктанта. Отрабатывают способ самопроверки.

Словесный, наглядный, практический методы

Р.- определять успешность выполненного задания в диалоге с учителем.

П.- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания: извлекать представленную информацию;

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы. К.- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;- слушать и понимать речь других;-

Технология интерактивного обучения.

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, применяют форму самоконтроля.

Метод воспроизведения изученного материала

Представление изучаемого материала в классификационных таблицах, использование алгоритма при ответе.

Использование метода ИКТ-технологий

4.2Физкультминутка

Снять общую усталость на уроке

Слайд №18

- Ребята, вы хорошо

потрудились, и я предлагаю немного отдохнуть.

- Тихо встали, вышли из-за парты и под музыку прогуляемся по осеннему парку, окунемся в фантастические звуки и краски.

Выполняют вместе с учеником, который показывает движения (любуемся облаками, собираем красивые листочки, перепрыгнем небольшую лужицу, машем улетающим на юг птицам) Вспоминают строки стихов об осени русских поэтов: Пушкина, Бунина,

Создание условий, позволяющих избежать переутомления и обеспечивающих высокую работоспособность детей на протяжении урока.

4.3 Практическая деятельность учащихся. Групповая работа.

Работа с интерактивной доской.

Работа с учебником. Решение контрольного вопроса.

4.4 Творческая работа. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

5.Итог урока.

 

5.1Домашнее задание

5.2Рефлексия

5.3 Оценки

Слайд №19

Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действия.

Развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Слайд №20-21

Слайд №22

Работа с учебником неотъемлемая часть каждого урока.

Слайд №23

Слайд №24

Коррекция отработки умения формулировать собственное мнение, использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждение.

Обобщение знаний, навыков и умений.

Слайд №25-27

 Слайд №28

Способствовать формированию самоанализа у учащихся

- Отдохнули и с новыми силами приступаем к выполнению следующего задания.

-Оно называется «Чудесное превращение». Работать будете парами. Надо превратить признаки и действия в предметы с помощью суффиксов. Кто быстрее справится, тот и получит 5 в карту успеха.

-А сейчас мы проверим, умеем ли правильно употреблять мягкий знак после шипящих.

-У доски будет работать Беркутова Оксана, пользуясь алгоритмом, вставит, где это необходимо, мягкий знак.

- Открыли учебники на странице73, контрольный вопрос8

Вспомним, какую роль играет имя существительное в предложении. К доске выйдут Назаренко Виталий, Родина Ангелина , Костылев Андрей. Они определят по очереди, в каком из предложений слово учитель подлежащее, где второстепенный член предложения, а где обращение.

-А теперь минутка на шутку. Посмотрите и послушайте видеоролик, назовите неправильно произнесенные слова. Как называются такие имена существительные?

-Составьте небольшой рассказ «В кафе», используя несклоняемые существительные.

-Как вы понимаете значение этих слов?

-Почему их называют несклоняемыми?

Подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итоги:

- Какая была тема нашего урока?

- Чем мы занимались на уроке?

- Что вам понравилось?

Хорошо. Давайте еще раз посмотрим, как мы составили кластер.

-Посмотрите теперь на свои карты успеха, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока.

А теперь открыли дневники и записали домашнее задание: Подобрать пословицы и поговорки о семье, о матери.

Найти в них словосочетание «сущ.+ прилаг.»

Ребята, все вы хорошо поработали, с заданием справились. Молодцы! Урок окончен, всем спасибо.

Учащиеся изменяют слова, образуя имена существительные, определяют их род и склонение.

Первая пара ставит себе в итоговый листок 5, вторая и третья – 4, четвертая и пятая -3

Правильность выполнения проверяют по доске.

Ученица дописывает ь только у существительных ж.р.3 склонения

Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний.

Комментирование ответов учащимися. Вывод делает ученица о том, что мягкий знак не пишется у существительных мужского рода и у существительных в Р.п., мн. ч..

Результаты выполненной работы заносятся в карту успеха.

Учащиеся записывают 3 предложения, по вопросу определяют член предложения, самостоятельно делают вывод.

Работающие у доски ученики ставят вопрос к слову учитель и подчеркивают его пером, называя роль в предложении.

Ученики правильно называют несклоняемые имена существительные, объясняя лексическое значение их.

Самостоятельно записывают связный рассказ, состоящий из 4-5 предложений. Затем ребята зачитывают свои мини-рассказы.

Выставляют оценки в карты успеха, подсчитывают среднюю оценку за урок.

Ответы ребят.

Отвечают,

высказывают своё мнение.

Записали д/з все, вторую часть выполнят Родина А., Беркутова О., Костылев А., Назаренко В., Головко Н.

Ученики оставляют один смайлик-смайлик своего настроения, а два зачеркивают.

В оценочной таблице подсчитывают свою оценку, выставляют ее в дневник, называют учителю.

Использование обобщающих таблиц и вопросов, требующих классификации и систематизации знаний.

Обобщение на различных уровнях:

понятийном;

тематическом;

итоговом.

Словесный, практический методы Р.- высказывать свою версию, предлагать способ её проверки; определять успешность выполненного задания в диалоге с одноклассниками.

П. - извлекать информацию, представленную в разных формах.

К.- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

- слушать и понимать

Р.: планируют работу при решении учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.

П: ориентируются в тексте, осуществляют поиск необходимой информации, дополняют и расширяют имеющиеся знания об несклоняемых существительных

К.: умение слушать и вступать в диалог, сотрудничать с одноклассниками при обсуждении текста.

Л.: мотивируют свои действия.

Словесный, наглядный, практический методы

Словесный метод

К.- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

-слушать и понимать речь других.

Л.: определяют границы собственного знания и незнания.

Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации