Обобщение опыта по теме «Виды занимательных заданий на уроках биологии в 6 классе»
Автор : Пахтыбаева Лилия Федоровна
Должность: учитель биологии
Учреждение: ГАОУ БКШ им .В.И.Шкурного
Населенный пункт: г.Брянск
Тема: Виды занимательных заданий на уроках биологии в 6классе.
… Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью а ее однообразием и односторонностью.
К.Д.Ушинский
Практически в каждом классе находятся обучающиеся, для которых изучение биологических дисциплин бывает не интересно .Но и для успешных учеников не виды заданий выполняются с удовольствием. Есть дети, для которых гораздо интереснее работать с ребусами, кроссвордами, биологическими задачами, чем построить и проанализировать таблицу .
Поэтому, выстраивая каждый урок, нужно продумывать виды заданий для каждого этапа урока Занимательность оживляет изучаемый материал, способствует его лучшему закреплению, развивает интерес к биологии, что особенно важно в самом начале изучения биологических дисциплин. Я хочу предложить виды занимательных заданий, которые можно использовать в 6классе при изучении тем: “Бактерии .Грибы .Растения.” на разных этапах урока. Практически все формы занимательных заданий несут в себе элементы игры, они оказывают воспитательное воздействие на обучающихся.
Самыми увлекательными и любимыми заданиями для обучающихся 5-6классов являются загадки .Их использование вносит оживление в учебный процесс. Чтобы отгадать загадки ,дети должны знать не только материал учебника, но и читать дополнительную литературу . Загадки можно использовать при изучении любой темы курса и применять при закреплении нового материала, при опросе, на обобщающих уроках и в качестве домашнего задания.
Например :
Он газ и пыль –все поглощает,
Нелегок летом этот труд .
За это его очень ценят
“Воздушный санитар зовут”(тополь)-при изучении значения растений.
Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека .(яблоко) – при изучении семейств растений.
Кроссворды- одна из игровых форм обучения биологии, которая возбуждает интерес у школьников. При разгадывании кроссвордов обучающиеся лучше усваивают биологические термины.
Новые понятия и термины лучше усваиваются в занимательной форме, например в стихах.
Подберезовик с березой
Обменялись веществом.
Мы такие отношения
Микоризою зовем.
Могут жить без кислорода-
Их зовут –анаэробы.
Жилки параллельно или дугой,
Околоцветник здесь самый простой,
Мочковатая корневая система-
Про однодольных запомним мы тему.
Интересны задания на умение применять анализ(найти соответствие чем отличаются выбрать только то что относится к …) и синтез (о чем идет речь назовите одним словом что общего ).
Например:
Что общего между парами понятий:
Корни-ризоиды.
Листья –слоевище.
Хлоропласты – хроматофор.
Установить соответствие:
Хлоропласты: зеленые пластиды = бесцветные пластиды: …
Цитоплазма: обмен веществ = клеточная стенка:...
Вызывают интерес задания на установление причинно-следственных связей: что пропущено, восстановить порядок этапов процесса, закончить перечень терминов, дат, чисел .
Например:
Что лишнее и почему?
Хлоропласт, вакуоль, оболочка хлорофилл .
Л.Пастер – брожение, туберкулез (…)
Оживляют урок задания “ Перевод с русского на русский”:
- Сбился с азимута среди трех голосеменных ( Заблудился в трех соснах ) –можно применять при изучении отдела Голосеменные .
Решение биологических задач с нахождением смысловой ошибки в тексте.
Например:
У листопадных растений сбрасывание листьев на зиму имеет приспособительное значение. Сбрасывая листья растение резко уменьшает поверхность испарения. У вечнозеленых растений массовый листопад обычно происходит тоже осенью . Большой интерес вызывает решение задач с биологическим содержанием .
Растения различаются продолжительностью жизни .Наибольшей долговечностью отличаются древесные растения .Так, яблоня может дожить до 200 лет, липа в 5 раз дольше, ель – в 8 раз, дуб и каштан – в 10 раз, баобаб в 30 раз дольше яблони .Подсчитайте продолжительность жизни перечисленных выше растений .
Играют люди на планете,
Играют птицы и жуки.
Играют все, но только дети
Играют ото всей души.
И если в школе на уроке
Вдруг доведется поиграть,
То нет счастливей их на свете
И выучат все- все на пять .
Игра способствует развитию памяти и внимания, превращает урок из скучного мероприятия в игровое приключение, объединяет коллектив обучающихся, снимает эмоциональное напряжение . Используется на разных этапах урока ,задания могут быть , групповые, фронтальные, парные .
Примеры игровых моментов во время урока .
Кто лишний ?
Среди рисунков растений найти лишнее и дать объяснение:
Спирогира, улотрикс, хламидомонада, сфагнум , фукус, ламинария .
Среди гербарного материала найти лишнее растение:
Рожь посевная,.осот желтый, тимофеевка луговая ( классификация цветковых растений ).
Конкурс сказочников .
Задания, связанные с составлением рассказа или сказки по данному тексту, чтобы ее основная мысль отражала существо учебного текста с любыми героями и любым сюжетом.
Занимательная викторина.
- Какие растения наших полей называют” подземными поварами” и почему?
-Цветы ангельские, а когти дьявольские . Что это за растение, к какому семейству оно относится?
- Назовите самое высокое растение из семейства злаковых
-Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожая ржи, но не пшеницы . Почему?
- В сказке Чиполлино героями являются овощи и фрукты .Вспомните их . К каким семействам они относятся?
- Почему укроп, салат, щавель для употребления в пищу нужно срывать не утром, а в конце дня?
Биологическое домино.
На карточках написано название вида или рода растений одного семейства, .первый ученик кладет карточку, второй должен дополнить название вида или рода данного растения . Равное количество карточек разного цвета раздается двум ученикам.
Задания – угадайки.
| о | | | е | | л | | |
Видоизменение подземного побега
( корнеплод )
| о | | | с | | | | е | |
Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счет энергии солнечного света
( фотосинтез )
Задание: слова – перевертыши .Составить названия известных терминов из слогов и дать им объяснение:
- ос-зо-о-ры-по
-го-та-зи
- зо-ды-и-ри
-сло-ще-е-ви
-ме-га-ты
Обучающимся предлагается игра, в которой в каждом задании подобраны названия растений, по первым буквам которых нужно составить название другого растения:
- ракита ирис секвойя ( рис )
- кедр акация лимон ирис ноготки айва ( калина )
Занимательный биологический диктант:
- Ботанэ в переводе с греческого означает…
-плод, который трижды влиял на судьбы человечества…
-мне очень нужен кислород ,-так сказал нам …
-“золотые яблоки, завезенные в Крым во второй половине 19 века…
-в Древнем Риме ее именовали “капут”, то есть “голова”…
-аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов …