Статья «Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Ханнановой Ю.А.»

4
0
Материал опубликован 13 August 2019 в группе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»








Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Ханнановой Ю.А.











Кувандык

2016

 Обобщение педагогического опыта педагога дополнительного образования I квалификационной категории Ханнановой Юлии Анатольевны, руководителя объединения "Английский языка" (ШРР "Родничок")


Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

Педагогический стаж – 22 года.


Проблема, над которой работает педагог


На современном этапе развития дошкольного образования одним из показателей его продвинутости является включение в образовательные программы изучение английского языка. О пользе или недостатках этого явления необходимо рассуждать отдельно, но сегодня ни у кого не вызывает возражений тот факт, что знание иностранного языка необходимо любому культурному человеку, особенно в настоящее время, когда все шире и шире становятся контакты с другими странами. Именно поэтому родители дошкольников стремятся как можно раньше приобщить своего ребенка к одному из иностранных языков.

Раннее изучение иностранного языка позволяет избежать целого ряда трудностей в будущем, ведь дошкольник "играючи" [К.Д. Ушинский] осваивает то, чем заниматься в начальной школе уже поздно: то, что в этом возрасте испорчено или упущено, позднее исправить нельзя.

Необходимость использования игры в обучении детей дошкольном возрасте – истина неоспоримая. Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения речи, все это дает возможность в условиях игры успешно овладевать иностранным языком. Игра формирует у детей коммуникативно-познавательные умения, развивает их критическое мышление и культуру полемики, активизирует речевую деятельность и развивает творческие способности, требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра снимает монотонность процесса обучения и помогает преодолеть стеснительность, воспитывает доброжелательность и толерантность, вызывает чувство удовлетворения. В процессе игры личность ребенка находится в центре процесса обучения, а роль педагога сводится к роли партнера, консультанта.

Возникшие в современное время дошкольные образовательные комплексы, такие как школа раннего развития "Родничок" не остаются в стороне от общих тенденций развития дошкольного образования. Изучение английского языка является одним из самых востребованных направлений и в этой структуре. Учитывая особенности организации учебного процесса в такого рода структуре, можно отметить что особое внимание педагог должен уделять форме организации занятий и использованию разнообразных методов. За период работы была определена проблема, работа над которой позволила сформировать систему работы с детьми, специфичную для дополнительного образования: создание игровой среды, способствующей билингвистическому развитию детей дошкольного возраста.


Условия становления опыта


Поиск наилучших методов работы – основа эффективного развития детей. Учитывая особенности дошкольного возраста результаты этого поиска, как правило, сводятся к игре. Благодаря системе дополнительного образования, предоставляющей свободу выбора систем работы, самостоятельной разработки содержания программы появилась возможность эксперимента в рамках обучения детей английскому языку. На протяжении нескольких лет работы над поставленной проблемой были апробированы целый спектр разнообразных игровых методов, которые дали хороший результат по всем направлениям: аудированию, говорению.


Теоретическая база опыта


Основной теоретической базой опыта являются принципы дошкольной педагогики и психологии, определяющие ведущие направления в развитии дошкольников и дидактические принципы работы с ними.

Известно, что возможности дошкольного возраста по овладению иноязычной речью поистине уникальны. Еще К.Д.Ушинский писал: "Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет". Принимая во внимание это факт, следует организовать для ребенка игровую языковую среду, которая и позволит решить задачу билингвистического развития.

Проблемой создания такой среды занимается известный автор разнообразных учебников и пособий М.З. Биболетова. Основой её системы обучения дошкольников и младших школьников является опора на чувственный опыт детей. В процессе изучения иностранного языка важным считает современную задачу – очеловечивание научных знаний.


Новизна и актуальность опыта


Отличительной особенностью опыта работы по обучению детей английскому языку в школе раннего развития "Родничок" является использование всех видов творческой деятельности: пения, рисования и даже элементарной хореографии, которые включены в игровой сюжет. Проигрывание этого сюжета происходит на протяжении нескольких занятий, что позволяет детям усвоить материал и применять его в игре автоматически. Творческие виды деятельности, такие как лепка, рисование, исполнение песен – замечательные средства, позволяющие сделать занятие неутомительным, насыщенным, добавляют элементы импровизации, естественного состояния детей, выражающегося в проявлении разнообразных эмоций.

Одной из важных направлений работы является тесный контакт с родителями, которым постоянно предлагается изученный на занятиях материал в виде каких-либо несложных заданий. Это дает возможность поддерживать сформированные навыки, не дает им угасать, особенно в период знакомства с новым материалом. Особо следует отметить активную работу в этом направлении большинства родителей. Это одно из условий успешного освоения детьми английского языка в школе раннего развития "Родничок".

Множество методик обучения английскому языку часто адресованы учителям или работникам детских садов. Как уже отмечалось выше, дополнительное образование – особая сфера, требующая разработки системы обучения, ориентированной именно на запросы родителей. Поэтому предлагаемый опыт работы может в какой-то степени помочь в организации подобных объединений на базе УДОД.

Ведущая педагогическая идея


Приоритетным направлением программы обучения дошкольников английскому языку является не обучение, а развитие билингвистических навыков детей с 4-х лет. Достижение этой цели возможно через организацию игрового пространства, насыщенного речевым материалом, соответствующим возрасту детей, интересным им, жизненно близким по содержанию.


Особенности методической системы


Детей от 4-х до 7-ми лет отличает эмоциональность, любознательность, свежесть восприятия. В первую очередь они воспринимают то, что наглядно и вызывает эмоциональный отклик. Поэтому в процессе обучения используются яркие наглядные картинки, мягкие игрушки, необычные ситуации. Большое значение имеет использование аудиоматериала для прослушивания звуков, речевых клише, песенок на английском языке. Помимо целого спектра дидактических игр, элементов сюжетно-ролевых игр на занятиях с успехом используются компьютерные игры, что вызывает живой интерес детей к материалу занятия.

У детей дошкольного возраста внимание неустойчиво, они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут, поэтому строить любое объяснение надо в форме беседы, так как они не воспринимают длительных монологических объяснений, быстро утомляются.

Формирование речевой деятельности осуществляется с помощью различных упражнений, стихов, песенок, игровых ситуаций, считалок, заучивания наизусть ситуативных диалогов и небольших инсценировок. Особое внимание уделяется языковой догадке: дети учатся догадываться о значении отдельных незнакомых слов по почти полному созвучию со словами русского языка.

Обучение диалогической и монологической речи происходит параллельно и взаимосвязано. Овладение диалогической речью предусматривает умение детей отвечать на вопросы, задавать некоторые из них, выражать согласие-несогласие и т.д. Это обеспечивается естественным общением педагога и детей, общением детей между собой, в ходе беседы с каким-либо персонажем, дидактической игры.

Одной из самых распространенных форм обучения на данном этапе будет диалог-расспрос, который в дальнейшем будет служить опорой для построения монологического высказывания. Монологические высказывания будут представлять собой описание, рассказы о себе, своей семье, друге, любимом животном и др. Целесообразно обучать монологу в форме составления коллективного текста; дети рассказывают о чем-то вместе, дополняя и не повторяя друг друга. Это развивает внимание, творческое взаимодействие.

Обучение произношению производится во время специального этапа учебного занятия – фонетической зарядки:

- упражнения на отработку новых звуков, не имеющих аналогов в русском языке (звукоподражательные упражнения: звон колокольчика, кряканье утки, кваканье лягушки и т.п.);

- упражнения на сравнение звуковых образов (жужжание пчел и комаров);

- упражнения на поиск звука в названиях предметов.

Новая лексика вводится на занятиях в основном через речь педагога, поэтому нужно продумать интересные игровые формы работы, активное узнавание названных слов: игры "Волшебная коробочка", "Прятки", "Магазин", "Веселый счет" и др.

Освоение детьми грамматики производится на основе образцов речи, которые употребляются для выражения коммуникативного намерения говорящего. В этих случаях используются игры: "Теремок" (дети стучат в теремок и задают вопросы), "Мяч" (передают мяч по цепочке с вопросами-ответами) и др.

Непременным условием каждого занятия на данном этапе обучения является физкультурная пауза, проводимая в разнообразных, занимательных формах: дети подражают животным, изображая движения, характерные для них; дети произносят звуки, дополняя их движениями.

Повторение пройденного материала осуществляется последовательно, из занятия в занятие. Активизация тех или иных грамматических явлений занимает несколько занятий подряд до полной автоматизации. Для этого надо ставить в ходе обучения интересные задачи. Все уроки объединяются в циклы, связанные единым сюжетом, темой (семья, зоопарк, погода, цвет и т.д.).

Для того чтобы ребенок хотел принимать участие в деятельности на занятии, и она одновременно развивала бы его, необходимо, чтобы у него возник внутренний интерес к предмету. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденное на занятии. Детям придется дорисовывать предметы, придумывать рифмовки, раскрашивать, соединять точки, находить спрятавшихся в задании зверюшек и т.д. Домашние задания обычно задаются в виде зарисовок, которые помогают закрепить пройденный на занятиях материал.

Специфика структуры учебного занятия заключается в том, что оно строится как целостная ситуация общения, в ходе которой педагог рассказывает интересные истории, вводит их в правила игры и оценивает результаты.

Каждое занятие состоит как бы из трех частей – познавательной, тренировочной и разговорно-практической. Познавательная часть знакомит детей с новыми понятиями, тренировочная часть позволяет эти понятия закреплять. Учебный материал необходимо давать небольшими порциями, постоянно возвращаясь в пройденному для закрепления знаний и умений детей. Каждое занятие завершается демонстрацией достижений детей: что они научились делать.

Разнообразие в организации занятий – один из способов формирования творческой активности ребенка и педагога, поэтому программой предусматриваются различные игровые формы проведения занятий:

- путешествие (проводится при изучении новой темы: дети "посещают" Англию, Америку, Австралию, Канаду, знакомятся с жизнью этих стран, их столицами, с животными и растительным миром);

- знакомство (дети знакомятся с новыми персонажами, волшебными предметами, необычными растениями и животными, обучающими новым языковым умениям и навыкам);

- перевоплощение (дети могут "превратиться", например, в "учителя", "врача", "повара" и т.д. и, в зависимости от темы занятия, задания и избранного имиджа, общаются со сверстниками);

- концерт (контрольное занятие, на котором дети демонстрируют свои знания и умения; приглашаются родители и все персонажи, с которыми они познакомились на занятиях);

- соревнование – (контрольное занятие, на котором дети объединяются в команды и, участвуя в конкурсах, демонстрируют свои знания).

Возрастные особенности детей дошкольного возраста обусловили содержание программы. Дети изучают то, с чем они встречаются в повседневной жизни, что им нравится, что они используют, играя или общаясь со взрослыми и сверстниками. Содержание программы ориентировано на развитие языковых, общекультурных, познавательных умений и навыков детей 4-7 лет, начинающих изучать английский язык. В содержание учебного материала заложено изучение детского иностранного фольклора.

Одним из главных условий обучения по программе "Английский язык" является достижение успехов в общении детей на иностранном языке. На данной ступени – это знакомство ребенка с законами родного и иностранного языка на основе сравнения разных культур; достижение видимых результатов в речевых и учебных действиях. Главное, что важно для начального периода изучения иностранного языка – правильно поставить произношение, накопить начальный словарь и привыкнуть не делать ошибок в грамматике.

Существенную роль в успешной реализации программ играет участие родителей в учебном процессе – их присутствие на занятиях (в начале учебного года и в течении недели открытых дверей), возможность постоянного контакта с педагогом, помощь детям в выполнении домашних заданий является гарантией успешности обучения детей. Вместе с родителями дети ходят на экскурсии, участвуют в конкурсах и викторинах.

Достижение успехов в общении – одно из основных условий формирования интереса. Это успех в достижении игрового результата, открытие правил и законов как родного, так и иностранного языков. Поэтому при обучении 4-7-летних детей не применяется прямой контроль, т.е. дети не знают о том, что их деятельность в данной ситуации специально оценивается. Сосредоточенность на выполнении действий обеспечивается за счет правил игры, которые ребенок соблюдает, стремясь решить игровую коммуникативную задачу. Предложенные детям ситуации должны стимулировать их интерес, вызывать желание общаться на языке. Необходимо создать благоприятный психологический климат, стараться больше хвалить детей, отмечать каждое их достижение, находить доброе слово для каждого ребенка, ошибки исправлять как можно мягче, либо путем подсказки, либо переспросом.

Лучше всего использовать систему содержательных оценок, разработанную Ш.А. Амонашвили, которая предполагает следующее:

1. Во всех случаях доброжелательное отношение к ученику как личности.

2. Положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение задачи (даже если эти усилия и не дали положительного результата).

3. Конкретный анализ трудностей, вставших перед ребенком, и его ошибок.

4. Конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат. Общий смысл высказывания должен быть таким: "Ты действовал очень хорошо, но в следующий раз ты обязательно сделаешь лучше!"

Уровень сформированности речевых навыков и умений устанавливается с помощью специальных заданий ("Назови домашних животных", "Расскажи о себе", "Проведи зарядку" и т.д.), игровых ситуаций ("Накорми куклу", "Сходи к врачу", "Купи продукты" и т.д.), а также участия детей в концертах и утренниках, где они демонстрируют свои знания. Помимо названных форм контроля широко используется метод наблюдения. Результаты наблюдения представляются в форме цветописи.


Результативность


Воспитанники объединения, а особенно третьего года обучения в ШРР довольно свободно владеют набором диалогических и монологических высказываний, воспринимать на слух и понимают речь и указания педагога, иноязычную речь в звукозаписи, построенную на полностью знакомом материале.

Воспринимают на слух и понимают речь своих товарищей, адекватно выбирают речевую реакцию: соглашаются или возражают, выражают одобрение, неодобрение.

Воспринимают на слух и понимают основное содержание как простого так и развернутого высказывания, а также связный текст в форме описания или повествования.

Ребята группы "Солнышко" (6-7 лет) и частично группы "Травинка" постоянно участвуют в разнообразных мероприятиях с творческими номерами на английском языке.


Адресная направленность опыта


Опыт педагога Ханнановой Юлии Анатольевны ценен практической направленностью. Может быть использован педагогами дополнительного образования, работающими с детьми дошкольного возраста, а также воспитателями в ДОУ при организации обучения их английскому языку.







11

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.