Обобщение опыта работы по «Речевому развитию» на тему «Организация речевого центра и книжного уголка»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности.
Следует учесть, что старший дошкольный возраст является важным периодом развития речи. Л. С. Выготский считал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Именно в этом возрасте нужно сделать акцент на развитие словаря, полезно проводить словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. Происходит развитие памяти, поэтому важно стимулировать повторение, как основу запоминания, активно использовать мнемотехнические средства, символы, схемы.
Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе.
Речевой центр должен отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребенка;
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным
способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами);
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения);
- подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
- развитие мелкой моторики;
- знакомство с художественной литературой.
Необходима организация центров, стимулирующих речевую активность детей: литературный центр (книжный уголок), центр речевого развития (речевой уголок) и уголок театрализованных игр.
В нашей группе речевой центр достаточно освещен, находиться в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорным уголками. Уголок наполнен различным оборудованием:
- книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры;
- альбомы иллюстраций по темам;
- портреты поэтов и писателей;
- мнемотаблицы для составления рассказов и заучивания стихов;
- картотеки дидактических игр по развитию фонематического слуха, правильного произношения, речевого дыхания, артикуляционного аппарата, словарного запаса, связной речи;
- домик звуков;
- альбомы для составления рассказов, тематические предметные картинки;
- дидактические игры способствующие развитию речи;
- прописи, в которых дети с удовольствием учатся писать.
При организации речевого уголка соблюдала следующие требования:
Дидактическое оснащение соответствовало лексическим темам, индивидуальным и возрастным особенностям детей.
Речевой уголок размещен рядом с книжным уголком.
Оформление уголка эстетическое, привлекательное для детей, и вызывает стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал доступный для ребенка.
Дидактический материал в речевом уголке:
материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры, артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук, артикуляционная гимнастика в стихах и картинках, ватные палочки, ватные диски)
пособия для развития дыхания (разноцветные шарики, султанчики, бумажные снежинки, вертушки – карандаши, колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн, массажные валики, мячики, прищепки, трафареты, пальчиковые игры)
материал по звукоподражанию (шумовые инструменты, звуковые коробочки, детские музыкальные инструменты, предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации, индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа, схемы слова, звуковые дорожки, звуковая лесенка, альбомы по слоговой структуре слова)
игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки, предметные картинки, сюжетные картинки, различные виды театров, альбомы на каждый звук, логопедические альбомы для автоматизации различных звуков, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки, схема слова)
игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок, разные виды театра, чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг)
материал по грамоте (магнитная доска, наборы магнитных букв, кассы букв и слогов, кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
«Уголок книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в нашей группы, который является средством формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть — «перечитать» ее.
Здесь ребенок видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам.
Здесь происходит личностное общение ребенка с произведением искусства — книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач воспитания средствами художественной литературы.
Встреча в «Уголке книги» со знакомым произведением, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга — это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников.
В книжном уголке находится:
• Библиотека книг по разделам: о природе, о животных или по авторам. Выставляются 10-12 книг, различных по жанру и тематике. Оформляются тематические выставки с рисунками детей.
• Альбомы или материал о творчестве и жизни писателей.
• Альбомы загадок, скороговорок, стихов.
• Картотека словесных речевых игр.
• Коллекция значков, марок, календариков, этикеток.
• Наборы букв разного цвета, размера, материала, звуковые линейки, азбуки букв разной фактуры.
• Игры – небылицы «Что перепутал художник?», игры — картинки по типу «Найди отличия».
• Наборы картинок «Составь рассказ по картинке», «Разложи по порядку и составь рассказ».
• Альбомы или книжки – самоделки с сочинёнными детьми и нарисованными рисунками.
• Уголок «Читаем сами» журналы «Непоседа», «Весёлые картинки», «Солнечный зайчик» и др., детские красочные книги с крупным шрифтом, книги с развивающими заданиями.
• Научно-познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии.
• Сказки народные и авторские.
• Стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
• Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях.
• Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников.
• Иллюстрации разных художников к одним и тем же произведениям.
• Книги, которые дети приносят из дома.
• Тематические альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде в природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
• Портреты известных детских писателей, поэтов, художников детской книги.
Добавляются книги на школьную тематику. Чтобы дети лучше узнали и запомнили буквы, мы поместили в книжный уголок азбуку, буквари и книги, которые дети могут читать сами из серии «Читаем по слогам».
В книжном уголке имеются формуляры на каждого ребенка.
Сотрудничаем с Городской детской библиотекой.
Организуем тематические выставки. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Тема выставки обязательно должна быть важной актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника – иллюстратора, с содержанием планируемого утренника).
Дети уже самостоятельно могут отремонтировать книги. Поэтому, материалы для ремонта книг размещен в книжном уголке.