Обобщение опыта работы учителя начальных классов КРО Бойковой Т.М. по теме:«Использование загадки - как средства развития логического мышления учащихся коррекционно-развивающего класса»
Обобщённый опыт работы по теме:
«Загадка - как средство развития логического мышления учащихся коррекционно-развивающего класса»
Автор: Бойкова Татьяна Михайловна-
учитель начальных классов КРО
МБОУ СОШ № 6
городского округа город Шарья
Костромской области
Содержание:
Введение
Аннотация
Основная часть (описание опыта работы)
Заключение
Литература
Приложение
1.Введение
Мир, в котором мы живём, огромный, бесконечный, сложный и загадочный.
Именно семья помогает ребёнку познать, изучить, принять этот огромный, реальный мир со всеми его сложностями противоречиями.
Происходит это через мир радужного детства, сказки, игры, радости, добра и красоты. Человек стремится создать свой мир - добрый, безопасный, соразмерный, где бы он чувствовал себя в безопасности, где бы ему было хорошо и спокойно.
Учащиеся коррекционно – развивающего класса имеют широкий спектр личностных деформаций:
У многих интеллектуальное развитие снижено в связи с задержкой психического развития.
Внимание неустойчивое, плохо развита память и логическое мышление. Дети испытывают трудности в общении со взрослыми и сверстниками, у большинства детей неадекватная самооценка.
Некоторые очень неуверенны в себе, испытывают страх перед оценкой взрослого и боятся проявлять творчество, самостоятельность.
У других, напротив, уровень притязаний завышен, они переоценивают свои возможности.
В коррекционно-развивающей работе с такими детьми большую роль играют задания на развитие психических процессов, таких как мышление.
Наиболее доступным средством его развития является - загадка.
Существует несколько определений загадки.
В. Л. Аникин определяет загадку «как мудреный вопрос, по данный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».
По определению фольклориста В. И. Чичерова, «загадка — это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».
Ю. Г. Илларионова определяет, что «загадка — это, краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса».
Содержание загадок отражает жизнь, и деятельность человека, явления окружающей действительности и т. д. С развитием общества меняется тематика загадок, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным.
Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей, а делает учение интересным, ненавязчивым.
Но загадка — это не только игра, а и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.
Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.
2. Аннотация
Позиция |
Научить детей принимать нестандартные решения, логически мыслить посредством загадки |
Цель |
Формировать навыки: обобщения, классификации, сравнения, аналогии, систематизации, смыслового соотнесения, анализа синтеза, умозаключения, абстрагирования, умения решать логические задачи. |
Содержание |
Упражнения на формирование навыков: *выделение признаков предметов (существенных и несущественных) *узнавание предметов по данным признакам *сравнение предметов * давать словесную характеристику классов в готовой классификации *делить объекты на классы по заданному основанию *давать определения понятиям *ограничивать и обобщать понятия *решать логические задачи * устанавливать причинно следственные связи |
Формы, методы |
Формы: индивидуальные, групповые и коллективные. Внеклассные мероприятия. Методы: объяснение, беседа, игра, соревнование, частично-поисковый, проблемная ситуация, самостоятельная работа, творческая работа. Приемы: сравнение, упражнение, аналогия, мозговой штурм, обобщение, классификация. |
Результат |
Повышение уровня самостоятельности учащихся, работоспособности, интереса, мотивации учебной и воспитательной деятельности. Снятие психологической нагрузки в учении. Улучшение результатов учебной деятельности. |
3.Основная часть
В школьном возрасте у ребенка складывается и продолжает формироваться первичное обобщенное отношение к миру, в котором мы живем. Необходимо, чтобы это отношение было:
Познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок («Хочу их узнать и разгадать»)
Бережным — мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны (« Хочу защитить мой мир, ему нельзя вредить»)
Созидательным — мир так прекрасен (“ Я хочу сохранить и приумножить эту красоту “)
В целях развития у детей экологической культуры и их познавательных интересов, я решила более углубленно заняться изучением темы: «Использование загадки как средства развития логического мышления у детей ». Углублять и закреплять знания детей лучше через загадку. Ведь именно она развивает в детях наблюдательность, учит воспринимать окружающий мир многогранно и образно, помогает совершенствовать человеческую мысль.
По определению известного фольклориста В.И.Чичерова, загадка — это иносказательное описание, какого - либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса.
Содержание загадок по экологии отражает окружающую действительность: растительный и животный мир, явления природы. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме. Отгадать её - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию. Логическая задача в загадке облачена в художественную своеобразную форму.
Благодаря этому, загадка особенно привлекательна. И её построение, и её лексика обостряют внимание слушателя, вызывают интерес к выдвинутой задаче. Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что вопросам развития логического мышления при помощи загадки уделяется недостаточно внимания и времени со стороны учителя и родителей.
Условия для успешной работы по выбранной теме:
Первое: я должна быть эрудированной по теме.
Второе: из образовательного материала отобрала главное с учетом познавательных возможностей и интересов детей.
Третье: разработала систему педагогической и воспитательной деятельности по логическому развитию с использованием загадок. Логично сочетала разные формы работы с детьми на уроках, занятиях, совместной деятельности, на прогулках и экскурсиях. Старалась включать загадки во все виды деятельности.
Четвертое: при организации учебной, самостоятельной деятельности использовала наглядные, словесные, практические методы и приемы.
Пятое: оформила уголок, в котором расположила:
альбомы загадок, книги о природе, книги с загадками и т.д.
Работу над темой начала с изучения методической литературы по данному вопросу.
Провела диагностирование детей по психологическим тестам и выявила не достаточное развитие логических операций у данных детей в соответствии с нормами их возрастного развития.
Диагностика в начале учебного года помогла выявить затруднения детей.
Логические операции наших детей развиты лишь на 40-50 % от нормы развития детей младшего школьного возраста.
Диагностирование детей непосредственно по видам загадок ( загадки о природе, животных ,и т.,д.,) показало то, что не все дети могут быстро и правильно ответить на вопрос загадки.
20 % - быстро и правильно отвечают на вопрос, объясняют ответ;
40 % - отвечают, но не сразу, а лишь после наводящих вопросов;
40 % - не смогли ответить на вопрос загадки.
Диагностика помогла наметить направление работы в течение учебного года. На её основе составила план работы с детьми.
Вторым шагом стало создание уголка загадок, в котором разместила наглядные пособия, альбомы о животных и т.д.
Работу по использованию загадок я начала с отбора условий необходимых для их решения:
1. Соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей;
2. Полнота и конкретность характеристики;
3. Доступность языка и степень сложности художественного образа;
4. Тип логической задачи и характер мыслительной операции при отгадывании.
Свои цели я реализовывала через решение конкретных задач:
1. Через использование загадок о животных, растениях, явлениях природы воспитывать в детях умение наблюдать, рассуждать, доказывать, правильно выражать свою мысль.
2. Закрепить знание детей о животном и растительном мире, явлениях природы, орудиях труда, русском подворье, времени и так далее. Побуждать детей через загадку приобретать новые знания.
З. Воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающей среде.
4. Развивать логическое мышление посредством загадки.
В плане прослеживается работа по данному вопросу: на занятиях, совместной деятельности, на прогулках, экскурсиях и т.д.
Закрепление полученных знаний, умений проходит в самостоятельной деятельности, (дети наблюдают, составляют загадки, задают вопросы друг другу). Исследования психолога Н.Н.Поддъякова выявили две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей школьного возраста:
А) Происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.
Б) В процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается — они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания.
Отношение к чему-либо проявляется в поступках человека. Педагоги через поступки, поведение своих воспитанников видят истинное отношение к различным объектам, предметам, явлениям и событиям нашей жизни.
Это отношение проявляется через: познавательные вопросы детей, их желание получать новые сведения о мире, самостоятельно придумывать загадки, например, по экологии.
Через поступки детей по отношению к конкретным объектам, явлениям нашего мира: увидел лягушку наблюдает за ней, а не хватает; вырос цветок-любуется им, а не рвет. Через стремление детей что- то сделать своими руками; посадить цветок, помочь попавшему в беду живому существу и т.п.
Использовать загадки можно на каждом классном часе, включая их в разные виды деятельности
Уделяю внимание экологическому воспитанию не только на занятиях, но и в повседневной жизни. По данному вопросу также работала с родителями. Оформленная для них консультация (Приложение 2 )показала, что родители заинтересованы в воспитании и развитии детей. Их интересуют образовательные формы работы с детьми в школе, эмоциональное состояние детей в кругу сверстников. При индивидуальном общении они поделились вопросами семейного воспитания, рассказали о том, чем любят заниматься с детьми в свободное время. Во многих семьях решают кроссворды, отгадывают загадки. Родители вызвались оказать помощь группе в приобретении дидактических игр, книжек-загадок, детских книг по экологическому воспитанию.
Работа с коллегами.
Я разработала консультацию для педагогов «Сказка, требующая отгадки» (Приложение 3)
Проведенная консультация показала заинтересованность педагогов данным вопросом.
Выступила перед коллегами по вопросу обобщения опыта.
В своей работе использую следующие принципы:
1 Воспитывающего обучения. Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной работы. Занимательная форма делает учение ненавязчивым, интересным, прививает любовь к окружающему миру.
2. Наглядности. Информация, поступающая в мозг от органов зрения, не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти ребенка легко, быстро и прочно. Использование наглядности помогает создавать конкретные образы, непосредственно воспринимаемые ребенком, развивать зрительное восприятие. Например: загадки на сравнение, нахождение лишнего предмета. «Спрятался заяц?», « К какой сказке эта картинка?»
3. Систематичности и последовательности. Если систематически не упражнять ребенка в полученных навыках, то они утрачиваются, образование должно вестись последовательно, так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло всё вчерашнее и проторяло дорогу к завтрашнему. Об одном и том же растении, животном, явлении природы загадывала разные загадки. Например: наиболее типичным признаком в загадках о животных является голос животного, поэтому первой загадкой о петухе будет следующая:
Встает на заре
Кукареку поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (петушок)
Следующая загадка уже будет сложнее:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
4. Доступности.
От простого к сложному, от известного к неизвестному, в соответствии с накопленными ребенком знаниями, умениями, жизненным опытом.
Например: сначала загадываю загадки о домашних животных, животных наших лесов, о животных дальних стран,. а затем загадки с использованием элементов кроссворда
Использование принципа доступности определяется возрастными особенностями детей и зависит от их индивидуальных особенностей, ориентировано на личностную модель воспитания.
Формы работы с детьми.
Урок.
1. Классный час.
Загадки широко используются на классных часах. Они побуждают ребенка размышлять, познавать, думать. Занимательная форма загадки делает материал ненавязчивым интересным. Например, при проведении беседы “О братьях наших меньших” я в начале загадываю детям загадки о животных, чем вызываю интерес к теме занятия.
2. Экскурсия.
Во время экскурсии в зимний лес находим с детьми следы на снегу. Загадываю детям загадки о тех птицах и животных, которые оставили эти следы. В каждой экскурсии использую загадку, чтобы поддерживать у детей интерес к теме экскурсии.
З. Наблюдение.
Для углубления знаний детей о растительном и животном мире, явлениях природы так же использую загадки. Например: наблюдение за деревьями.
Во время прогулки в лес можно загадать следующие загадки:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом-
Чудеса увидишь в нем! (лес)
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой. (Лес)
4. Мероприятие.
Использование загадок во время мероприятий заинтересовывает детей, заставляет их принимать активное участие в играх, конкурсах, викторинах и т.д. Например: (Приложение № 4) «Мы живем на земле» я использовала очень много загадок:
Подрастала - хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла - зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. (Лягушка)
Платье потерялось,
А пуговки остались. (Рябина)
5. Игра.
В работе над загадкой использую различные методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Например:
Игра «Поле чудес», «Счастливый случай», «Путешествие по станциям» и так далее.
Средства образовательной работы:
1 Наглядная информация: изготовление пособий, альбомов, детских книжек, подбор литературы по данному вопросу. Для родителей предусмотрены стенды консультации 2.Информация теоретическая: список методической литературы, консультация для родителей, консультация для педагогов .
Заключение
В коррекционно-развивающей работе с детьми большую роль играют задания на развитие психических процессов, таких как мышление.
Наиболее доступным средством его развития является загадка. Так как содержание загадок отражает жизнь, и деятельность человека, явления окружающей действительности и многое другое.
Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей, и делает учение интересным, ненавязчивым.
При её отгадывании у детей формируются такие логические операции как обобщение, классификация, сравнение, аналогия, систематизация, смысловые соотнесения, анализ и синтез, умозаключение.
В процессе своей работы я упражняла детей в выделении признаков предметов (существенных и несущественных), узнавании предметов по данным признакам, сравнении предметов. Учила давать словесную характеристику предметов, делить объекты на классы, давать определения понятиям, ограничивать и обобщать понятия, решать логические задачи, устанавливать причинно следственные связи.
Наивысшим результатом моей работы явилось то, что дети не только научились отгадывать народные и авторские загадки, но и придумывать собственные (Приложение 1)
Показатели развития логических операций в начале и на заключительном этапе моей работы заметно возросли.
Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.
Литература:
1.1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. (Составители Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина). Ярославль: Академия развития, 2000г.
2. Волина В. Загадки от А до Я. СПб: Дидактика Плюс, 1997г.
3. Детям на потеху. Русские народные песни, загадки, пословицы / Составитель Э.Померанцева, М.: Детская литература, 1983 г.
4.Живая вода: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок (Составитель В.Аникин. М: Детская литература, 1987г.)
5. Загадки и скороговорки (Составитель: О.Козак. СПб: Союз, 1997г.)
6.Мельников М. Русский детский фольклор. М: Просвещение, 1992г.
7. Рассыпушки: Народные песенки, поговорки, загадки (Составитель Карнаухова И., 1997г.)
8. Чудесный короб: Русские народные песни, сказки, игры, загадки (Составитель Г.Науменко. М: Детская литература, 1988г.)
9.Астахова О.А. Детские загадки в кроссвордах
10. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки
11. Коноваленко С.В. Отгадывая учимся
12.. Сборник загадок.Составитель Карпенко М.Т. М: Просвещение, 1988г.)
13. Гаврина С.Е. Большая книга тестов. М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2009г.
14. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М.:Астрель, 2005г.
15.Шадриков В.Д., Дударева В.Ю., Зиновьева Н.А.Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты. М.: Альма Матер, 2009г.
16. Тихомирова Л. Ф. Логика для младших школьников: Ярославль: Академия развития, 2001.
17. Козырева Л.М. Развиваем логическое мышление: Ярославль: Академия развития, 2005.
Приложение 1
Загадки, придуманные детьми:
1.Кто на охоту
Ходит с папой,
А со мной
Играет лапой.
(собака)
2.У неё ошейник есть
Лапы, уши, когти, шерсть.
Дом от вора стережёт
Чужой к нам в гости не пройдёт.
(собака)
3.Человек её хозяин,
Он и кормит, и поит
Если будет она лаять,
Значит, в дверь кто-то стучит.
(собака)
4.В доме нашем друг живёт,
Нас охраняет, стережёт.
Может палку принести,
А может от беды спасти
Дети у неё щенки- Розовые язычки .
(собака)
5.Зубы маленькие есть,
На спине густая шерсть.
(собака)
6. Очень сильно лает,
Всех кругом пугает (собака)
7.Будка во дворе стоит,
В ней хозяин злой сидит.
Только ноченька настанет,
На луну друг выть мой станет.
(собака)
8.Громко лает,
Чужих кусает,
Цепью гремит,
Злобно рычит.
(собака)
9.Маленький, пушистый,
Глазки блестят
Во все стороны глядят.
(кошка)
10.Моет мордочку всегда,
Но водою никогда.
(кошка)
11. Если ты её обидишь,
Так царапнет-
Сам увидишь.
(кошка)
12.Молочко лакает, Песню напевает.
(кошка)
13.Глазки в темноте блестят,
Белы ушки торчат.
Любит мышек она есть
И лизать на пузе шерсть.
(кошка)
14.Мягкая шёрстка,
Хвостик трубой,
На лапках царапки.
Кто это такой?
(кошка)
15.Ходит спинку выгибает,
Песни тихо напевает.
Когти точит об диван
И приносит радость нам.
(кошка)
16.Травку жуёт,
Деткам молоко даёт
(корова)
17.Бегает по полю,
Травку жуёт,
Корову мамой «зовёт».
(телёнок)
18.Очень радостно поёт,
О том, что солнышко встаёт.
(петух)
19.Ко-ко-ко,
Ко-ко-ко, не ходите далеко.
Лапками гребите,
Червяков ищите.
(цыплята)
20.Жёлтые как цыплята,
А воды не боятся.
(утята)
21.Ходит с пятачком,
А ничего не покупает.
(поросёнок)
22.Хвостик маленький крючком,
А нос пятачком. (поросёнок)
Любит сено и овёс,
Возит грузов целый воз.
(лошадь)
23.У бабушки моей живёт
И молоко нам всем даёт
(корова)
24.Очень сильно ядовит,
На полянке он стоит.
(мухомор)
25.Маслянистый грибок,
Очень вкусный на зубок.
(маслёнок)
26.Посмотрите-ка, друзья,
Здесь их целая семья.
(опята)
27.Много их нашёл в лесу,
А теперь домой несу.
(грибы)
28.Вкусная, сладкая,
Жёлтая и гладкая.
(репка)
29.Посмотрите- ка на грядке,
Развалились поросятки.
Нет, это не они,
Ведь это….(кабачки)
30.Летом на грядке - зелёные,
А зимой в банке - солёные.
(огурцы)
31.Рыжая, но не лиса,
Живёт не в лесу,
А на грядке.
(морковь)
32.Что за дерево стоит
В белом сарафане,
Посреди поляны.
(берёза)
33.Символ нашей родины-
Дерево такое,
Белое с полосками,
Самое родное.
(берёза)
34.Попробуй-ка его затронь,
Сразу обожжёт ладонь.
(крапива)
35.Круглое, гладкое,
А на вкус сладкое.
(яблоко)
36.Круглый год светить готово,
Согревая землю.
Очень радуемся мы
Золотому….( солнцу)
37.Я светлая, прозрачная,
Расту вниз головою.
Не летом, а зимою.
( сосулька)
38.Доброе и светлое,
А посмотришь на него
И заплачешь горячо.
(солнце)
39.Ласковое, ясное
Светит высоко.
Согревает землю,
И нам с тобой тепло.
(солнце)
40.Белый и пушистый
В воздухе кружится.
На нас с тобой садится,
И никого не боится.
(снег)
41.Пуховая перина
Землю укрывает.
Нас кататься приглашает.
(снег)
42.Окна все разрисовал,
А краску в руки он не брал.
( мороз)
43.Осенью появляется,
Зимой кругом лежит.
Весной тает и ручейком бежит.
(снег)
44.Рыбкам жить зимой легко,
Я ведь толстое стекло.
(лёд)
45.Посмотрите-ка, друзья,
В домике живёт скворец.
Значит, кончилась зима,
А пришла….. (весна)
46.Клейкие листочки
В домиках живут.
Лишь весна настанет,
Тут же оживут.
Окошечки раскроют
И расти начнут.
(почки)
46.Разноцветная дуга
Над рекой прошла.
(радуга)
47.Ты приди, приди скорей,
Землю нашу ты полей,
Он пришёл, мы убежали,
Все под крышу дружно встали.
(дождь)
48.Серенькие птички,
Птички-невелички.
По двору шныряют,
Крошки собирают.
(воробьи)
49.Грудка красна,
А шапочка черна.
Живут с нами в холода.
(снегири)
50.На кормушке у нас шум, гам.
Кто это там прилетел в гости к нам.
(птицы)
Приложение 2
Консультация для родителей:
«Загадка как средство развития логического мышления»
Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Продуманная организация прогулок, специальных наблюдений в природе развивает его ум, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природных явлений.
Наблюдая природу под руководством взрослого, ребёнок обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание участвовать в созидании.
Большую помощь в развитии логического мышления детей вам окажет загадка. Загадка побуждает ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию.
Разгадывание загадок требует активной работы мысли, поиска, что является обязательным условием успешной познавательной деятельности.
Наблюдая с детьми за домашними животными, загадайте им загадки:
По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца.)
Стоит копна.
Спереди - вилы, сзади - метла. (Корова.)
С бородою, а не старик.
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
доят, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза)
Гуляя в лесу, поищите с детьми признаки деятельности животных (распотрошенные шишки сосны, ели, ягоды рябины, следы). Здесь уместно загадать загадку:
По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица. (Белка.)
Во время наблюдений за деревьями загадайте загадку:
Весной вырастают,
Осенью опадают. (Листья.)
Задайте детям вопросы: Посмотрите, какие стоят деревья. Как можно назвать деревья без листьев? Почему листья с деревьев осенью опадают? Чем похожи деревья? Что за дерево: и зиму, и лето зелено? Что летом и зимой в рубахе одной? (Ель, сосна.) В шубе летом, а зимой раздеты. (Листья. Деревья.)
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница.)
Загадки еще в древности применяли для оценки сообразительности, знаний, наблюдательности. Загадки являются логическими задачами, а их разгадывание отличной умственной гимнастикой. Упражняясь в разгадывании загадок, заучивая их, развивается речь детей, они учатся думать быстрее.
Чтобы занятия с детьми по отгадыванию загадок были для них более интересны и увлекательны, я предлагаю воспользоваться вам следующим практическим материалом (смотри далее). Таким образом, мне хочется, чтобы вы использовали загадки с детьми во время наблюдений, экскурсий в природу для более успешного их развития детей.
Приложение 3
Консультация для педагогов:
«Сказка, требующая отгадки»
Загадка - требующая изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании. Загадки у разных народов называются по-разному. У чувашей, например, загадка-это ”тупмалли юмах”, что буквально означает “сказка, требующая отгадки”. Многие загадки содержат сказочный сюжет и могут рассматриваться как особая разновидность сказок.
Признаки загадок:
По содержанию она представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать. Описание нередко оформлено в виде вопроса. Как правило, это описание лаконично. Загадке часто присущ ритм.
Многие фольклористы отмечают, что загадки умны, высоко поэтичны, нравственны. А значит, они оказывают соответствующее влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей. В глубокой древности они, вероятно, выполняли все эти функции. Но позднее доминирующим началом в них стало умственное воспитание.
Особенности отбора загадок.
Дети младшего школьного возраста с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательными:
длинная, гладкая, оранжевая, сладкая. Зайчики едят и нам велят. (Морковь.)Для этого же возраста подходят и загадки с рифмующейся отгадкой:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок.)
Тематика загадок для детей младшего школьного возраста (1 класс) ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания.
Загадки для детей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка. Второклассники уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще невелик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.
Скатерть бела всю зиму одела (Снег.)
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча.)
Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предметом-отгадкой.
В этом же возрасте популярны загадки с рифмующимися отгадками:
С неба падают зимою и кружатся над землею
Легкие пушинки, белые... (снежинки.)
Дети 3 и 4 класса уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок.
Без крыш летит,
Без ног бежит,
Без огня горит,
Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце.) Выпускники начальной школы имеют более широкие представления о животном мире, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок.
Дети начинают понимать смысл образных выражений. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь) В этом возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки, для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.
Молода - похожа на серп,
Поживет- станет как лепешка. (Месяц, луна.)
Загадки можно использовать на викторинах, развлечениях, занятиях, во время прогулок и экскурсий. С образной загадки можно начать любое занятие, что станет и хорошей мотивацией для приглашения сказочного героя, и проверкой детей на сообразительность.
Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем необязательно за отгадку).
Широкие педагогические возможности загадки отмечаются многими. Загадки способствуют развития памяти, образного мышления (Г.Н.Волков.). Загадка доставляет уму полезное упражнение (К.Д.Ушинский).