Статья «Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Сечнева В.Н.»

7
2
Материал опубликован 5 September 2019 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»








Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Сечнева В.Н.












Кувандык

2013





 

Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Сечнева Вячеслава Николаевича, руководителя объединения "Память"


Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Педагогический стаж – 32 года.




Проблема, над которой работает педагог


На протяжении 15 лет педагог занимается проблемой деятельностно-ориентированного содержания исторического дополнительного образования с широким внедрением в него краеведческого материала, добиваясь при этом высоких, устойчивых знаний и положительных результатов в гражданско-патриотическом воспитании социально-ориентированной личности. Очевидно, что воспитание личности, способной нести высокие человеческие качества, невозможно без воспитания в школьные годы чувств патриотизма, любви к родным и близким, тем, кто живёт рядом, на соседней улице, в одном селе, городе.


Условия становления опыта


Рост негативного отношения к прошлому страны, потеря идеологических ориентиров создали вакуум, который стал заполняться чуждым русскому человеку содержанием. Поэтому своевременная опора на родственные, семейные, краеведческие корни в работе позволили найти пути противостояния чуждому, размывающему саму суть русского человека, мощному потоку идеологии извне. На основе ценности семьи, корней, истоков разработана система работы объединении «Память», что способствует формированию у детей инициативы, мужества, находчивости, чувства коллективизма, воспитывают у детей любовь к природе, здорового образа жизни.


Теоретическая база опыта


Теоретической базой опыта являются достижения отечественной психолого-педагогической науки таких педагогов как: В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, А.С. Макаренко и многих других, обосновавших концептуальный вывод о том, что «усвоение понятий тем прочнее и глубже, чем основательнее оно опирается на конкретные знания истории и явлений родного края». Опорой в планировании и наполнении содержанием занятий являются работы С.А. Корвякова – исследователя Кувандыкского района, а также «Кувандыкской энциклопедии» местного краеведа и издателя С.М. Стрельникова.


Новизна и актуальность опыта


Педагог дополнительного образования в представленном опыте надёт много полезного и содержательного. Всё это позволит ему не копировать, а взяв за основу, создать свою – адаптированную к конкретным своим условиям программу по изучению истории большой и малой Родины, воспитывая гражданина России. Опыт предполагает составление практических разработок по организации краеведческой работы в условиях сельской школы.


Ведущая педагогическая идея

Центральной идеей, пронизывающей весь положительный опыт работы педагога Сечнева В.Н. является привлечение возможностей дополнительного образования для решения задач патриотического воспитания на основе формирования деятельностной личности учащегося, способной использовать знания и умения для использования в своём жизненном самоопределении. Переосмысление и переоценка некоторых ценностей и понятий заставляет отказаться от существовавших рамок и штампов. Отдельные моменты в организации краеведческой работы должны стать совершенно новыми как по форме, так и по содержанию.


Особенности методической системы


Особенность разработанной педагогом системы заключается в единстве всех заинтересованных сторон: семьи, школы, межведомственных партнёров. Главное условие разработанной системы – органичное сочетание с системой воспитательной работы в школе. Сочетание коллективных форм и индивидуального подхода в работе с детьми, тесно скоординированная работа педагога и родителей помогают в решении поставленных задач. Основными направлениями работы объединения являются:

- Летопись родного края;

- Родословие;

- Литературное краеведение;

- Этнография;

- Археология;

- Природное наследие;

- Сара в годы Великой Отечественной войны и т.д.

Успех деятельности объединения заключается в удачном сочетании поисковой работы, осуществляемой детьми и овладении технологией работы с фото- и видеокамерами. Наличие технических средств позволяет не только собирать, систематизировать краеведческие материалы, но и создавать видеоархив, видеофильмы по поисковой, исследовательской работе.

Эмоционально-волевая сфера ребёнка – вот что должно стать основой воздействия в краеведческой работе, если педагог хочет стремиться заронить в душу ребёнка семя любви к Родине. Это семя, дав всходы, вырастет в дерево, у которого мощная крона и крепкие корни.

Система работы педагога построена на принципах преемственности и рассчитана на несколько лет. В течение первого года обучения происходит формирование навыков и понятий краеведческого дела. В течение последующих лет происходит углубленное изучение учебного материала, при этом совершенствуются и усложняются методы и приёмы работы, как педагога, так и учащихся.

В ходе обучения в объединении идёт последовательное нарастание степени сложности теоретических знаний, а также усложнение практической работы от первичных опросов и бесед к написанию исследовательской работы по конкретным направлениям.

Занятия краеведением позволяет включить в себя комплекс мер по обучению, воспитания и оздоровлению. Краеведение формирует у детей ценность здоровья и здорового образа жизни, учит методам саморегуляции и самоконтроля, уменьшает тревожность, воспитывает уверенность в себе, снижает эмоциональное напряжение. Занятия должны сопровождаться:

- соблюдением мер безопасности при проведении экскурсий, походов, поездок;

- соблюдением мер безопасности при пользовании фото и видеотехникой;

- обеспечением санитарно-гигиенических условий (воздушно-тепловой и световой режим) в помещениях, где проводятся занятия (учебные кабинеты, музеи, библиотеки);

- профилактикой вредных привычек, алкоголизма и наркомании;

– обучением детей методам укрепления и сохранения здоровья.


Результативность


Объединением «Память» создан ряд фильмов, которые удостоены высоких наград. Фильм о Саринской уникальной природе стал победителем Всероссийского конкурса видеофильмов «Петербургский экран». Фильм «Живи, родник, живи» занял I место в областном конкурсе и вошел в десятку лучших фильмов по России. Кроме этого, созданы фильмы: «О ветеранах-земляках», «О тружениках тыла в годы войны», «Памяти Агеева В.П.», «Из истории села Беркут», «Восхитись! Сбереги! Приумножь!», «Золотые бабушкины руки», «Вспомним всех поимённо», «Дорогие мои старики».

Объединение «Память» было награждено дипломом I степени в номинации «Интервью ветерана войны» I областного слёта поисковых патриотических объединений «Равнение на героев».

Фильмы, созданные объединением «Память» вызывают большой интерес у жителей села, способствуют формированию гражданско-патриотической позиции учащихся.

Устойчивость интереса учащихся к краеведческой деятельности является следствием того, что работа ведётся среди своих родных, близких, знакомых, соседей, используются привычные и а постоянно окружающие детей вещи и предметы.


Адресная направленность опыта


Опытом работы педагога Сечнева Вячеслава Николаевича могут воспользоваться руководители ОУ, педагоги дополнительного образования, родители, и все, кому интересно краеведение, и кто видит одной из главных линий в процессе воспитания линию формирования любви к своей малой родине.










7

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличный опыт работы! Спасибо!

6 September 2019

Наталья Федоровна, благодарю Вас за положительный отзыв!

6 September 2019