Урок обобщение по теме «Имя существительное» в 9 классе коррекционной школы
Тема урока: Обобщение по теме «Имя существительное».
Класс: 9б
Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. 5 – 9 классы.
Учебник: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская Русский язык. 9 класс. Учебник: Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Место урока в системе уроков:12-й урок по теме « Имя существительное» в разделе «Части речи»
Цель урока: закрепить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Задачи урока:
1.Личностные:
- самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;
- развивать и формировать коммуникативные навыки общения учащихся;
- развивать ответственность учащихся не только за свои результаты, но и за результаты своих одноклассников.
2.Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться планировать учебную деятельность на уроке;
- высказывать свою версию выбора изученной орфограммы, предлагать способ её проверки;
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, интерактивная доска, алгоритм );
- определять успешность выполненного задания самостоятельно и в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- добывать новые знания: извлекать представленную информацию, создавать схемы ответа (текст, кластер, таблица);
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
-повышать уровень речевого развития, уметь видеть свои и чужие ошибки;
- слушать и понимать речь других;
- уметь работать в парах;
- участвовать в беседе на уроке.
3.Предметные:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний имени существительного;
- совершенствовать орфографические навыки в определении основных признаков имени существительного;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;
- формировать умения правильно списывать слова, предложения, проверять написанное;
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- прививать интерес к изучению русского языка на основе связи с жизнью и литературой.
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов и УУД
Вид используемых на уроке средств:
1. Учебник Русский язык 9 класс Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская;
2. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку 5-9 класс;
3. Презентация к уроку;
4. Индивидуальные карты успеха.
5. Карточки для дифференцированной работы по группам возможности.
6. Опорные схемы, алгоритмы написания орфограмм, обобщающие таблицы.
Структура урока:
Организационный момент.
Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний: 1.Проверка домашнего задания.
2.Фронтальный опрос «Имя существительное». Решение теста.
Повторение и анализ основных грамматических орфограмм имени существительного:
Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для выполнения практических заданий . Работа с презентацией.
Физкультминутка.
Практическая деятельность учащихся. Групповая работа.
Творческая работа. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
Итог урока: 1. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Домашнее задание.
Оценки.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Дидактические задачи урока, Средства обучения. |
Содержание урока |
Методы и приёмы по каждому этапу и виду деятельности учащихся. Формируемые универсальные учебные действия |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
1.Мотивационно – целевой этап. Организационный момент. |
Проверить готовность к уроку. Настроить детей на положительную работу на уроке, заинтересовать их. Слайд №2 |
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть. Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Поздоровались с гостями. Улыбнулись друг другу, ведь от улыбки станет всем теплей, поднимется настроение. Я желаю вам добра и успехов на уроке. – Возьмитесь все за руки. У нас сегодня всё получится, всё будет хорошо Проверка готовности учащихся к уроку (тетрадь, учебник, ручка, карандаш) - Что мы должны с вами делать, чтобы урок получился интересным? - На парте у каждого ученика лежит персональная карта успеха, и вы, ребята, будете сами следить за тем, как она будет заполняться, т.е. будете сами себя оценивать. Работать будем с презентацией на интерактивной доске. |
Приветствие учащихся с гостями Слушают, отвечают на вопросы учителя, знакомятся с картой успеха Ответы учеников (думать, наблюдать, вспоминать, обобщать) |
Словесный метод: Личностные (Л): - самоорганизация; -прием «Ладошка к ладошке» Регулятивные (Р): - способность регулировать свои действия. - определять успешность выполненного задания в диалоге с учителем. Коммуникативные (К): - слушать и понимать речь других; |
|
2.Объявление учащимся темы, цели, задачи урока. |
Слайд №3-4 Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Слайд №6-7 |
-Отгадав загадку, вы сможете назвать ту часть речи, которую нам предстоит повторить. - Это имя существительное, верно. Сегодня у нас урок повторения. Мы вспомним все, что узнали об имени существительном как части речи. Существительное – это самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Ваша задача – проявить себя, показать свои знания и умения. - А информацию об имени существительном, которую мы получили на уроках и дома, оформим графически в виде схемы. Называется эта схема кластер, попробуем записать основные грамматические категории существительного. |
Учащиеся открывают тетради и записывают число, классная работа. Отгадывают загадку, формулируют тему урока, цели Слайд №5 Знакомятся с понятием кластер, самостоятельно заполняют вариант схемы, проговаривая признаки существительного. |
Словесный метод Р.- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; - учиться планировать учебную деятельность на уроке; - выражать свои мысли Метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний. |
|
3. Актуализация опорных знаний и умений: 3.1 Проверка выполнения домашнего задания. 3.2. Фронтальный опрос. Решение теста 4. Повторение, закрепление и анализ основных грамматических орфограмм имени существительного. 4.1.Работа на интерактивной доке. Выполнение практических заданий. |
Выявление степени усвоения учащимися способов постановки пропущенных орфограмм в различных частях слова Слайд №8 Обобщение знаний об изученных признаках существительных Решение теста Слайд №9-11 Слайд №13 Поиск и отбор необходимой информации для решения толстых и тонких вопросов. Слайд №14-15 Повторение правила правописания собственных имен существительных Слайд №16-17 . |
1.Предлагаю проверить выполненное домашнее задание. Посмотрите, так ли вы вставили пропущенные буквы? - В каких частях слова мы будем находить знакомые орфограммы? Зеленым цветом Головко Наташа выделит приставки, Еременко Артур обозначит орфограммы в корне синим , а Лаптев Денис – окончания черным цветом. Молодцы! А теперь в «карте успеха» поставьте себе оценку за домашнее задание. -Посмотрите на кластер, давайте вспомним основные грамматические признаки существительного. - Как определить одушевленность? ( по вопросу кто? что?). -Назовите начальную форму существительного. -Приведите примеры существительных 3-го склонения. -На какой вопрос отвечает подлежащее? Молодцы! Справились. - Ребята, на доске вы видите имена существительные. Образуйте от них форму множественного числа. -Какие слова вызывают затруднения? Почему? -Вспомните, как пишутся имена собственные. На карте успеха вычеркните лишнее слово, оставьте правильный, на ваш взгляд, вариант. - Используя таблицу, определите склонение существительных. - Укажите в карточках только цифру склонения существительных. Какой темой можно объединить слова? (Осень) |
Ребята сверяют выполненное домашнее задание с доской, исправляют ошибки карандашом. -В приставках, корнях, окончаниях (ответ ребят) На интерактивной доске выделяют орфограммы Головко Н., Еременко А., Лаптев Д. Заполняют «карты успеха» В «карте успеха» заполняют таблицу «Тест», вносят свои ответы, а затем обмениваются листами для взаимопроверки. Ключ содержит номера заданий и правильные ответы. Слайд №12 Учащиеся выставляют оценки за этот вид работы. У доски работает Коденко Таня, записывает образованные слова множественного числа. Ребята делают вывод , что существительные, написанные с большой буквы, не изменяются по числам. Учащиеся работают самостоятельно. Проверяют правильность выполнения. Выставляют оценки в индивидуальных картах. Ребята выполняют цифровой диктант, фиксируют результат в карте успеха, устно составляют предложения на тему «Осень», используя слова диктанта. Отрабатывают способ самопроверки. |
Словесный, наглядный, практический методы Р.- определять успешность выполненного задания в диалоге с учителем. П.- ориентироваться в своей системе знаний; - добывать новые знания: извлекать представленную информацию; -перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы. К.- оформлять свою мысль в устной и письменной речи;- слушать и понимать речь других;- Технология интерактивного обучения. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, применяют форму самоконтроля. Метод воспроизведения изученного материала Представление изучаемого материала в классификационных таблицах, использование алгоритма при ответе. Использование метода ИКТ-технологий |
|
4.2Физкультминутка |
Снять общую усталость на уроке Слайд №18 |
- Ребята, вы хорошо потрудились, и я предлагаю немного отдохнуть. - Тихо встали, вышли из-за парты и под музыку прогуляемся по осеннему парку, окунемся в фантастические звуки и краски. |
Выполняют вместе с учеником, который показывает движения (любуемся облаками, собираем красивые листочки, перепрыгнем небольшую лужицу, машем улетающим на юг птицам) Вспоминают строки стихов об осени русских поэтов: Пушкина, Бунина, |
Создание условий, позволяющих избежать переутомления и обеспечивающих высокую работоспособность детей на протяжении урока. |
|
4.3 Практическая деятельность учащихся. Групповая работа. Работа с интерактивной доской. Работа с учебником. Решение контрольного вопроса. 4.4 Творческая работа. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 5.Итог урока.
5.1Домашнее задание 5.2Рефлексия 5.3 Оценки |
Слайд №19 Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действия. Развитие у школьников способности к оценочным действиям. Слайд №20-21 Слайд №22 Работа с учебником неотъемлемая часть каждого урока. Слайд №23 Слайд №24 Коррекция отработки умения формулировать собственное мнение, использовать речь для регуляции своего действия, строить рассуждение. Обобщение знаний, навыков и умений. Слайд №25-27 Слайд №28 Способствовать формированию самоанализа у учащихся |
- Отдохнули и с новыми силами приступаем к выполнению следующего задания. -Оно называется «Чудесное превращение». Работать будете парами. Надо превратить признаки и действия в предметы с помощью суффиксов. Кто быстрее справится, тот и получит 5 в карту успеха. -А сейчас мы проверим, умеем ли правильно употреблять мягкий знак после шипящих. -У доски будет работать Беркутова Оксана, пользуясь алгоритмом, вставит, где это необходимо, мягкий знак. - Открыли учебники на странице73, контрольный вопрос8 Вспомним, какую роль играет имя существительное в предложении. К доске выйдут Назаренко Виталий, Родина Ангелина , Костылев Андрей. Они определят по очереди, в каком из предложений слово учитель подлежащее, где второстепенный член предложения, а где обращение. -А теперь минутка на шутку. Посмотрите и послушайте видеоролик, назовите неправильно произнесенные слова. Как называются такие имена существительные? -Составьте небольшой рассказ «В кафе», используя несклоняемые существительные. -Как вы понимаете значение этих слов? -Почему их называют несклоняемыми? Подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итоги: - Какая была тема нашего урока? - Чем мы занимались на уроке? - Что вам понравилось? Хорошо. Давайте еще раз посмотрим, как мы составили кластер. -Посмотрите теперь на свои карты успеха, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению в конце урока. А теперь открыли дневники и записали домашнее задание: Подобрать пословицы и поговорки о семье, о матери. Найти в них словосочетание «сущ.+ прилаг.» Ребята, все вы хорошо поработали, с заданием справились. Молодцы! Урок окончен, всем спасибо. |
Учащиеся изменяют слова, образуя имена существительные, определяют их род и склонение. Первая пара ставит себе в итоговый листок 5, вторая и третья – 4, четвертая и пятая -3 Правильность выполнения проверяют по доске. Ученица дописывает ь только у существительных ж.р.3 склонения Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний. Комментирование ответов учащимися. Вывод делает ученица о том, что мягкий знак не пишется у существительных мужского рода и у существительных в Р.п., мн. ч.. Результаты выполненной работы заносятся в карту успеха. Учащиеся записывают 3 предложения, по вопросу определяют член предложения, самостоятельно делают вывод. Работающие у доски ученики ставят вопрос к слову учитель и подчеркивают его пером, называя роль в предложении. Ученики правильно называют несклоняемые имена существительные, объясняя лексическое значение их. Самостоятельно записывают связный рассказ, состоящий из 4-5 предложений. Затем ребята зачитывают свои мини-рассказы. Выставляют оценки в карты успеха, подсчитывают среднюю оценку за урок. Ответы ребят. Отвечают, высказывают своё мнение. Записали д/з все, вторую часть выполнят Родина А., Беркутова О., Костылев А., Назаренко В., Головко Н. Ученики оставляют один смайлик-смайлик своего настроения, а два зачеркивают. В оценочной таблице подсчитывают свою оценку, выставляют ее в дневник, называют учителю. |
Использование обобщающих таблиц и вопросов, требующих классификации и систематизации знаний. Обобщение на различных уровнях: понятийном; тематическом; итоговом. Словесный, практический методы Р.- высказывать свою версию, предлагать способ её проверки; определять успешность выполненного задания в диалоге с одноклассниками. П. - извлекать информацию, представленную в разных формах. К.- оформлять свою мысль в устной и письменной речи; - слушать и понимать Р.: планируют работу при решении учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. П: ориентируются в тексте, осуществляют поиск необходимой информации, дополняют и расширяют имеющиеся знания об несклоняемых существительных К.: умение слушать и вступать в диалог, сотрудничать с одноклассниками при обсуждении текста. Л.: мотивируют свои действия. Словесный, наглядный, практический методы Словесный метод К.- оформлять свою мысль в устной и письменной речи; -слушать и понимать речь других. Л.: определяют границы собственного знания и незнания. Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. |