12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никифорова Юлия Фёдоровна5523
Россия, Оренбургская обл., г. Кувандык
Материал размещён в группе «Педагоги дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского городского округа Оренбургской области"








Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Мальцевой Н.А.












Кувандык

2017

 Визитная карточка

педагога дополнительного образования I квалификационной категории Мальцевой Натальи Анатольевны, руководителя образцового детского коллектива театра песни "Вольный ветер"


Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Дом пионеров и школьников города Кувандыкского городского округа Оренбургской области".

Педагогический стаж – 21 год.


Проблема, над которой работает педагог


Одна из проблем в младшей группе театра песни "Вольный ветер" – научить детей ансамблевому пению. Несмотря на то, что это, пожалуй, самый доступный вид деятельности в объединении, многие обучающиеся не осознают главного: умения петь вместе, не выделяясь. Ансамбль – такой вид исполнительского коллектива, который дает возможность развивать у детей гармонический слух.

Результат в пении слышен гораздо быстрее, нежели при обучении на музыкальных инструментах, так как пение самый естественный способ самовыражения. Однако реалии таковы, что большинство детей приходит с низким уровнем музыкальных способностей, мало одарены, имеют дефекты развития артикуляционного аппарата (трудность произношения согласных букв, зажатость или вялость аппарата). Трудностью является также зажатость детей в эмоциональном отношении, т.е. даже разговорная речь невыразительна и малоэмоциональна. Пение в ансамбле создает хорошую возможность наблюдать индивидуальные проявления характера каждого воспитанника. Из практики известно, что индивидуальное обучение вокалу сковывает ребенка, не дает возможности ему раскрыться, так как он осознает, что каждое его движение, каждый звук наблюдает педагог. А в коллективе дети чаще всего не замечают момента, когда именно они являются объектом педагогического внимания. Дети окружены сверстниками, вместе заняты общим делом и не чувствуют по отношению к себе какой-либо особой заинтересованности. Такое комфортное в психологическом отношении состояние способствует активизации внешних проявлений музыкального переживания.

Ансамблевое пение способствует привитию общечеловеческих ценностей, норм поведения, развитию эстетических взглядов, воспитанию правильного понимания прекрасного в действительности и потребности участвовать в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор.


Условия становления опыта


Обучение детей вокалу педагог осуществляет в течение 17 лет, но как структура ДПШ театр песни "Вольный ветер" образовался в 2007 году.

В настоящее время в театре песни отведены часы не только вокалу, но и хореографии и основам актерского мастерства. Такой подход требовал создания специализированной образовательной программы, которая и была разработана педагогом. Реализация данной программы осуществляется в течение 3 лет и направлена на развитие певческих способностей ребенка как средства формирования основ музыкальной культуры, музыкально-двигательных навыков, творческих способностей, выявление детской одаренности, ее поддержка и развитие.

На протяжении нескольких лет работы над этой проблемой педагог отмечает, что важнейшей частью творческой работы ансамблевого коллектива является концертно-исполнительская деятельность, так как вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет очень большое значение для артистов ансамбля. Но чтобы выступление приносило радость и удовлетворение, необходимо грамотно организовать репетиционную деятельность, которая доставляет не только радость, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника ансамбля.


Теоретическая база опыта


Современная музыкальная педагогика уделяет большое значение развитию и воспитанию личности ребенка, занимающегося музыкальной и хоровой деятельностью. В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой (ансамблевой) педагогике. На фоне пресыщенного рынка происходит массовое образование новых ансамблей и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления проведено в Академии хорового искусства под управлением Г.А. Струве, которое выявило, что одной из основных причин самоликвидации ансамблей и хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. Педагог в своей работе использует методические пособия Шереметьева В.А., Гонтаренко Н.Б., Сета Риггса, опираясь на исследования Д.Б. Кабалевского и В.Н. Шацкой.

Существует определенное мнение, что музыкальность – удел немногих, что заниматься вокалом должны лишь избранные, имеющие музыкальный слух, вокальные способности. Бесспорно, для занятий музыкой требуется помимо общих также какой-то комплекс определенных музыкальных задатков, которые позволили бы успешно продолжить начатую работу. Естественно, ребенок, имеющий благоприятные задатки для развития музыкальных способностей, будет при всех прочих равных условиях развиваться в музыкальном отношении быстрее и добьется больших достижений, чем ребенок, не обладающий такими задатками.


Новизна и актуальность


Новейшие данные научных исследований В.А. Шереметьева позволяют по-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов. Правильное пение с детства успешно развивает музыкальный слух и певческий голос. По убеждению В.А. Шереметьева, музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, но уровень его развития разный: от очень слабого до абсолютного. Самое главное, что музыкальный слух, как и любая другая способность, поддается тренировке и развитию. И чем раньше начать соответствующую работу, тем большего результата можно ожидать. Голос увеличивается в объеме, совершенствуется в подвижности, интонационной гибкости, тембровой красочности.

Постепенное расширение звуковысотного диапазона детского голоса нельзя считать возрастным признаком. С возрастом его объем скорее суживается, нежели расширяется. По мнению педагога целесообразно говорить о постепенном расширении диапазона не с точки зрения возрастных возможностей, а с точки зрения методической последовательности его использования в процессе обучения пению, с какого бы возраста не начали учить петь. Обучение фальцетному голосообразованию в условиях ансамбля воспитывает культуру общения и решает задачу охраны голоса ребенка.


Особенности методической системы


Особое внимание педагогом уделяется созданию на занятиях доброжелательной, эмоциональной атмосферы, обстановки праздничности. Широко используется игровой материал, учитываются индивидуальные наклонности детей, их интересы.

В младшем школьном возрасте поддержанию интереса к ансамблевому пению способствует общий эмоциональный настрой репетиции. Важно при этом дозировать эмоциональность, иначе излишняя импульсивность и возбужденность детей помешает осуществлению цели занятия.

Педагог использует 6 правил, соблюдение которых позволяет продуктивнее использовать репетиционное время:

    Заниматься на занятии многим понемногу: упражнение или выполнение задания не должно длиться более 3-5 минут;

    Использовать язык жестов, мимики: т.е. учить детей понимать без слов, что повышает уровень внимания, чуткость, решает вопросы дисциплины;

    Не проводить долгое время с детьми только сидя, только стоя или в движении; чередовать виды деятельности, согласно намеченному плану;

    Варьировать выполнение заданий детьми: по одному, вместе, дуэтом;

    Использовать элементы конкурса, соревнования;

    Использовать принципы партнерства, быть активным участником всех действий, включенных в задание, что позволяет педагогу повысить уровень мотивации детей к автономным действиям;

    Шутить на занятиях, хвалить детей, не критиковать неудачное исполнение, а улучшать его своими полезными предложениями.


Результативность


    Благодаря предложенным простым игровым формам работы обучающие становятся более раскрепощенными, внимательными, с удовольствием занимаются в объединении.

    Активно развивается артикуляционный аппарат в соответствии с особенностями каждого ребенка, что особо важно на первоначальном этапе обучения.

    Развивается голосовой аппарат, культура певческого вдоха и выдоха, звучание голоса детей постепенно выравнивается, что позволяет им пользоваться при пении разными регистрами.

    Исполнение произведений становится более эмоциональным и осознанным, в движениях, сопровождающих пение, появляются синхронность, слаженность, развивается пластика.

    Развивается чувство темпоритма, музыкальный слух, координация слуха и голоса.

    В работе с хоровыми партиями обучающиеся свободно оперируют полученными теоретическими знаниями, умело и грамотно анализируют новый музыкальный материал.

    Сценическое выступление приносит детям огромное удовольствие, благодаря приобретенной свободе музыкального "высказывания" с помощью простых игровых приемов, оно становится с каждым новым выступлением более ярким, эмоциональным, улучшаются качественные показатели пения.

    Повышается культура общения в коллективе, у детей складываются доверительные, дружеские отношения.

    Дети становятся более любознательными, эмоционально отзывчивыми, улучшается сценическая выразительность исполнения.



Образцовый детский коллектив театр песни

«Вольный ветер»

Опубликовано в группе «Педагоги дополнительного образования»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.