12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Молошникова Елена Алексеевна230
Образование: высшее, окончила Воронежский государственный педагогический университет по специальности история и педагогика в 1994 году, квалификация: учитель истории, методист по воспитательной работе. В 1991, 1993, 1995 – 1999 гг., в летний период времен
Россия, Воронежская обл., Воронеж

Молошникова Елена Алексеевна

Учитель истории

МБОУ СОШ № 51 г. Воронеж

Внеклассное мероприятие ко Дню прав человека в рамках общешкольной декады правовых знаний.

Круглый стол «ПравДа!» (технология развивающего обучения)

Целевая аудитория: 10 класс.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Вид внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение.

Форма внеурочной деятельности: круглый стол - обсуждение проблемных вопросов и защита групповых мини-проектов (домашнее задание исследовательского характера).

Актуальность внеклассного мероприятия

В России существует проблема правового нигилизма. Она проявляется в скептическом, равнодушном отношении к праву: по статистике 3/4 населения страны плохо ориентируются в законах. Опасность правового нигилизма - в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка. В повседневной жизни каждый человек должен знать свои права, чтобы уметь их защищать. Изучение прав человека, провозглашённых во Всеобщей декларации прав человека, позволит школьникам оперировать правовыми знаниями в нужной ситуации, научит отстаивать свои интересы, поможет чувствовать себя свободными и защищёнными.

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала и формирование гуманистического образа мышления обучающихся.

Задачи:

  • сформировать умения грамотно работать с различными видами информации, собирать факты, необходимые для решения определённой проблемы, делать аргументированные выводы,
  • развить умения выслушивать мнения другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение,
  • установить эмоциональные контакты между обучающимися, научить их работать в команде,
  • развить самостоятельность и способность к самоорганизации, искать и находить содержательные компромиссы,
  • сформировать правовую компетентность старшеклассников в отношении защиты основных прав и свобод личности, закрепленных Декларацией, закрепить знания о правовом статусе личности в Российской Федерации.

Методы достижения:

  • творческие задания: самостоятельная творческо-поисковая деятельность,
  • создание проблемной ситуации,
  • работа в малых группах: каждая группа выполняет отличающую от других практическую работу, задание, а затем отстаивает своё мнение.

Оборудование: карточки с заданиями, текст «Всеобщей декларации прав человека», листы бумаги, ручки, мультимедийная презентация.

Основные понятия: права человека, принципы прав человека, поколения прав человека, толерантность, Всеобщая декларация прав человека, механизмы защиты прав человека, правовой статус личности.

Предварительная подготовка к занятию круглый стол «ПравДа?»

Класс делиться на 5 групп (по 5 человек в каждой команде). Группы выполняют определённые задания и оформляют мини-проекты. Например, творческие отчёты в виде эссе, плаката, газеты, альбома, буклета. Первые четыре группы работают с текстом Всеобщей декларации прав человека, пятая группа обучающихся 10 класса самостоятельно осуществляет поиск информации по заданной тематике.

Всем участникам мероприятия заранее также задаётся один из проблемных вопросов мероприятия – круглый стол «ПравДа!».

  • Почему важнейшими фундаментальными правами человека считаются права человека первого поколения – гражданские и политические, и многие международные общепризнанные инстанции такте как Европейский суд и Комитет ООН по правам человека стараются не работать со вторым поколением прав – экономическими, социальными и культурными правами?

Предварительные задания группам

1 группа: работа со статьями 3-19 Всеобщей декларации прав человека. Задание: выяснить в чём состоит главное назначение гражданских прав и ответить на вопрос «При каких условиях государство может ограничивать человека в правах?».

2 группа: работа со статьями 20-21 Всеобщей декларации прав человека. Задание: определить сущность и основное назначение политических прав, ответить на вопрос «Как государство может гарантировать соблюдение политических прав и свобод?».

3 группа: работа со статьями 22-27 Всеобщей декларации прав человека. Задание: определить сущность и основное назначение социально-экономических прав и культурных прав, систематизировать их и обозначить основания для систематизации. Ответить на вопрос «В состоят особенности социально-экономических и культурных прав?».

4 группа: работа со статьёй 29 Всеобщей декларации прав человека. Задание: выяснить в чём состоит взаимосвязь прав и обязанностей, провозглашённых в Декларации. Ответить на вопрос «Почему без статьи 29 Всеобщая декларация прав человека была бы лишена всякого смысла?».

5 группа: работа с ресурсами Интернет, учебной литературой, поиск информации по теме: «Юридические гарантии защиты прав человека в РФ». Задание: предоставить информацию в виде схемы «Механизмы защиты прав и свобод в РФ». Ответить на вопрос «Почему граждане РФ редко обращаются за защитой своего нарушенного права к государству, а также недостаточно используют средства самозащиты своих прав?».

Структура занятия (45 минут)

  1. Вводная часть. Обсуждение проблемного вопроса. Сообщение темы, цели и задач круглого стола (приём технологии развивающего обучения: создание проблемной ситуации). 5 минут.
  2. Работа над понятием «права человека». Игра «Идеальное общество». Актуализация опорных знаний и умений учащихся (приём технологии развивающего обучения: игра-поиск). 7 минут.
  3. Защита групповых мини-проектов по изучению Всеобщей декларации прав человека. Теоретическая интерпретация полученных результатов работы (приёмы технологии развивающего обучения: исследовательский приём, научный спор). 17 минут.
  4. Защита группового мини-проекта: схема «Механизмы защиты прав человека в РФ» (приём технологии развивающего обучения: моделирование). 4 минуты.
  5. Закрепление. Конкурс пантомим. Тексты: «Найти ошибки», «Подчеркнуть лишнее» (приём обобщения). 5 минут.
  6. Обсуждение проблемных вопросов. Подведение итогов занятия, рефлексивно-оценочные действия (эвристический приём). 7 минут.

Тематические планируемые образовательные результаты

Предметные:

Метапредметные:


Личностные:


Результаты освоения междисциплинарной программы смыслового чтения:

понимают значимость Всеобщей декларации прав человека для развития демократии и совершенствования правовой системы стран мира

уметь объяснять политические, социально-экономические, личные права человека и механизм их защиты

умеют характеризовать способы и средства правовой защиты основных прав человека в государстве

Познавательные: приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, доказывают, делают выводы, определяют понятия, строят логически обоснованные рассуждения

Коммуникативные: владеют способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуации общения, допускают существование различных точек зрения, принимают другое мнение и позицию

Регулятивные: сознательно организуют и регулируют свою деятельность, учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения

проявляют способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию

применяют правила делового сотрудничества

оценивают собственную деятельность, готовы и способны вести диалог с другими людьми, достигают в нем взаимопонимания

доброжелательно относятся к другому человеку, его мнению, мировоззрению


самостоятельно ищут, извлекают, систематизируют, анализируют и отбирают необходимую для решения познавательных задач информацию, преобразуют её




Результаты формирования ИКТ компетенций: умеют осуществлять поиск информацию по заданной теме в соответствующих по возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных – ресурсах Интернет, пользуются методом избирательности в отборе информации, определяют выбор методов исследования, проводят их с помощью компьютерных средств.

Ход занятия

Первый этап. Вводная часть. Обсуждение проблемного вопроса. Сообщение темы, цели и задач занятия. Первый, второй, третий слайды презентации.

Класс предварительно разделён на 5 групп (в каждой группе – по 5-6 человек). Занятие начинается с обсуждения группами участников мероприятия общего вопроса, после которого происходит переход к теме и задачам занятия.

Проблемный вопрос

  • Развязанная Гитлером Вторая мировая война за торжество фашизма унесла жизнь более 65-67 миллионов человек, в том числе около 12 миллионов человек погибли в концлагерях. Жертвами сталинских репрессий только по официальным данным стали 3, 8 миллиона человек, а расстреляны были около 800 тысяч человек. Как вы считаете, кого история оправдает больше – Гитлера или Сталина?

Каждая группа в течение минуты обсуждает проблемный вопрос, далее следует совместное обсуждение вопроса, участники дискуссии делают выводы. Например, и вторая мировая война, и сталинские репрессии – это трагедии человечества. История никогда не сможет оправдать ни Гитлера, ни Сталина, потому что насилие – это зло, а жизнь каждого человека бесценна, у насилия не может быть оправдания.

Обобщение ответов участников мероприятия учителем. Например, во Всеобщей Декларации прав человека зафиксировано, что человек имеет право на жизнь. Для того чтобы признать бесспорность этого права человечество прошло долгий путь длинной в тысячелетия. Первым шагом стал запрет людоедства, затем следовал отказ от человеческих жертвоприношений и так далее. Самым кровавым конфликтом в истории стала Вторая мировая война. Потери оказались настолько велики, что их можно определить лишь приблизительно. Эти огромные потери заставили содрогнуться всё человечество. После окончания войны, прогрессивная часть общества осознаёт, что подавление прав человека в отдельно взятых странах, как это происходило, например, в фашистской Германии, это очаг пожара, который может охватить весь мир или отдельную его часть. Любой «неправовой», диктаторский режим не довольствуется подавлением инакомыслия внутри страны и стремится к экспансии. Чтобы избежать новой мировой войны 10 декабря 1948 года на Генеральной Ассамблее ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В Декларации были названы важнейшие права и свободы, которые должны принадлежать каждому человеку просто потому, что он человек. Сама Всеобщая декларация – это небольшой по объёму документ - всего 30 статей и краткое вступление, но зато каких! Самых важных, самых фундаментальных, которые охватывают все сферы человеческой жизнедеятельности. Дата принятия Всеобщей декларации отмечается во всём мире как День прав человека.

Сообщение темы, цели и задач занятия: охарактеризовать основные положения Декларации прав человека, раскрыть её особенности, ответить на вопрос: «Почему нужно изучать права человека?».

Второй этап. Работа над понятием «права человека». Игра «Идеальное общество». Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Четвёртый, пятый слайды презентации.

На 2-м этапе занятия через игру «Идеальное общество» происходит актуализация опорных знаний и умений обучающихся.

Игра «Идеальное общество». Задание: для того, чтобы создать абстрактное идеальное общество, нужно составить список прав его граждан. Каждый для себя определяет 3 основных права. Затем эти права обсуждаются в группах. После этого каждая группа составляет список прав, которые, по мнению участников каждой группы, являются наиболее важными. В итоге каждая группа должна представить список из 10-ти прав человека, которые соблюдаются в идеальном обществе.

Обсуждение, в ходе которого составляется итоговый перечень, в него включаются только те права, которые повторяются в группах. Таким образом, класс составил перечень из 10-ти прав человека своего сообщества.

 Обобщение ответов участников мероприятия учителем.  Например, одно из значений понятия «права человека» - личная возможность, не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на понимание, на уважение, на сочувствие, на свою точку зрения». Эти права фиксирует мораль. Неслучайно в русском языке слова «права» и «правда» являются синонимами. Мы их используем в неюридическом значении. Они играют большую роль в жизни человека, но к правовым нормам отношения не имеют. В случае их нарушения никто к законам не обращается. Другое значение понятия «права человека» — это личная возможность, которая гарантируется законом. Речь идёт о таких правах человека как право на свободу совести, право на труд, образование, социальное обеспечение. Это законодательно закреплённая возможность каждого получать материальные и духовные блага. Всеобщая декларация прав человека чётко переводит понятие «права человека» из нравственного понятия в юридическое. Почему? Потому что государство – это, прежде всего, властная организация. Государство может, подобно библейскому мифу, превратиться в чудовище Левиафана и «пожирать» своих граждан, то есть ущемлять права человека, а может эти права ставить под защиту закона, защищать, обеспечивать.

Третий этап. Защита мини-проектов 1-4 групп по изучению Всеобщей декларации прав человека. Теоретическая интерпретация полученных результатов работы. Шестой, седьмой, восьмой слайды презентации.

В ходе обсуждения 1, 2, 3 и 4 группы защищают свои мини-проекты (темы и задания указаны выше).

При ответах на вопросы учащиеся пользуются формулой:

  • Высказываются о своей позиции (Я считаю, что …),
  • Объясняют её (Потому что…),
  • Приводят примеры (Я могу подтвердить примерами …),
  • Делают выводы (Таким образом, мой вывод…).

Возможные выводы участников мероприятия в ходе творческой интерпретации полученных результатов работы.

1 группа. Например, гражданские права: право на жизнь, свобода и личная неприкосновенность, свобода совести и др. Это те права, которые принадлежат человеку, прежде всего, как свободной личности, которая неприкосновенна, автономна. Основаны на трёх естественных началах, «китах» права: право на жизнь, свободу, равенство. При каких условиях государство может ограничивать человека в правах? В целях защиты конституционного строя, нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Может быть ограничена свобода слова, если этим словом призывают к насильственному свержению законных властей или его используют для клеветы и оскорбления других лиц. Запрещается так же пропаганда и разжигание расовой, национальной вражды и ненависти, а также пропаганда насилия и войны.

2 группа. Например, политические права: свобода мирных собраний, право на объединение, право избирать и быть избранным и др. Как государство может гарантировать соблюдение политических прав и свобод? Массовые мероприятия (митинги, демонстрации) не должны приводить к беспорядкам, столкновениям. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, они должны соблюдать общественный порядок, предупреждать местную власть о мероприятиях заранее.

3 группа. Например, социально-экономические права: право на труд, право на отдых, право на образование и др. Культурные права: право на участие в культурной жизни, право на доступ к культурным ценностям и др. В чём особенности социально-экономических прав? Эти права предназначены обеспечить нормальные условия материальной жизни человека. Их цель: обеспечить удовлетворение базовых потребностей человека, которые являются условием гармоничного свободного развития личности. В чём состоит основное назначение культурных прав? Например, обеспечивать духовное развитие и самореализацию личности, мы имеем право на доступ к культурному наследию, которое оставили предыдущие поколения.

4 группа. Например, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, это необходимо для обеспечения прав и свобод других и удовлетворения общего благосостояния в демократическом обществе. Почему без статьи 29 Всеобщая декларация прав человека была бы лишена всякого смысла? Обладание правами возлагает на человека определённый круг обязанностей перед обществом и государством. Все эти правовые нормы выражают меру свободы человека. А мера – это нечто строгое, взвешенное, просчитанное. Свобода личности имеет свой предел, свою границу. В данном случае – это права других людей. Таким образом, наша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Юристы по этому поводу сформулировали мудрый афоризм: «Будь свободен, сам и уважай свободу других».

Обсуждение проблемного вопроса всеми участниками круглого стола

  • Почему важнейшими фундаментальными правами человека считаются права человека первого поколения – гражданские и политические, и многие международные общепризнанные инстанции такие как Европейский суд и Комитет ООН по правам человека стараются не работать со вторым поколением прав – экономическими, социальными и культурными правами?

Обобщение ответов участников мероприятия учителем. Например, социально-экономические права, как никакие другие, очень сильно зависят от благосостояния граждан, а значит, у разных стран есть разные возможности для их реализации. Поэтому, когда говорят о трудовых правах, то речь идёт не о зарплате, а о праве на профсоюзы, на эффективную правовую защиту, о праве вступать в коллективные переговоры с работодателями. Если разные государства берут на себя выплачивать пособие по безработице, то в одном государстве это может быть 1000 долларов, а в другом – 5 долларов. Как правило, международная практика ориентируется на правила 1-го поколения: на гражданские и политические. Всё дело в том, что если не будут существовать права 1-го поколения, то перестанут существовать все остальные. Для того, чтобы человек отстоял своё право на высокую пенсию, у него должна быть возможность об этом писать, говорить, выходить на митинг. А для этого у него должно быть право на свободу слова и свободу собраний. Всеобщая декларация прав человека определила круг основных прав и свобод человека, которые подлежат всеобщему соблюдению, и в этом состоит её великое историческое значение.

Особенности прав человека, которые провозглашает Всеобщая декларация:

  • Всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в достоинстве и правах. Это значит, что независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения каждый имеет одинаковые права.
  • Неотчуждаемые: неотделимы от самого человека. Они принадлежат всем людям именно потому, что они – люди: права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.
  • Неделимые: каждый человек обладает всей совокупностью прав: нельзя пользоваться одними правами и быть лишёнными других.

Четвёртый этап. Защита мини-проекта 5 группы: схема «Механизмы защиты прав человека в РФ». Девятый слайд презентации.

5 группа. Возможные выводы участников мероприятия в ходе творческой интерпретации полученных результатов работы.

Механизмы защиты прав человека:

  • Президент РФ (гарант прав и свобод граждан),
  • Правительство РФ (должно осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан),
  • Уполномоченный по правам человека (его главная задача: способствовать защите нарушенного права),
  • Судебная система (наиболее массовый вид защиты прав человека).

Всё это – государственная защита прав человека. При этом не исключаются самостоятельные активные действия каждого по защите своих прав всеми способами, не запрещенными законом.

  • Право на самозащиту. Один из самых эффективных способов защиты нарушенного права. Включает в себя: - обжалование действий должностных лиц, - обращение в СМИ, в правозащитные организации и объединения. Заключение договоров в гражданском праве, в трудовом праве (работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также угрожающей его жизни и здоровью), в уголовном праве есть институт необходимой обороны и крайней необходимости.

Гражданин имеет возможность использовать защиту не только со стороны государства, ни и прибегать к собственным силам, если это не противоречит закону.

  • Почему граждане РФ редко обращаются за защитой своего нарушенного права к государству, а также недостаточно используют средства самозащиты своих прав?

Например, низкий уровень правовой культуры, незнание законов, правовой нигилизм: отрицание ценности права, скептическое отношение к закону.

Пятый этап. Закрепление. Десятый слайд презентации.

На 5-ом этапе занятия в игровой форме происходит закрепление материала.

Конкурс пантомим: по одному человеку из каждой команды предстоит изобразить жестами, мимикой, то право, которое изображено на карточке, а команда его угадывает:

  • право на свободу слова,
  • право на отдых.
  • право на образование,
  • право на жизнь,
  • право на вступление в брак.

Текст: найти ошибки: «Право на жизнь, не являясь естественным правом каждого человека, тем не менее, входит в перечень тех политических конституционных прав, которые предоставляются лишь демократическим государством при условии, что это право принадлежит только гражданам РФ».

Ответ:

  • право на жизнь является естественным правом человека,
  • не является политическим правом, а только гражданским, личным,
  • не даруется государством, а принадлежит по праву рождения,
  • это право любого человека, а не только гражданина РФ.

Подчеркните три права (свободы), которые явно «лишние» в представленном перечне.

  • Право на достоинство,
  • Право на жизнь,
  • Свобода мысли,
  • Право на труд,
  • Свобода слова,
  • Свобода совести,
  • Право на жилище;
  • Право на неприкосновенность,
  • Свобода передвижения,
  • Свобода объединений.

Ответ: право на труд и право на жилище - социально-экономические права, свобода объединений - политическое право. Все другие – гражданские (личные) права.

Шестой этап. Обсуждение проблемных вопросов. Подведение итогов занятия. Рефлексивно-оценочные действия. Одиннадцатый, двенадцатый слайды презентации.

Проблемный вопрос

  • Все люди разные: у них различный цвет кожи, волос, глаз, пол, возраст, вес. У них разные вкусы, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от других, каждый человек индивидуален. Вместе с тем, с глубокой древности люди осознавали своё единство, благодаря чему человек выжил как биологический вид. Что при таких различиях составляет основу единства человечества?

Обсуждение проблемного вопроса в группах. Возможные выводы, например, разумность, мораль, духовность, воля объединяет людей, закон естественного отбора не действует в социуме.

Обобщение ответов участников мероприятия учителем. Например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» происходит интересный диалог между двумя героями – Алексеем и Иваном Карамазовыми. Иван обращается к Алексею: «Представь, что это ты возводишь здание судьбы человеческой с целью осчастливить людей, дать им мир и покой, но для этого необходимо замучить всего лишь одно крохотное создание, ребёночка, и на его слезинках основать это здание. Согласился бы ты быть архитектором на этих условиях? Скажи и не лги?». «Нет, не согласился бы – тихо проговорил Алексей». Позиция Алексея – это та самая этическая установка, на которую должно быть нацелено всё человечество. И пока она не возобладает в умах всех людей, общество будут по-прежнему сотрясать конфликты. Ведь никакая, казалось бы, заманчивая цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья. Какие только идеи не рождались в умах людей за всю историю человечества, но претворение идей, которые зиждились на насилии не раз заводило человечество в тупик. Вторая мировая война тому подтверждение. Только идеи гуманизма, в которых высшей ценностью является жизнь человека, выдержали испытание временем. Каждая из мировых религий основана на этих идеях. В них заключается «ПравДа!» человечества. Эти вечные общечеловеческие ценности отражены во Всеобщей декларации прав человека.

Обсуждение вопроса: «Почему нужно изучать права человека?». Подведение итогов занятия. Рефлексия. Каждый из участников выбирает одно из определений и участвует в обсуждении:

  • Я узнал…
  • Я открыл для себя…
  • Я хотел бы обсудить…

Литература

  • Всероссийская олимпиада школьников по праву / Сост. В. В. Спасская, С. И. Володина / Науч. редактор Э. М. Никитин. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 172 с.
  • Лазарев К.С. Реализация положений международного Билля о правах в Конституции России//Вопросы российского и международного права. 2018. № 2. с. 10-27.
  • Наумова, Н. В. Всеобщая декларация прав человека и её действие в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2017. - №5. - с. 304-306.
  • Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: 1 ч. - М: ООО «Русское слово ", 2017. - 200 с.


10 декабря - день прав




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.